О реформе ЖКХ в Казахстане
Реформа ЖКХ в Казахстане по своей природе подобна шоковой терапии гайдаровской реформы 1992 года. Махнули — и ни у кого денег не стало. Все — одинаковы. То же самое было сделано в Казахстане. Они взяли и все «отрубили» — никаких льгот, никаких дотаций, никаких государственных коммунальных предприятий: вот плательщик, а вот продавцы энергии, воды и тепла. И должны платить все по полной стоимости независимо от зарплаты, пенсии и т.д.
Проводить в России вторую после 1992 года аналогичную шоковую терапию было бы равносильно тому, чтобы подпилить сук, на котором мы все сидим. Потому что общественно-политическая обстановка в Казахстане и таковая в середине и конце 90-х годов в России имели совершенно разную природу. Там сложившийся механизм государственной власти и строгой, как они говорят, управляемой демократии. Я, правда, не очень хорошо понимаю, что такое управляемя демократия... И представьте себе Россию 90-х годов, раздираемую противоречиями, с мощной оппозицией в Думе из представителей КПРФ. Реформы просто невозможно было бы сделать. Поэтому мы вынуждены были выбрать более смикшированный путь. В том числе на территории нашей области. Обращая внимание прежде всего на энергосбережение, на альтернативные виды топлива, на экономию ресурсов, минимизацию управленческого аппарата. И этот резерв еще не исчерпан. Но мы все равно перейдем через год или к 2005 году на рыночные отношения. И там всем нам нужно будет привыкать к тому, что энергия, вода, коммунальное обслуживание — это рыночные категории.
В Казахстане население в роскоши не живет, средняя заработная плата примерно такая же, как и в России. Но оплата коммунальных услуг, жилья стала для каждой семьи необходимостью. Потому что вслед за этим идет отъем квартиры. И первое, что делают там люди, получив пенсию или зарплату, — бегут и платят за жилье. Потом уже все остальное. Хорошо это или плохо, нужно копировать их опыт или нет — сказать сейчас трудно. Слишком мало прошло времени, да и Россия — не Казахстан. Здесь менталитет людей другой. Но изучать этот опыт надо.
О Правительстве Омской области
Механизм запущен: закон о правительстве принят Законодательным собранием в декабре прошлого года. По сути дела, я сегодня единственное легитимное лицо в администрации области в соответствии с этим законом. Так что к 20-25 января все изменения будут завершены, а люди расставлены. Будут новые люди. И будет отрабатываться новая современная система управления.
Нельзя дальше управлять политическими, социальными и экономическими процессами на уровне кураторства. Сейчас это именно кураторская система. Есть губернатор, который несет ответственность за все, и более ни один человек в администрации ни за что не отвечает. Должно быть функциональное разделение обязанностей и прямая ответственность должностного лица за исполнение этих обязанностей. И никакого курирования. Если ты министр сельского хозяйства, то будь добр отвечать за все, что происходит в этой отрасли. Отвечать, а не курировать. Не приходить и не рассказывать, что там происходит... О том, что там происходит, я прочитаю в газетах. Вот такого механизма, к сожалению, у нас нет.
Почему я раньше этого не сделал? Наверное, потому, что в условиях не сложившейся государственной административной системы управления, которая была характерна для 90-х годов — разрушение старого партийно-хозяйственного аппарата, я просто был вынужден замкнуть на себе функции управления всеми подразделениями и отраслями. Но это была система антикризисного управления. И она должна была когда-то закончиться. Должна была родиться нормальная, спокойная система не руководства, не администрирования, а формирования и создания процессов, способствующих развитию экономики, культуры, общественной жизни. И на каждом участке должны стоять люди, несущие прямую ответственность, а не кураторы. Не такие, которые приходят утром к губернатору и рассказывают: там — то-то, а там — то-то, и «дают» ему задания: позвонить-де тому-то российскому министру, написать президенту, поехать на завод, встретиться с тем-то человеком. Я понимаю: институт консультантов должен быть, и он будет. Но власть не может состоять из консультантов и советников. Она должна состоять из конкретно отвечающих за свои участки лиц.
О продаже городских объектов
Я в курсе намерений муниципалитета избавиться от части собстенности, и здесь, в общем-то, я не вижу ничего предосудительного. Я обсуждал этот вопрос с мэром Омска и посоветовал не торопиться с какими-то отдельными объектами. И достаточно большой перечень набрался. Здесь главное — по какой цене продается, потому что вокруг каждой продажи возникает полукриминальая обстановка: появляются «друзья», манипулируют процедурой тендеров. И часто объекты уходят по смехотворной цене. И того реального финансового эффекта, который муниципалитет хочет получить в интересах пополнение доходной части бюджета, не случается. Это главная претензия к ним.
Поэтому мы будем очень внимательно наблюдать за процессами реализации муниципальной собственности в городе Омске. Поэтому здесь соответствующие поручения даны бюро инвентаризации по строгой оценке стоимости этих объектов. Доходит до смешного: помещения площадью более 1000 кв. м продаются чуть ли не за сотню — полторы сотни тысяч рублей. Это карманные деньги. Поэтому эта распродажа должна быть целесообразна, во-первых, с точки зрения учета и упорядочения муниципальной собственности и избавления от той, которую они не могут эффективно эксплуатировать и в которой не нуждаются, и, во-вторых, цена продажи должна соответствовать фактической стоимости.
Об аэропорте «Омск-Федоровка»
В инвестиционной программе аэропорт есть. Есть он и в федеральной программе. Правда, с незначительной суммой. Дальше мы будем вести переговоры с Министерством транспорта и, скорее всего, пойдем на кредитование этого объекта. Я мало верю, что федерация выделит нам соответствующие деньги, потому что 34 млн рублей, которые они заложили в текущем году — это смешно. Без кредитных ресурсов мы строительство аэропорта не возобновим. Речь будет идти о поиске инвестора, банка, который бы смог под щадящий процент выделить нам такой кредит. Но строительство аэропорта не будет остановлено
О нефтехимическом комплексе
Из всех отраслей промышленности мы особое внимание в 2004 году уделим развитию нефтехимического комплекта. В этой связи в новой структуре управления Омской областью будет создано Министерство развития нефтехимического комплекса, которое, на наш взгляд, должно будет координировать процессы, связи с головными компаниями... Омский нефтехимический комплекс сможет выжить только вместе. Каждое предприятие, за исключением нефтезавода, он самодостаточен — не имея налаженной корпоративной связи, сырьевых поставок, обречено на жалкое существование, если вообще не на саморазрушение. Мы имеем дело с очень мощными и серьезными конкурентами в Татарии и Башкирии, и поэтому для того, чтобы нам удержать на хорошем уровне свой нефтехимический комплекс, нужны совершенно иные идеи, решения и люди, хорошо разбирающиеся в этой отрасли.
О реорганизации ХК «Авангард»
В «Авангарде» несколько изменилась структура управления. Поскольку подавляющая доля финансирования этой команды приходится на Сибирскую нефтяную компанию, они попросили, чтобы в созданном некоммерческом партнерстве «Спортивный клуб „Авангард“ официально была учтена их доля. Потому что они отчитываются перед советом директоров, и чтобы это была не благотворительная акция, а запланированный бюджет, который они бы учитывали в своем бюджетном году. Поэтому и создано некоммерческой партнерство в составе администрации Омской области (30%) и Сибирской нефтяной компании (70%). Так как львиная доля финансирования идет от Сибнефти, они поставили условие, чтобы президентом клуба, который контролирует все финансовые потоки, был представитель этой компании.
Команда переживает сейчас непростой год. Издержки такого провального старта сказываются, но в восьмерку мы попадем, и бороться за медали все-таки будем.
О необъединении ЮКОСа и Сибнефти
Мы ничего не потеряли бы в бюджете, если бы объединение ЮКОСа и Сибнефти состоялось. Об этом была договоренность с обеими компаниями. И 12 ноября у меня намечалась специальная встреча по этому поводу с Михаилом ХОДОРКОВСКИМ. Но он не долетел до Омска по не зависящим (...) от нас причинам. Но кончено, если брать чисто рабочие моменты, нам с Сибнефтью работать легче, потому что у нас многолетние наработанные связи. Омская область для Сибнефти является опорной территорией, куда она складывает не только инвестиционные средства, связанные с развитием производства, но и ведет большую спонсорскую благотворительную деятельность. Так что для нас разделение компаний — более выгодный вариант.