Татьяна БОЧАРОВА, генеральный директор ЗАО «Натур-продукт-Иртыш»:
— Татьяна Николаевна, можно рассказать вкратце историю появления «Натур-продукта» в Омске?
— Выбор на Омск выпал совершенно случайно. Когда в головной компании встал вопрос о продвижении брэндинговой продукции в регионы, встал вопрос — куда, в каком направлении двигаться? На тот момент было восемь подразделения «Натур-продукта».. В то время там уже работали выпускники Томского мединститута, они-то и посоветовали руководству головной компании, в каком направлении надо идти. Так, мол, и так, есть в Омске такая-то БОЧАРОВА. Руководство компании выехало в Омск. Здесь мы встретились, обсудили все вопросы. Так я ушла из аптеки и возглавила «Натур-продукт» в нашем городе.
Аптеку мне оставлять было жалко, где, несмотря на трудности тех лет, мне работалось очень интересно. Но мой уход из аптеки совпал с переходным периодом в моей личной жизни, поэтому период привыкания и становления на новом месте работы прошел успешно. За три года работы в компании, которая изначально работала в Омске как официальный дистрибьютор, как компания, специализирующаяся на оптовых продажах брэндовой продукции «Натур-продукта», я поняла, что это мне интересно. Хотя трудностей было много: в то время практически все аптеки были на бюджетном обеспечении, что неминуемо вело к задержкам платежей. Эту проблему мы неоднократно обсуждали с руководством компании. Вопрос, как увеличить оборачиваемость, объемы продаж, постоянно стоял на повестке дня.
Эти проблемы и послужили толчком к развитию собственного розничного звена «Натур-продукт». Естественно, дистрибьюция как одно из звеньев работы компании оставалась, но ко всему прочему еще добавлялась собственная розница.
— Когда у компании появились первые аптеки в Омске?
— С 1997 года мы стали активно развивать собственную розницу.
— Ваши аптеки специализируются на продаже только брэндовой продукции?
— Нет, конечно. Брэндовая продукция в них присутствовала и присутствует. Понятно, что она представлена в наших аптеках в полном объеме, и конечно, мы, как дистрибьюторы, ведем мониторинг продаж.
— В начале лета «Натур-продукт» купил аптечную сеть. Зачем «Натур-продукту» нужна была эта сделка?
— Мы понимали, что ситуация на рынке сложная и надо укрепляться. Другого пути мы не видели. Нужен был скачок. В компании мои предложения по укреплению сети аптек «Натур-продукт» всегда находили одобрение. Когда мы узнали о том, что продается сеть «Мадлена», решили — надо брать.
— Кто финансировал сделку?
— Наша головная структура является нашим соучредителем. Они оказывают нам финансовую поддержку. Когда мы обсчитали, во сколько обойдется нашей компании покупка, нам был выделен корпоративный кредит, который дешевле, нежели банковский.
— А кто еще кроме «Натур-продукта» претендовал на «Мадлену»?
— Понятно, что интерес был не только у нас. Трое желающих было точно. Но у московских компаний, к примеру, свои требования. Им бы хотелось прийти на все готовенькое. А тут, как говорится, надо было копать и копать. Они это поняли. Нам в этом плане было проще. Мы знали и компанию, и кадры, и состояние того аптечного хозяйства, которое покупали.
— В каком состоянии досталось вам хозяйство?
— Могу сказать, что больше всего меня устроило в этой компании, я ждала худшего, в «Мадлене» очень профессионально грамотные кадры. Практически никто из людей, несмотря на то, что зная о предстоящей сделке,не уволился. И это при том, что проблемы с зарплатой там были. Сейчас, кстати, большая часть вопросов по зарплате уже снята.
— Сколько всего аптек вы купили у «Мадлены»? Сколько из тех, что было приобретено, пришлось закрыть?
— У «Мадлены» мы изначально планировали купить 29, но на первоначальном этапе нам сразу пришлось четыре закрыть. Это были киоски, аптечные пункты в таком ужасном состоянии, что браться за них не имело смысла. Впоследствии после сделки нам пришлось закрыть еще две. Но закрыли их не потому, что они были в плохом состоянии: причины были либо в арендной плате, либо в нерентабельности места. Закрыв эти аптеки, мы использовали их кадры: закрыв две, компания три новые аптеки открыла. До конца года планируется еще три открыть.
— Процедура ребрэндинга уже закончена?
— Процедура еще не закончилась. Она оказалась сложнее, чем мы ее себе представляли. Мы объявляли конкурс среди рекламных агентств. 4-5 компаний предложили нам свои услуги. Нами была выбрана компания «СТА». Но СТА оказалась настолько заорганизованной компанией. У нас очень много времени уходит на согласования. Но постепенно дело движется. На неделе будут изменены вывески на двух аптеках. Еще по пяти аптекам пройдены все согласования, скоро будут готовы вывески. Мы вообще планировали все сделать быстрее, поэтому сейчас, кроме СТА, привлекаем и другие компании на более мелкие заказы.
— Сейчас идет распродажа муниципальной недвижимости. Ваша компания участвует в торгах? А сколько сегодня у «Натур-продукта» аптек находится в собственности?
— Если брать аптеки, которые изначально были у «Натур-продукта», то соотношение арендованных и тех, что находятся на собственных площадях, 50 на 50. Мы с самого начала стремились выкупать объекты под своими аптеками. Бывшие аптеки «Мадлены» располагаются в основном на арендованных площадях.
Что касается торгов, наша компания участвует в них. Те объекты, которые мы арендуем, еще пока не выставлялись на продажу. Но мы участвовали и в тех аукционах, где на продаже были другие объекты. Два аукциона были для нас неудачными: объекты были проданы дороже, чем мы рассчитывали. Планируем участвовать в торгах и дальше.
— Сегодня «Натур-продукт» владеет чуть ли не самым большим количеством аптек.
— Да. Номинально у нашей компании самое большое количество аптек. Чем больше хозяйство, тем больше проблем. Мы на самом деле не совсем были готовы к столь масштабной покупке. Хотя для себя решили: есть драйв, значит, будем работать. Нет драйва — значит, нечего этим и заниматься.
Я пока не могу сказать: «Да, какое замечательное приобретение мы сделали!» Если не приложить никаких усилий, мы можем оказаться дальше всех и завтра заниматься процедурой банкротства, перепродажей. Можно загрязнуть в каких-то мелочах. Это не одно предприятие. Каждая аптека — отдельное предприятие, и, чтобы превратить его в одно целое, надо приложить немало усилий. Не всегда, владея большим количеством чего-либо, можно иметь с этого плюсы. Надо иметь систему.
— То есть сегодня называть сеть аптек «Натур-продукт» сетью в том плане, как оно должно быть в идеале, еще рано?
— В том понимании, как оно должно быть в идеале, да. Понимаю, что времени для использования такого конкурентного преимущества, как объединение в сеть, у нас не так много. Но сходу, за три месяца превратить все аптеки в единую сеть, работающую в едином информационном пространстве, по единым стандартам, с единой корпоративной культурой, невозможно. Тем не менее около 30% наших аптек работают по единой программе. До конца года мы планируем объединить в сеть все городские, кроме одной — там проблемы с телефонизацией. Хотелось бы до конца года все-таки начать использовать преимущества сети. Но не все так быстро.
Мы попытаемся решить проблему тем и наработками что у нас имеется. Но плюс ко всему этому мы активно ищем хороших менеджеров, маркетологов, мерчендайзеров со свежими идеями.
— Сколько средств компания намерена инвестировать в реконструкцию аптек и объединение их в единую сеть?
— Пока я не могу назвать точную цифру. Могу только сказать, что она будет не меньше, чем было вложено средств в саму покупку.
— А предложения продать сеть к вам не поступают?
— Пока нет. Хотя, как мне кажется, наша сделка некоторое оживление на рынок принесла. Не знаю, связывать решение о создании «Омского лекарства» с нашей сделкой или нет, но однозначно могу сказать — владельцы сетей начали активнее работать на рынке по развитию своих аптек.
— Вы уже обмолвились об «Омском лекарстве». Создание государственной сети аптек обсуждается в среде владельцев частных аптек? Можно ли расценивать госсеть как серьезного конкурента на рынке?
— Конечно, решение о создании «Омского лекарства» стало предметом разговоров. В кулуарах мы разговариваем на эту тему. На мой взгляд, создание сети на базе государственных аптек — процесс закономерный. Рано или поздно акционирование аптек должно было произойти.
— Но речь пока не идет об акционировании?
— Вы же понимаете, то, что сегодня делается, первый шаг. Реорганизация из ГУП в ГП — шаг очень быстрый. Завтра произойдет приватизация этого большого ГП с 32 аптеками. Приватизация эта будет, естественно, в частные руки. Я так думаю, что без вмешательства Сибнефти здесь дело не обойдется. К их становлению мы должны быть во всеоружии, потому что все понимают, что с их капиталами нас обогнать ничего не стоит.
Единственное, я считаю, что доля государства в этом АО будет, потому что большинство госаптек отпускает наркотические средства — у государства есть монополия на их отпуск.
— Спасибо за беседу. Желаем удачи.
Татьяна БОЧАРОВА
Татьяна Николаевна родилась в Томске. В 1981 году после окончания школы поступила в Томский медицинский институт на факультет «Фармация». После окончания вуза по распределению уехала в Омск и начала работу в Омском аптечном управлении. Работала в разных аптеках города. Большую часть — заведовала городской аптекой № 170. В 1995 году стала генеральным директором компании «Натур-продукт-Иртыш».
Воспитывает 9-летнюю дочь.