Заподозрил — донеси
Адвокатов, юристов, нотариусов и бухгалтеров обязали докладывать в ФСФМ о подозрительных операциях, которые даже гипотетически могут быть осуществлены для отмывания денег, еще в августе 2004 года. Тогда соответствующие изменения, расширяющие перечень тех, кто должен «стучать» в финразведку, были внесены в Закон РФ № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Большинство из тех, на кого распространяется указанный закон, отрицательно отнеслись к такому новшеству. Многие говорили о том, что применительно к ним закон о противодействии легализации доходов реально работать не будет, так как не установлен механизм его реализации. Постановление № 82 исправило эту оплошность. В нем четко говорится, как и что необходимо проверять и каким образом связываться с Федеральной службой по финансовому мониторингу.
«Новичкам» установлены более мягкие требования, чем, например, банковским учреждениям. Если банки обязаны отчитываться перед финразведкой, содержать в штате «специально обученных людей», то на адвокатов, нотариусов и тех, кто оказывает юридические или бухгалтерские услуги такие строгости не распространяются.
Вместе с тем, заподозрив неладное, они должны буквально на следующий день сообщить в финразведку все сведения, необходимые для идентификации клиента. А также информацию о виде и сумме сделки (операции), дате ее совершения и обстоятельствах, «послуживших основанием полагать, что операция (сделка) клиента осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма».
Передавать сведения в Федеральную службу по финансовому мониторингу «новички» вправе как самостоятельно, так и через адвокатские и нотариальные палаты. Правда, в том случае, если эти палаты заключили с финразведкой соглашение о взаимодействии.
Во главе — репутация
Несмотря на то, что теперь утвержден порядок передачи информации о подозрительных сделках, большинство тех, на кого распространяется Постановление № 82, не собираются докладывать на своих клиентов. Особенно если учесть, что за непредоставление сведений штрафы грозят небольшие. От трех до пяти тысяч рублей с физических (юридических) лиц, и от 300 до 500 рублей с руководителей организаций, предоставляющих юридические, бухгалтерские, нотариальные услуги или услуги адвокатов.
«Адвокаты будут исполнять закон об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации, — подчеркнул вице-президент Палаты адвокатов Омской области Вадим ХАЙКИН. — В соответствии с этим законом любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему клиенту, являются адвокатской тайной». По его словам, в Омске не бывает таких крупных сделок, как, например, в Москве. Поэтому омская клиентура в основном не подпадает под действие закона о противодействии легализации доходов. «Дела на большие суммы даже если и решаются, то в арбитражном суде. Интересы организаций там представляют штатные юристы, а не адвокаты. Если говорить о купле-продаже квартир, то такие сделки оформляют через риэлторские фирмы. Так что нас закон не коснется. По крайне мере до сегодняшнего дня не было прецедентов».
«Мало кто пойдет на исполнение данного закона и постановления, — сказал начальник отдела налогообложения аудиторской фирмы „Финанс-Аудит“ Николай ИВАНОВ. — Даже если бы они не противоречили другим федеральным законам, а именно законам об адвокатской и аудиторской деятельности, прямо предусматривающим обязанность хранить тайны клиента. Нельзя забывать о профессиональной репутации».
По его мнению, поскольку Омск маленький город, стоит кому-то предать интересы клиента, к нему больше никто не обратится. Тем более, что в законе и постановлении есть неплохая лазейка для непредоставления сведений. «В них указано, что сообщать нужно при наличии оснований полагать... А у меня отродясь не было таких оснований. Кроме того, во всем этом есть один скользкий момент. Доложу я, например, в финразведку, что такая-то фирма занимается отмыванием денег, а эти сведения не подтвердятся. Так меня же потом привлекут за заведомо ложное сообщение о преступлении».
Многие нотариусы утверждают, что, к примеру, те же права на недвижимость приобретаются после государственной регистрации. «Если у нас возникают какие-либо подозрения, то мы просто-напросто не заключаем сделки», — отметила нотариус Лариса КУДИНОВА. Что касается аудиторов, то по большому счету, как считает заместитель директора Аудиторско-консалтинговой группы «Советник» Дмитрий ШЕЙКО, на них закон о противодействии легализации доходов не распространяется. «Мы проверяем бухгалтерию организаций, но не осуществляем бухгалтерскую деятельность как таковую, — сказал он. — Хотя если все же через нас будут проходить операции, формально подпадающие под действие закона, а такие случаи скорее всего не возникнут, то мы будем к этому подходить принципиально, разграничивая аудиторскую и бухгалтерскую деятельность. Будем защищаться законом об аудиторах. Ведь мы обязаны сохранять конфиденциальность в отношениях с клиентом». Если говорить о бухгалтерах, то эксперты прогнозируют, что часть их клиентов перейдет к адвокатам.
Справка «КВ»
Требования об идентификации клиентов, фиксировании и хранении информации установлены ст.7 Закона РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Эти требования распространяются, в частности, на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг в случаях, когда они готовят или составляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:
— сделки с недвижимым имуществом;
— управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
— управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
— привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
— создание организаций, обеспечение их деятельности или управление ими, а также продажу организаций.