Все рубрики
В Омске четверг, 26 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 99,6125    € 103,9416

"Сибшерсти" клок

6 декабря 2004 13:34
0
2116

А немытым — стыд и срам

Омская фабрика ПОШ была запущена в 1966 году. Овечья немытая шерсть поступала из колхозов и совхозов Омской, Новосибирской, Кемеровской, Тюменской и Челябинской областей, Алтайскогокрая и Калмыкии. А мытую сортированную шерсть поставлялась ткацким фабрикам и на экспорт. На излете советской власти на фабрике было проведено техперевооружение: вместо старых моечно-проходных агрегатов английской фирмы Петри Макноут производительностью 550 кг/час были установлены моечные агрегаты советско-польского производства производительностью 750 кг/час.

В 1992-м фабрика ПОШ акционировалась и превратилась в ЗАО «Сибшерсть». Приватизированное предприятие остался возглавлять «красный директор» Богдан РОСОЛОВСКИЙ. В рыночные отношения «Сибшерсть» вполне вписалась, но довольно скоро столкнулась с проблемой нехватки сырья. В Омской, да и других областях овцеводство довольно быстро было ликвидировано как класс. Из бывших среднеазиатских республик и Казахстана поставки наладить не удалось, поэтому шерсть стала поступать в основном с Северного Кавказа и южных российских областей.

Несмотря на сезонный характер работы, финансовое положение «Сибшерсти» хоть и оставляло желать лучшего, но было вполне устойчивым. Так, в 2000 году на базе своей котельной ЗАО «Сибшерсть» первым в Омске установило генерирующие мощности стоимостью не в один миллион рублей и обрело энергонезависимость. Вторая чеченская война сказалась на работе предприятия перебоями в поставках немытой шерсти. Начались финансовые неурядицы, в результате Богдан РОСОЛОВСКИЙ был отправлен в отставку, а назначенный вместо него генеральным директором Александр ОРЛОВ начал внедрять на предприятии «прогрессивный» менеджмент.

Прежде всего на предприятии стали создаваться параллельные структуры, в которые выводилось имущество «Сибшерсти». Так, появилось ООО «Торговый дом „Сибшерсть“, через которое стали идти все продажи. Первичной обработкой шерсти стало заниматься ООО „Флис“. Постепенно на фабричной территории стали появляться и другие производства — к примеру, по розливу подсолнечного масла и выпуску офисной мебели. Даже мини-ТЭЦ, производившую 0,75 мегаватт электроэнергии, вывели из состава предприятия.

Научно обоснованное банкротство

В 2002-м компания „Универсал-информ“ по заказу мэрии выполнила „Общероссийские маркетинговые исследования на рынке шерсти и разработку рыночной стратегии“ для ЗАО „Сибшерсть“. Из этих исследований вытекало, что предприятию требуются серьезные инвестиции, кроме того выгоднее технически перейти на выпуск топса — шерстяной ленты, а не продавать полуфабрикат — мытую шерсть.

По поводу инвестиций даже велись переговоры с питерскими структурами, но не срослось. А в омском бизнесе желающих вкладывать деньги в „Сибшерсть“ не нашлось.

Если инвесторов нет, сложно рассчитывать на то, что предприятие сможет безбедно существовать, тем более что проблемы с налогами появились еще при Богдане РОСОЛОВСКИМ. Когда именно владельцы решили, что „Сибшерсть“ проще ликвидировать, а не поднимать, сказать сложно. Но сам факт того, что ее основные активы начали уходить в другие предприятия в форме выделения, свидетельствует о том, что „Сибшерсть“ решили отдать на заклание.

Весь коллектив „Сибшерсти“ постепенно перешел в ООО „Флис“, которому досталась большая часть производства. А прочие активы перекочевали в ООО „Стимул“ и ООО „Экситон“. Когда, наконец, прошло время, достаточное для того, чтобы сделкипо выводу имущества не могли быть оспорены, „Сибшерсть“ подала в Арбитражный суд Омской области заявление о признании ее банкротом. Поскольку все основания для признания ее банкротом имелись, 21 сентября текущего года суд ввел на „Сибшерсти“ конкурсное производство, ритуальные юридические услуги по ее ликвидации поручили проводить Никите УТОЧЕНКО.

Долги платежом не красны

К моменту введения банкротства никакой производственной деятельности „Сибшерсть“ уже не вела, только сдавала в аренду оставшиеся помещения и оборудование. У бывшей фабрики ПОШ огромная территория — более 35 га, но оформлена она в бесрочное пользование и продана быть не может. Из шести огромных складов, предназначенных для хранения 25 тысяч тонн шерсти, на балансе „Сибшерсти“ остались два площадью более 15 тысяч квадратных метров.

Склады и кое-какое специализированное оборудование не были выведены потому, что находились под арестом за налоговые долги. Основной актив „Сибшерсти“ — 9-этажное общежитие на ул. 10 лет Октября стоимостью около 30 млн рублей. Именно наличие на балансе такого дорогущего общежития позволяло безболезненно выводить активы, а само оно одно время частично использовалось в качестве гостиницы. Однако при банкротстве продать его вместе с прописанными там жильцами не представляется возможным, в то же время „Сибшерсти“ на его содержание приходится тратить по 50 тысяч рублей в месяц.

Никита УТОЧЕНКО решил безвозмездно передать общежитие городской администрации и даже направил два письма на имя Евгения БЕЛОВА, но пока ни ответа, ни привета не получил. Остальное имущество „Сибшерсти“ по балансовой стоимости тоже тянет на 30 млн рублей, но выручить при его продаже хотя бы треть от этой суммы будет большой удачей.

Долгов по зарплате у „Сибшерсти“ нет, зато есть задолженность по налогам и сборам на 20 млн рублей и столько же — более 50 конкурсным кредиторам, но всем понемногу. Но в первую очередь придется погасить 1,9 млн рублей фонду соцстраха за работников, получивших увечье. При самом благоприятном раскладе большая часть долгов погашена не будет и растворится в воздухе после исключения ЗАО „Сибшерсть“ из госреестра.

Правда, у Никиты УТОЧЕНКО есть небольшая надежда на 9 филиалов „Сибшерсти“, расположенных в разных российских регионах. В частности, есть информация что у Краснодарского филиала стоял на балансе кирпичный завод, были немалые активы и у Астраханского. Практически никаких документов по филиалам „Сибшерсти“ нет, поэтому конкурсный управляющий собирается совершить круиз в поисках потенциального имущества.

ЗАО „Сибшерсть“ не первое и не последнее омское предприятие, разоренное и обанкроченное своими владельцами. И дело даже не в виртуальных миллионах долгов, которые исчезнут при банкротстве. Львиную долю всех долгов составляют налоговые, возникшие в результате еще совсем недавно грабительских налогов, именно поэтому государство закрывает глаза на массовое банкротство при весьма странных обстоятельствах.

Однако вместе с ликвидируемыми акционерными обществами, в которые в ходе приватизации их работники вкладывали свои ваучеры, неумолимо исчезает класс собственников. Такой статистики нет, но, по самым грубым подсчетам, уже больше половины омских АО, возникших в результате ваучерной приватизации, прекратили свое существование в результате банкротства. Вместо „Сибшерсти“ останутся другие предприятия, владельцы которых планируют частично снести забор и сделать ее территорию открытой, а в перспективе — построить там гостиничный комплекс.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.