В девятый раз уже «Эксперт РА» составляет «Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов». Прошлый, 2003-й год оказался для Омской области удачным: мы улучшили показатели и по инвестиционному потенциалу, переместившись с 33-го до 31 места, и по риску, где поднялись с 51-го до 44 места. В текущем году повторить достижения не удалось: потенциал не изменился, но риск вырос.
То, что в регионе есть проблемы с инвестициями, показывают и официальные отчеты госкомстата. При том, что в абсолютных цифрах вложения в основной капитал растут, темпы этого роста существенно падают.
Прирост объемов инвестиций в основной капитал
(за девять месяцев указанного года по отношению к аналогичному периоду предыдущего года).
49,0% 45,1% 21,8% 3,2%
2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Надо полагать, именно из-за нарастания проблем в данной сфере правительство Омской области и пытается модернизировать существующий закон о господдержке инвестиций. Тем более чтов расчете рисков у рейтингового агентства «Эксперт РА» наибольший удельный вес имеет законодательный риск. Именно его ранг за год резко упал у нас с 44 места до 63-го. Почти на столько же позиций улучшились показатели политического риска, что не спасло область от сползания вниз в сравнительной таблице.
Одной из основных причин снижения по стране в целом политических рисков журнал называет формирование послушной президенту Государственной думы и построение вертикали власти. Теперь, дескать, исключена конфронтация между исполнительной и законодательной властями и любой президентский законопроект Дума и губернаторы примут почти без изменений. А «кардинальное снижение риской на региональном уровне можно прогнозировать, лишь когда будет завершена административная реформа и полностью, вплоть до муниципального уровня, заработает властная вертикаль управления». То есть минимальный риск для инвесторов возможен лишь при наступлении диктатуры.
Что касается законодательных рисков, «Эксперт» утверждает: «Согласно результатам опроса инвесторы традиционно считают: именно законодательство в наибольшей степени определяет инвестиционный климат». В ряде регионов в местных законах прописывают положения о страховании инвестиций, о конкурсе соответствующих проектов, о региональной инвестиционной программе и т.д. и т.п.
В Ярославской области еще в 2001 году был принят закон о стимулировании экономического развития, согласно которому разработан порядок предоставления субвенций на оказание финансовой поддержки инвесторам в целях развития производства. В результате в 2002-2003 годах и за первую половину 2004 года налоговая база только в трех муниципальных округах области выросла на две трети, а общие доходы консолидированного бюджета области за это время увеличились более чем на три миллиарда рублей.
В Омской области доходы тоже увеличились на три миллиарда, но только за счет одного источника — Сибирской нефтяной компании. Наличие такой «высокоудойной» коровы имеет и минус — теряется стимул выращивать других налогоплательщиков: от добра добра не ищут.
Из других составляющих риска можно отметить ухудшение показателей социального риска в связи с увеличением числа аварий на источниках теплоснабжения и в сетях (Омская область вошла в десятку самых аварийных) и криминального риска. По данным «Эксперта», мы вошли в двадцатку самых криминогенных регионов страны. Такое уже случалось в 2002 году, и без изучения исходных данных трудно понять, с чем это связано. Во всяком случае, при формировании данного показателя учитывается статистика убийств и других тяжких преступлений на территории региона.