Главный редактор «КВ» Марат ИСАНГАЗИН встретился с Леваном ТУРМАНАДЗЕ и попросил его ответить на ряд вопросов.
— Леван Искендерович, почему вы продаете контрольный пакет авиакомпаний?
— Когда я год назад возглавил Омскавиа, я еще полностью не владел ситуацией, что там, собственно, происходит. Но в течение пяти-шести месяцев я чуть ли не день и ночь безвылазно находился в авиакомпании: смотрел, анализировал, взвешивал, контролировал и пришел к выводу: в том состоянии, в каком находится предприятие с имеющимся там парком самолетов, длительного и светлого будущего у авиакомпании быть не может. Невозможно конкурировать с существующими и создающимися вокруг нас «монстрами» — Аэрофлота, «Сибирью», «КрасЭйром», у каждого из которых под сотню самолетов разных модификаций. Процесс укрупнения сегодня идет во всех сферах — и в промышленности, и в торговле, и в банковской среде.
— Но когда впервые пришла мысль о продаже?
— Не сразу. Сначала мы начали работать вместе по созданию альянса.
— Зачем?
— Это выгодно. Помогаем друг другу техникой, бортами, объединяем маршруты, продажу. Изучая возможности партнеров, я убедился, что без серьезных инвестиционных вливаний, без зарубежных самолетов — а это десятки миллионов долларов — нам просто не выжить. Когда появилось предложение о продаже акций, не скажу, что я быстро и охотно согласился. Решение далось нелегко. Но было понятно, что с «КрасЭйром» у Омскавиа открываются перспективы.
— Но что произойдет с омской авиакомпанией после продажи контрольного пакета?
— Пока Омскавиа сохранит свое название, символику и флаг. Но понятно, что со временем все компании, входящие в альянс, будут выступать под единым брэндом. Не исключено, что после объединения авиакомпаний госпакеты «КрасЭйра» и Домодедовских авиалиний будут переданы менеджерам образовавшиеся структуры в доверительное управление.
— Как вы закончили 2004 год?
— Без убытка. Для этого мы приложили немало усилий. В частности, увеличили число чартерных рейсов из Москвы в Анталью, Хорватию, Испанию и на Адриатику. Однако прибыль невелика.
— Вы говорите о конкуренции с «монстрами». Как она проявляется?
— Летом авиакомпания «Сибирь» будет ставить на маршрут «Омск-Москва-Омск» «боинг». До решения вопроса об объединении Красноярские авивалинии тоже собирались из Омска отправлять пассажиров «боингом».
— Ну и что!
— Удобства при полете на «боинге» намного выше, а себестоимость перевозки каждого пассажира — ниже. Так что нам с Ту-154М конкурировать здесь сложно.
— Лет пять-шесть назад Аэрофлот тоже из Омска «боингом» возил. Но потом отказался.
— Тогда была ситуация иная. Западные страны из-за шумов запретили определенным маркам российских самолетов полеты над Европой. Аэрофлот срочно перенацелил все свои «боинги» на зарубежные направления. И им просто не хватило машин для их сохранения на всех направлениях внутри России.
— Но были, наверное, и другие предложения о покупке пакета?
— Были. Но они не устроили ни меня, ни Омскавиа, ни, думаю, Омскую область. Во всех остальных случаях речь шла о безоговорочном поглощении. В случае с «КрасЭйр», как я уже сказал, Омскавиа сохраняет определенную самостоятельность.
— В совет директоров входит представитель от группы компаний, консолидирующихся вокруг банка «Держава». Участвуют ли они в работе совета?
— Конечно. Прилетают из Москвы. Голосуют. Ничем за это время нашей работе они не мешали, но и не помогали.
— Осенью прошлого года вашим первым заместителем стал Максим ЧЕТВЕРИКОВ из «КрасЭйр». В связи с чем состоялось такое назначение?
— Когда мы договаривались о работе в альянсе, красноярцы присматривались к нам: стоит ли с нами иметь дело? Ведь Омскавиа — самая маленькая авиакомпания среди всех участников альянса. Поэтому они и предложили своего менеджера в качестве заместителя. А нам нужны были, в свою очередь, свежие головы, свежие силы. Я принял это предложение. ЧЕТВЕРИКОВ до Омска работал генеральным директором ООО «Сибавиатранс». Он профессионал. И я за авиакомпанию под его руководством не переживаю. Он успешно и хорошо занимается своим делом.
— В августе прошлого года на внеочередном собрании акционеров было зачитано письмо от руководителя Западно-Сибирского межтерриториального управления воздушным транспортом Минтранса РФ Владимира ТАСУНА, требующее от генерального директора Омскавиа соответствующего специального образования. Получаете ли вы его такое образование?
— Да, в прошлом году в связи с этим письмом передо мной встали серьезные проблемы. Я даже собирался закончить соответствующие курсы. Но по приказу генерального директора вся ответственность за техническое состояние парка лежит на Максиме ЧЕТВЕРИКОВЕ, ему же подчиняются летный состав и технические службы. У него есть и образование, и квалификация и соответствующие допуски, лицензии и аттестаты. К нему у надзорных органов претензий нет. А я осуществляю общее руководство. Ведь не связаны же с безопасностью полетов финансовые поступления в авиакомпанию, распределение зарплаты да и экономика в целом. Мы разделили с ним обязанности.
— После подписания договора не появится ли в Омскавиа другой генеральный директор?
— Директором пока остаюсь я. Но не исключаю, что к осени может состояться внеочередное собрание акционеров и на предприятии появится иной руководитель. Но согласно договоренности я остаюсь в руководстве альянса.
— Всего альянса?
— Да.
— За какие вопросы будете отвечать?
— Пока еще думаю.
— Кстати, СМИ сообщают о том, что вы купили в Батуми гостиницу за три миллиона долларов. Правда ли это?
— Когда эту гостиницу выставляли на торги, мне в самом деле предлагали ее купить. Но в той политической ситуации, в которой находится сейчас Грузия, я не вижу для себя там перспектив. Политическая нестабильность не позволяет сейчас вести там бизнес.