Все рубрики
В Омске среда, 11 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,0324    € 106,2024

Ильдус САРВАРОВ: "Без капитализации качества объем производства не увеличить"

10 января 2005 10:58
0
2664

Трудно переоценить значимость омского нефтезавода для нашего региона. Это градообразующее предприятие давно и прочно связано с судьбами Омска и области. В наступающем году гигант российской нефтехимии отметит полувековой юбилей. На традиционной декабрьской встрече с журналистами генеральный директор ОАО «Сибнефть-Омский НПЗ» Ильдус САРВАРОВ ответил на вопросы об итогах работы предприятия в 2004 году и перспективах на будущий год.

— Ильдус Ирекович, каковы предварительные итоги 2004 года?

— По состоянию на 1 декабря производственная программа выполнена. Завершена оптимизация предприятия в той части, что была задана головной компанией в 2001 году. Закончен этап реструктуризации, в том числе переход сервисных служб на систему аутсорсинга. Теперь все сервисные службы выведены у нас в состав дочерних предприятий. К примеру, одно из таких предприятий — Нефтехимстрой — продано, но при этом оно продолжает работать, как и работало. Год, я считаю, был достаточно удачным по производственным показателям: головная компания дала работе нашего предприятия оценку «хорошо», а нас сейчас волнуют вопросы, которые касаются оптимизации основного производства. В следующем году у нас будут вводиться три основных объекта. Во-первых, мы планируем в августе 2005 года окончание реконструкции установки миллионного (годовая производительность — миллион тонн) риформинга 35/ 11-1000.

— В чем заключается важность миллионного риформинга?

— Его реконструкция нацелена на увеличение выпуска высокооктановых бензинов Аи-92, Аи-96, Аи-98, а также повышение безопасности производства, надежности работы, увеличение межремонтного пробега. В качестве генпроектировщика и поставщика оборудования выступила итальянская фирма Eurotechnica. Инжиниринг полностью в ее ведении, так что можно сказать, что установка не просто реконструируется, она фактически полностью обновится. Объем капиталовложений с начала реконструкции — около 3,5 млрд руб. Еще один проект — это строительство двух установок тактового налива. Установка на ТСБ-1 позволит практически полностью автоматизировать процесс налива при отгрузке нефтепродуктов (в частности бензинов и дизтоплива) в вагоны-цистерны, добиться высокой точности и решить экологические проблемы. Так, в составе этого оборудования есть небольшой комплекс, который будет улавливать испаряемые нефтепродукты, утилизировать их и возвращать в резервуары, что позволит существенно снизить потери. С вводом установки они снизятся с одного процента до двух-трех десятых.

Вторая такая мощность будет введена на территории ТСБ-2, где будет в автоматизированном режиме наливаться продукция комплекса ароматических углеводородов. Эти две технологические установки уже приобретены, по первой начато строительство. Планируемая сдача — первое сентября 2005 года.

Еще одна реконструкция — установки первичной переработки АТ-9. С ее помощью мы будем производить компоненты для приготовления авиационного керосина, а также высокооктановых компонентов по приготовлению бензинов и дизфракций. Это очень гибкая установка. С ее помощью мы производили порядка 17,5-18 млн тонн нефтепродуктов, затем вывели ее из эксплуатации и поставили на реконструкцию. С вводом АТ-9 мы опять восстановим свою «крейсерскую скорость».

— Каковы потребности рынка в нефтепродуктах омского НПЗ?

— Эти потребности нам задает головная компания, они определяются ежегодным ростом переработки нефти. На будущий год у нас запланирована переработка 14 млн 450 тыс. тонн нефти, то есть по сравнению с 2004 годом рост составит более 200 тысяч. Производство высокооктановых бензинов увеличится более чем на процент.

— Программа развития производства ОАО «Сибнефть-Омский НПЗ» рассчитана на период до 2010 года. Каковы ее дальнейшие перспективы?

— Второй этап развития — с 2005-го по 2010 год, то есть те мощности, которые будут введены в следующем году, фактически подведут итоги первого этапа развития. На втором этапе будет рассмотрен вопрос о строительстве комплекса атмосферновакуумной трубчатки ЛК, который включит в себя установку первичной переработки нефти, комплекс гидроочистки дизельных фракций, установки для производства масляных погонов.

— Во сколько это обойдется?

— В сумму более 0 млн. Конкретные цифры зависят от номенклатуры тех установок, которые будут включены в комплекс ЛК. В 2004 году освоены более $ 60 млн при производстве реконструкции, техперевооружении, капстроительстве. В следующем году планируется инвестировать около млн. Реализация комплекса ЛК с учетом проектных работ займет порядка 4-5 лет. Здесь мы планируем привлечение западных инжиниринговых фирм на условиях тендера. К концу года ожидается заключение контракта, начало проектных работ и строительство — где-то с 2006 года. Это серьезный шаг, который определит второй этап развития НПЗ.

— А в чем необходимость реструктуризации и введения новых установок?

— Одна из важнейших составляющих — это создание единого комплекса, который даст возможность вывести из эксплуатации старые установки, морально и физически изношенные, из-за которых мы несем потери в качестве переработки.

— Омский НПЗ — по-прежнему лидер в глубине переработки, достигающей 85%?

— Показатель этот у нас сохранен. Конечно, на Западе он превышает 90%, но это требует более глубокой переработки нефти, например висбрекинга, чтобы извлекать дополнительное количество светлых нефтепродуктов из тяжелых остатков фракций. Стоимость таких комплексов превышает 0 млн. Их строят наши коллеги в Киришах, Рязани, Ярославле, Башкирии, но тем не менее мы пока лидеры по глубине переработки. Российские предприятия подтягиваются, а нам для того чтобы сохранить лидерство, надо каждый год наращивать глубину переработки и строить новые технологические мощности. С учетом уже имеющегося набора мы можем нарастить глубину еще на 2-5%.

— Продукция омского НПЗ соответствует европейским стандартам?

— Она соответствуем требованиям, которые есть в ЕВРО-2. По ряду нефтепродуктов мы уже добились такого качества: это у нас комплекс ароматических углеводородов, часть дизельных фракций, ну и миллионный риформинг даст возможность по некоторым товарам прийти к показателям качества ЕВРО-3. Строительство ЛК позволит достичь качества ЕВРО-3, ЕВРО-4. Нужно учитывать, что без капитализации качества объем производства не увеличить, а капитализацию качества можно нарастить только строительством новых установок.

— Какова ваша социальная политика сегодня?

— На предприятии вот уже более трех лет работает программа «Жилье». Его мы приобретаем на рынке, и по существующему положению первый взнос составляет 15%, остальная сумма выплачивается рассрочкой в течение десяти лет без процентов. В будущем году на реализацию этой программы заложено более 20 млн рублей. Вообще социальный пакет 2004 года составил порядка 186 млн рублей. На будущий год эта цифра увеличится. Вырастут параметры фонда оплаты труда. На конец 2004 года средняя зарплата составила порядка 13 с небольшим тысяч рублей, к концу следующего года мы должны выйти на уровень 18 тыс рублей.

— Как, на ваш взгляд, пойдет развитие российской «нефтянки»?

— Хотелось бы, чтобы в отрасль шло больше капиталовложений. Очень важно, чтобы вставали на ноги российские машиностроительные предприятия, производящие нефтехимоборудование. К сожалению, они пока отстают от западных фирм по качеству и ассортименту своей продукции.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий
Еще по теме




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.