Омский краевед Владимир ПАНАСЕНКОВ рассказал об истории праздничной ёлки в Российской империи и в СССР.
В омской Центральной городской библиотеке состоялась публичная лекция под названием «Осуждению ёлки… положить конец! или Новогодние праздники от Петра I до Сталина». Лекцию прочитал омский краевед Владимир Николаевич ПАНАСЕНКОВ.
Перед началом лекции заведующая отделом краеведения Центральной городской библиотеки Ирина Алексеевна МАХНАНОВА рассказала читателям, что запланированные на 2024 год публичные лекции все прочитаны:
«Наибольшее количество из них прочитал Владимир ПАНАСЕНКОВ. Мы очень благодарны ему. Надеемся, что в 2025 году наше сотрудничество продолжится. В знак признательности от имени нашего коллектива я дарю Владимиру Николаевичу две книги».
Печатаем лекцию с Владимира ПАНАСЕНКОВА с сокращениями.
325 лет назад царь Пётр I своим указом повелел начало нового года считать с 1 января. В 1699 году на Красной площади в Москве глашатаи зачитали указ Петра I о том, что отныне и навсегда «по примеру всех христианских народов» наступит день «новолетия» с 1 января 1700 года христианской веры.
Обычай ставить ёлку пришел из Германии, где уже в XVI веке в некоторых домах ставили на Новый год еловые деревья, украшенные яблоками и сахарными изделиями. У немцев ель отождествлялась с мировым деревом и была особо почитаемой. Постепенно «милая немецкая затея», как её называл Чарльз Диккенс в очерке «Рождественский обед», распространилась на все европейские страны:
«В России первая ёлка была устроена 24 декабря 1817 года в Москве, в Кремле, где императорская фамилия проводила зиму. С этого времени новогодние ёлки стали устраиваться в Аничковом дворце, а после коронации – в Зимнем дворце в Петербурге. В начале 1840-х годов в Петербурге начался «ёлочный ажиотаж»: о ёлках заговорили в печати, их начали продавать и ставить во многих домах».
С середины ХIХ века ёлка начинает завоевывать провинцию – губернские и уездные города, в том числе и Омск. Однако в деревнях новогодняя ель долго не приживалась. Крестьяне ездили в лес за ёлками только для господ или для продажи в городах. У православной церкви ёлка также не пользовалась благосклонностью как иноземный и языческий обычай. Святейший Синод вплоть до начала ХХ века издавал указы, запрещавшие праздники ёлки в учебных заведениях. Кроме того, в конце ХIХ века в российской печати прошла «антиёлочная кампания», инициаторы которой рассматривали вырубку елей перед Рождеством как экономическое и экологическое бедствие.
Дед Мороз появился в России только к концу ХIХ века и соединял в себе черты Санта Клауса и русского фольклорного Мороза.
Владимир ПАНАСЕНКОВ показал на экране две картины. На первой картине художник Генрих Манизер изобразил ёлочный торг в 1900-е годы. Картина хранится в Омском областном музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. На второй картине современный художник Сергей СОЧИВКО изобразил, как в Омске проходили праздники зимой до 1917 года.
Далее Владимир ПАНАСЕНКОВ продолжил:
«В Омске рождественские балы проходили в офицерском и коммерческом собраниях, а также в кадетском корпусе, куда специально приглашались гимназистки 1-й женской гимназии. По такому случаю залы украшали еловыми ветками и гирляндами из искусственных цветов. В рождественские праздники здесь проводились концерты, маскарады, театральные представления. Но главным новогодним мероприятием в Омске считался Рождественский бал в Генерал-губернаторском дворце (ныне музей имени М.А. Врубеля), куда можно было попасть только по пригласительным билетам. На «ёлку у губернатора» мужчины приходили в строгих костюмах, а дамы – в нарядах древнегреческих богинь, нимф или персонажей популярных оперетт. Празднование Рождества Христова в Сибири практически не отличалось от того, как оно проходило в европейской части Российской империи. Канун Рождества омичи посвящали домашним хлопотам: уборке дома и подготовке праздничного стола. В деревнях во время рождественской недели справлялись многочисленные святочные обряды – это гадания, увеселения, хождения ряженых по улицам и домам».
В годы Первой мировой войны (1914–1918) на ёлку, как на немецкую затею, наложили запрет. В это время Санкт-Петербург переименовали в Петроград. Изменили немецкие названия железнодорожных станций на русские. Запретили в поездах и на станциях разговаривать на немецком языке.
В 1929 году ХVI партийная конференция ВКП(б) своим решением утвердила в СССР новый календарь и ввела пятидневную рабочую неделю. После этого решения все церковные праздники, в том числе и день Рождества Христова, стали рабочими днями.
Лекция сопровождалась фотографиями на экране, на которых были изображены новогодние открытки и ёлочные игрушки:
«В конце 1935 года старорежимного Деда Мороза и новогоднюю ёлку реабилитировали. Известный большевик, кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б) Павел Постышев в газете «Правда» за 30 декабря 1935 года писал: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники всегда устраивали на Новый год своим ребятам ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё богатеев. Почему у нас школы, детские дома, детские клубы, ясли, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? <…> Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец». Секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Виссарионович Сталин поддержал идею Павла Постышева. Так как бородатый герой раздавал много подарков, то ему требовался помощник. Поначалу на эту роль прочили Снеговика-почтовика, но более удачной оказалась Снегурочка. Таким образом, если бы не сталинская инициатива вернуть новогодний праздник, то Дед Мороз и Снегурочка вряд ли когда-нибудь встретились. Этот дуэт впервые родился именно в СССР, а Сталин стал его крёстным отцом».
С 1935 года в СССР стали встречать Новый год с ёлкой, с Дедом Морозом и Снегурочкой:
«В отличие от дореволюционных времён, ёлка стала называться не рождественской, а новогодней или просто советской. Она должна была послужить укреплению страны, дать людям привычные радости жизни».
Именно в 1935 году Иосифом Сталиным была произнесена знаменитая фраза:
«Жить стало лучше, жить стало веселее».
Впервые в Омске новогодняя ёлка была установлена 26 декабря 1938 года на площади имени Дзержинского: 15-метровая ель с разнообразными игрушками освещалась электрической гирляндой. К новогоднему оформлению площади привлекались омские художники, в том числе Кондратий Белов. Для омичей это было невиданное зрелище. Владимир ПАНАСЕНКОВ зачитал заметку из омской газеты «Молодой большевик»:
«Рядом с ёлкой будет находиться трёхметровый Дед Мороз, а по сторонам от него будут установлены ряды киосков, в которых будут продавать детскую литературу. Входы на площадь оформляются арками, состоящими из белых медведей, птиц. Горпищеторг организует торговлю горячими закусками».
Тематика открыток поменялась. На открытках уже изображали спортсменов, счастливых трудящихся на фоне московского Кремля. Поменялась также и символика праздника. На открытках вместо Вифлеемской звезды на ёлке стали устанавливать пятиконечные кремлёвские звезды. Деда Мороза из санной повозки на тройке лошадей перенесли на самолёт. Ёлочные игрушки тоже стали другими. На смену ангелочкам пришли зверушки, рыбки, бумажные разноцветные флажки и символы технического прогресса страны Советов: дирижабли кораблики, самолётики, парашюты. Игрушки изготавливали из стекла, фарфора, бумаги, картона, фольги и ваты.
Во время Великой Отечественной войны преобладала патриотическая тематика:
«Дед Мороз на Новый год
Грозный делает обход,
Чтобы всей фашистской своре,
Навсегда исчезнуть вскоре».
На открытках и плакатах был изображен жизнерадостный красноармеец, который поздравлял с Новым Годом. В духе военного времени у красноармейца вместо хрустального бокала в руке была солдатская кружка.
После Великой Отечественной войны идеологический отдел ЦК ВКП(б) продолжил выпуск новогодних открыток с изображениями на них даже членов Политбюро ЦК ВКП(б). Представляем одну из них, на которой изображены секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин и член Политбюро ЦК ВКП(б) Вячеслав Молотов с детьми.
В 1961 году советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин покорил космос. Стали выпускать новогодние игрушки и открытки, связанные с космосом.
В Омске игрушки из стекла делали на стеклодувной фабрике. Она располагалась в двухэтажном здании на пересечении улиц Орджоникидзе и Третьяковской. Фабрика работала круглый год. Весной и летом здесь делали лабораторную посуду, а осенью перестраивались на выпуск ёлочных украшений.
Присутствующий на публичной лекции кандидат исторических наук Сергей Сергеевич НАУМОВ частично дополнил сказанное лектором. В целом он дал хорошую оценку Владимиру ПАНАСЕНКОВУ за изложение познавательной информации.
Сотрудники Центральной городской библиотеки подготовили тематическую выставку. Особый интерес у читателей вызвали номера газет «Омская правда» выпуска 1941–1945 годов.
В наши дни 31 декабря за несколько минут до смены суток, за праздничными столами, омичи теплыми словами провожают Старый год. Ровно в 00 часов под звон бокалов и добрые пожелания встречают Новый Год. Как правило, к поздравлениям добавляют слова: «Чтобы был мир во всем мире и не было войны!»
Фото © Алексей ОЗЕРОВ