Все рубрики
В Омске пятница, 13 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,9500    € 110,4804

Елена ЛОБАСТОВА: "Главная причина неудач любой компании — нежелание смотреть в будущее"

19 января 2004 15:36
0
2569

В последние годы в России появилось множество неведомых доселе профессий. Уже стали привычными для слуха слова, которые еще недавно можно было вычитать только в англо-русском словаре: менеджмент, маркетинг, консалтинг, коучинг, рекрутинг. Однако к некоторым видам деятельности многие деловые люди до сих пор относятся настороженно. Например, не все воспринимают с энтузиазмом проведение в своей компании бизнес-тренингов. Действительно, не совсем понятно, чему можно учить взрослого человека с высшим образованием. Между тем тренинги тем и хороши, что они заставляют задуматься о простейших вещах, на которые, как правило, никогда не хватает времени. Но эти простейшие вещи порой способны попросту перевернуть мировоззрение человека и заставить его жить по-новому. О том, кто такие бизнес-тренеры и в чем заключается специфика их работы, корреспонденту «КВ» Андрею ПРЕОБРАЖЕНСКОМУ рассказала директор тренингово-консалтинговой компании «Технологии лидерства» Елена ЛОБАСТОВА.

— Несмотря на то, что консалтинг в нашем городе активно развивается, бизнес-тренеров до сих пор нередко воспринимают как шарлатанов, единственная цель которых — выманить побольше денег. Откуда такое отношение к столь почетному на Западе занятию?

— Наверное, проблема здесь в недостатке информации. К тому же тренинги — это довольно специфический вид образования, это активная форма обучения, здесь невозможно отсидеться, просто воспринимая, слушая информацию. Очень важно активно участвовать в процессе, а для этого необходимо что-то преодолевать в себе. Не каждый хочет это делать. А в целом, наверное, у людей действительно просто не так много опыта участия в тренингах, и поэтому, естественно, они испытывают определенное недоверие.

— Как вы думаете, с течением времени ситуация меняется к лучшему?

— Я не думаю, я уверена, что это действительно так. Мой личный опыт показывает, что тренинги приносят результаты. То есть это действительно та форма обучения, которая способна очень быстро менять окружающий мир и самого человека. Сейчас краткосрочное активное обучение не представляется мне чем-то таким, что не востребовано в нашем городе. В Омске становится все больше и больше компаний, которые заинтересованы в том, чтобы развиваться, расти, обучаться, чтобы их работники соответствовали тем требованиям, которые предъявляются к настоящим профессионалам.

— Что необходимо помнить и знать, выбирая бизнес-тренера?

— Очень важно, чтобы руководитель знал принципы своей собственной работы, миссию своей собственной организации, и самое главное, знал, чего он хочет. И в соответствии с этим стоит выбирать тренера. Конечно же, придется вникнуть в то, чем занимается компания, проводящая тренинги, какие люди там работают, на каких принципах строится их работа, чего они хотят достичь, и в соответствии с этим — к чему они могут привести данную организацию. И еще один момент: когда-то я занималась такой работой в банках и тому подобных компаниях и поняла, что очень важно, чтобы проблемы, которые возникают в организациях, решала компания сторонняя, а не менеджер по персоналу или кто-то из руководителей. Потому что это действительно очень важно. Сторонний консультант не втянут во внутренние проблемы организации и может взглянуть на них со стороны.

— Нередко бывает так, что у компании есть все, что необходимо для покорения рынка: крепкая материальная база, грамотные специалисты, качественный продукт, а между тем успеха фирма добиться не может, как ни пытается. В чем причина неуспешности таких компаний?

— Самая главная причина — нежелание или неумение смотреть в будущее, выстраивать стратегии. Потому что это то же самое, что и жизненная цель. То есть если у человека есть в жизни цель, это придает осмысленность его действиям, ему есть к чему идти, к чему стремиться. То же самое и у компаний. Поэтому когда в компании говорят: «У нас есть стратегическая цель — получить такую-то прибыль», — и, может быть, даже называют конкретную сумму, я понимаю, что эта компания никогда не будет успешной. Потому что прибыль — это скорее результат их работы. А перспектив они не видят, не видят будущего. В такой ситуации очень сложно развиваться, как самой компании, так и людям, которые в ней работают. На мой взгляд — это одна из основных причин их неудач.

— А есть ли формула успеха, которая одинаково подходила бы для всех компаний?

— Мне кажется, что эта формула связана с лидерством. Любая компания сможет быть успешной только в том случае, если она хочет быть во всем быть первой, то есть не просто быть лучшей, а при этом самой активно вносить изменения в жизнь, активно развиваться, разрабатывать какие-то новые продукты, какие-то новые способы работы с клиентами. Лидер — это тот, кто активно помогает другим компаниям. Поэтому секрет успеха — в лидерстве, в активности, в энтузиазме, в новых идеях. И самое главное — если ты отдаешь что-то людям и делаешь это с удовольствием, то отданное вернется к тебе сторицей. Это и есть рецепт удачи.

— Кстати, о лидерстве. Не кажется ли вам, что название вашей компании звучит несколько претенциозно?

— Когда я только придумала это название, многие знакомые говорили мне об этом еще более жестко: говорили, что оно звучит слишком амбициозно. Но я воспринимаю его не как отражение дел на данный момент, а как то, к чему я стремлюсь. Тема лидерства очень важна для меня и для людей, которые работают вместе со мной, это отражение нашей миссии.

— И насколько удалось приблизиться к этой вашей цели за те полтора года, что вы работаете на омском рынке?

— Думаю, еще рано говорить о том, что мы добились всего, чего хотели. Мы еще только в начале пути. Однако кое-какие результаты у нас уже есть. В общей сложности мы провели тренинги примерно в пятнадцати компаниях, и практически во всех произошли заметные изменения в лучшую сторону.

— Что это за компании?

— Первый тренинг мы провели в рекламном агентстве «Фасон». Потом были омская «Европа Плюс», Омская макаронная фабрика, местные филиалы МДМ-Банка, Газпромбанка и ГУТА-Банка, с которым мы сейчас продолжаем очень тесное сотрудничество в самых разных направлениях. Проводили тренинги и в ряде компаний, занимающихся продажей компьютеров: «Вист», «Инсист-Компьютер» и некоторых других, в нескольких продуктовых компаниях.

— И какие перемены произошли в этих компаниях?

— Для многих из них участие в тренингах было толчком к развитию. В этом плане очень интересно, например, ЗАО «Чистая вода». У них действительно произошло очень много изменений. Радует то, что после нашего тренинга они сами организовали внутри своей компании обучение для менеджеров по продажам. Любопытен и опыт сетевой компании «Faberlic». В Омске работает две крупных структуры этой фирмы, и с одной из них мы работали. Поначалу предполагалось проведение тренингов по достижению целей и в другом подразделении, но впоследствии они отказались. Компания «Faberlic» проводит ежегодные региональные семинары, и на одном из таких семинаров мы присутствовали после того, как провели тренинги в одной из структур. И мы были приятно удивлены, что она вышла на первое место в Сибири. В «Faberlic» и так работают очень активные люди, но тренинг был для них огромным толчком к тому, чтобы идти дальше. После тренинга по достижению целей многие из людей в этой структуре достигли больших результатов, и они теперь действительно знают, что такое достигать целей.

— А по каким еще направлениям вы работаете?

— Мы проводим тренинги по ведению деловых переговоров, мотивационные тренинги, тренинги по продажам, по созданию эффективной команды. Кстати, многим руководителям не нравится, когда говоришь: «Мы могли бы поработать с вашей командой». Это не воспринимается. Они говорят: «У нас и так хорошая команда», — не задумываясь над тем, что можно ведь расти и дальше. Поэтому тренинг по созданию команды очень важен для любой организации.

— Тренинги — единственное направление вашей работы?

— На данный момент это основное направление, но не единственное. Мы сейчас развиваем такое направление, как коучинг. Это слово сегодня у многих на слуху, но не многие до конца понимают его суть. В сущности, коучинг похож на индивидуальное консультирование руководителей и отдельных работников или целых подразделений. Однако коучинг — это не просто консультирование, но еще и индивидуальные тренировки вкупе с совместным исследованием неэффективных жизненных стратегий, слабых мест и проблем, которые существуют у человека, и поиском путей их решения. Это достаточно дорогостоящая услуга, но она очень интересна. Другое дело, что мало кто хочет задумываться над своими проблемами, мало кто готов этим заниматься. И в этом плане хочется, чтобы коучинг стал актуален не только на Западе или, скажем, в Москве, но и в Омске. А что касается нашей работы, здесь есть еще один момент: наша компания не стоит на месте, и сейчас назрела необходимость большей систематизации направлений, видов деятельности. Мы считаем, что сейчас кроме проведения тренингов, кроме консультирования, кроме оценки персонала, настало время более масштабного, более системного подхода к работе с организациями. Я думаю, что мы будем заниматься еще и исследованиями. Это очень важно, потому что дает большее понимание того, что происходит в тех или иных компаниях, что им необходимо. И возможно, что в ближайшем будущем мы закончим свое исследование и сможем дать определенный анализ, к примеру, банковского рынка в Омске или рынка компьютерных компаний. Сейчас уже накапливается определенный материал, наблюдения об особенностях, которые отличают компании того или иного направления. И мы планируем вплотную этим заниматься. Исследовательское направление очень интересно в плане выявления тенденций омского рынка.

— А если говорить о рынке консалтинговых услуг — сильна ли здесь конкуренция?

— Сейчас бизнес и отношения людей в бизнесе очень сильно изменились. Прошло то время, когда компании давили друг друга, когда очень сильно была развита недобросовестная конкуренция. Сейчас настало совершенно другое время, время, когда можно сотрудничать друг с другом. По существу, это сотрудничество — как раз то, чем мы занимаемся, на каких идеях строится наше обучение, и то, к чему мы ведем других. Поэтому я думаю, что если говорить об этом рынке, то многие компании такого плана, как наша, будут укрупняться, будут развиваться. И мы собираемся сотрудничать с другими участниками рынка. То есть, если появится необходимость сделать что-то, чем мы сами не занимаемся, будем приглашать специалистов из других компаний и, возможно, из других городов.


Елена Анатольевна родилась 17 октября 1958 года в Брянске. После окончания школы в 1975 году поступила на факультет иностранных языков омского пединститута, который окончила в 1980 году. Проработав несколько месяцев учителем английского и немецкого языков в школе №120, вернулась в пединститут, где преподавала иностранные языки. Затем некоторое время работала переводчиком на кислородном заводе. В 1987 году устроилась лаборантом на кафедру психологии пединститута. Работая на кафедре, одновременно училась в аспирантуре Московского педагогического университета по специальности «Возрастная психология». Окончив аспирантуру, продолжала преподавать, много занималась практической деятельностью, обучалась на различных семинарах и курсах. С 1997 года начала проводить тренинги. В 1999 году получила предложение работать в Омском филиале «Альфа-банка» менеджером по персоналу. В 2001 году перешла в ассоциацию содействия промышленных предприятий «Партнер-Омск» начальником по управлению персоналом. В июле 2002 года зарегистрировала и возглавила тренингово-консалтинговую компанию «Технологии лидерства».

В настоящее время не замужем. Дочь окончила медицинскую академию, в данный момент находится в отпуске по уходу за ребенком.

Андрей Преображенский

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.