Что за комиссия, создатель?
В шапке губернаторского указа сказано, что издан он «в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2003 года № 218 „О порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и процедурах банкротства“. Однако в тексте этого постановления есть упоминание о межведомственной комиссии, которая должна принимать решения о целесообразности признания банкротами предприятий, чей долг превышает 1 млрд рублей, а вот о том, что нужно создавать региональные комиссии по банкротству, — ни слова.
Впрочем у исполнительной власти свои правила игры: если на федеральном уровне появляются какие-то комиссии, то что-то подобное должно появиться и на региональном. У нас же вертикаль: если наверху говорят „А“, внизу должны подхватить. Если проанализировать содержание постановления и указа, то последний во многом калькирует первый с поправкой на региональный уровень. Так, в постановлении говорится о том, что уполномоченным органом является Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО), а указом функции уполномоченного органа, представляющего интересы органов исполнительной власти Омской области на заседаниях в межведомственной комиссии, возложены на Экономический комитет Омской области.
Задачами комиссии, обозначенными в указе, являются определение государственной политики в сфере банкротства в Омской области, подготовка рекомендаций по применению эффективных мер по предупреждению банкротства областных ГУПов и хозяйственных обществ, где есть доля Омской области. Можно подумать, что раньше областная власть всеми этими вопросами не занималась. Только раньше это делалось, так сказать, на административных началах, а теперь вот появилась специальная комиссия.
Вершители банкротных судеб
На такое важное направление, как банкротство, губернатор отрядил целых пять своих заместителей. В состав комиссии вошли Евгений ВДОВИН, председатель комитета финансов и контроля Наталья ФРОЛОВА, председатель комитета по управлению имуществом Александр СТЕРЛЯГОВ, вице-губернатор Александр ЛУППОВ, начальник Главного управления сельского хозяйства и продовольствия Виктор БЕЛЕВКИН, председатель экономического комитета Сергей ЕВСЕЕНКО, а по согласованию первый вице-мэр Сергей НОС, генеральный директор исполнительной дирекции Омской региональной ассоциации промышленников и предпринимателей Игорь КОВАЛЬ, президент Омского областного союза предпринимателей Александр ТРЕТЬЯКОВ, руководитель представительства некоммерческого партнерства „Российская СРО профессиональных арбитражных управляющих“ по Омской области Владимир ВИНОГРАДОВ, представитель некоммерческого партнерства „СРО арбитражных управляющих “Российское сообщество независимых экспертов» по Омской области Василий ПИЛЮГИН и член Омского филиала некоммерческого партнерства «Сибирская межрегиональная СРО арбитражных управляющих» Сергей СИБИЧЕНКО.
Больше половины комиссии составляют высокопоставленные чиновники, остальные представляют местное бизнес-сообщество и СРО профессиональных арбитражных управляющих. Только вот почему-то не все СРО, представленные в Омске, удостоились чести войти в комиссию. Ну ладно, такие СРО, как «Авангард» или «Евразия» и появились в наших краях недавно, и ни на что особо не претендуют. Но представительство СРО «Национальная гильдия арбитражных управляющих» появилась в Омске еще прошлой весной, и входит в него уже семь омских арбитражных управляющих — то ли при формировании состава комиссии про него забыли, то ли сочли недостаточно заслуженным.
— Нас поделили на черную и белую кость, — обижается представитель этой СРО в Омской области Владимир НЕНАШЕВ. — Получается, мы должны будем передавать свои предложения в комиссию через членов других СРО. Но ругаться и ссориться не собираемся, лучше делами докажем свое право присутствовать в составе комиссии.
Включение в состав комиссии представителей не всех активно работающих в нашем регионе СРО можно расценивать как проявление региональной властью своих предпочтений к тем или иным СРО арбитражных управляющих. Не попали в комиссию и представители территориального ФСФО в Омской области и Главного управления Минюста по Омской области, хотя именно эти две структуры контролируют и направляют процессы банкротства в нашей области.
Как объяснили в Главном управлении Минюста, комиссия будет исполнять чисто областные функции и не обладает властными юридически прописанными полномочиями, поэтому в ее состав бессмысленно входить представителям федеральных структур. В тероргане ФСФО объяснили, что с точки зрения законодательства эта комиссия имеет совещательно-рекомендательную базу и может что-то делать по вопросам банкротства досудебно, а сама процедура банкротства — дело арбитражного суда.
Понятно, что представители этих федеральных структур неминуемо будут привлекаться к работе комиссии, как и налоговики. По мнению члена комиссии Александра ТРЕТЬЯКОВА, интересы федеральных и региональных структур по вопросам банкротства существенно разнятся, а комиссии предстоит выработать консолидированное мнение региона по банкротству тех или иных предприятий.
«Ах, оставьте ненужные споры»
Как удалось выяснить «КВ», работа над текстом указа началась еще в июне прошлого года. Как рассказал арбитражный управляющий Валерий КОНОВАЛОВ, который готовил для областной администрации свое аргументированное мнение по этому вопросу, содержание указа по ходу подготовки существенно менялось: поначалу был акцент в сторону Фонда имущества Омской области, который в окончательном варианте вообще не упоминается. Свое видение этой проблемы представляли и другие специалисты-арбитражники, кое-что в указе из того, что предлагали арбитражные управляющие, было учтено.
Из указа следует, что региональная власть собирается наладить контроль над процессами банкротства в Омской области и смягчать социальные последствия банкротства, особенно в сельской местности. «КВ» удалось расспросить некоторых членов комиссии, как они планируют свою работу и чем собираются заниматься в первую очередь.
— Происходит упорядочение процессов банкротства в регионе, — считает Василий ПИЛЮГИН. — Не я буду определять направление работы комиссии, еще не знаю, какие у нее намерения. До первого заседания комиссии, которое ориентировочно должно состояться в начале февраля, хочу разобраться, как я буду участвовать в ее работе и подготовить свои предложения по вопросам банкротства в регионе.
— Этот указ и создание комиссии очень своевременны, продиктованы жизнью, — уверен Виктор БЕЛЕВКИН. — Наше управление провело мониторинг финансового положения сельхозпредприятий области: по 300 хозяйствам есть надежда, что банкротства там не будет, по остальным — пока неясно. В процессах банкротства на селе нужно наводить порядок, чтобы они проходили не стихийно, а под контролем комиссии. Процедура банкротства должна приводить не к ликвидации хозяйств, как сейчас, а к их финансовому оздоровлению.
— Комиссии предстоит систематизировать и обобщить информацию о текущих процедурах банкротства, а потом определить региональные приоритеты в этой сфере на будущее, — высказал свою точку зрения Александр ТРЕТЬЯКОВ. — Мы должны разобраться, каким образом регион может влиять на процессы банкротства, выработать единую точку зрения субъекта Федерации по банкротству предприятий, которые находятся на грани банкротства. Возможно, где-то банкротство удастся предотвратить, по каким-то предприятиям, необходимым для региона, Омская область может стать поручителем.
Согласно постановлению правительства межведомственная комиссия должна учитывать мнение региона при принятии решений о банкротстве крупных предприятий. А по мелким комиссия, видимо, сама будет решать все вопросы, связанные с банкротством. Совершенно понятно, что и раньше ни одно серьезное предприятие не банкротили без ведома региональной власти, ну а теперь и вовсе ни одна банкротная мышь не проскочит мимо комиссии.
Другое дело, что региональные интересы нередко противоречат федеральным при банкротстве. Так, к примеру, банкротство ФГУП «Сибзавод им. Борцов революции» и Омскавтодора, которые остались должны огромные суммы именно в федеральный бюджет и внебюджетные фонды, было организовано областной властью в свою пользу. Так что, возможно, одной из задач комиссии станет организация банкротного процесса таким образом, чтобы в первую очередь погашались долги в региональный бюджет, а остальные — в последнюю очередь.
Относительно указа и созданной комиссии напрашивается еще одно соображение. Поскольку в ближайшее время должно появиться правительство Омской области, то должности чиновных членов комиссии поменяются, а кое-кто из ее членов, возможно, вообще останется без поста. Так что потребуется еще один указ губернатора, корректирующий этот, под номером один. А в остальном — поживем, увидим.