— О проблеме ЕНВД говорят уже давно. А что делается союзом для того, чтобы эту проблему решить?
— Основная проблема здесь заключается в коэффициенте К2, который областными властями для большинства видов деятельности был установлен в максимальном размере. С 1 января 2006 года функции по определению этого коэффициента должны будут перейти к городу. В принципе, это правильно, поскольку 90% этого налога оседает в городском бюджете. Надо сказать, что департамент городской экономической политики продемонстрировал к этому вопросу очень грамотный подход. Уже 18 мая, то есть за полгода до вступления новых положений в силу, директор департамента Евгений ФРЕЗОРГЕР создал рабочую группу, в которую вошли и представители союза.
Группа провела всего два заседания, однако у нас начался очень конструктивный диалог с властью. В частности, нам удалось убедить чиновников, что для ветеринарных клиник, так же как и для автосервисов, коэффициент К2 должен рассчитываться исходя не из занимаемой площади, а из числа работников. Потому что исчислять налог для ветеринаров по площади — это же абсурд! Есть ведь санитарные нормы, устанавливающие минимальную площадь для клиник такого рода. Операционную нельзя разместить на двух квадратных метрах. Были у нас и другие предложения, которые властью принимались и учитывались.
— Почему рабочая группа прекратила свою работу?
— 25 мая на заседании Госдумы были одобрены некоторые поправки в Налоговый кодекс. Если коротко, предполагается, что значения коэффициента К2 будут по-прежнему приниматься субъектами Федерации. Это-то нас и пугает.
— А какая разница, кто будет принимать коэффициент — город или область?
— Дело в том, что существует еще и коэффициент К1, определяющий отношение кадастровой стоимости земли, на которой находится коммерческий объект, к максимальной кадастровой стоимости земли, установленной Государственным земельным кадастром для различных видов деятельности. Так вот, кадастровая стоимость земли в нашем городе до конца еще не определена, над этим городской департамент недвижимости еще только работает. В рабочую группу, созданную ФРЕЗОРГЕРОМ, входили в том числе и специалисты, занимающиеся этим вопросом. Если определением К2 будет заниматься область, у нас есть опасение, что эти два вопроса окажутся разведены.
— Но ведь в областную рабочую группу наверняка войдут специалисты из города...
— Войдут. Но в любом случае подготовка кадастра и определение коэффициента К2 уже не будут вестись параллельно. И может возникнуть такая ситуация, когда вначале будет утвержден К2, а уже затем К1.
— И что с того?
— У нас есть все основания предполагать, что с принятием нового кадастра стоимость муниципальной земли возрастет. Ведь кадастровая стоимость учитывается не только при начислении налога, но и при выделении участков под строительство, сдаче муниципальной недвижимости в аренду. Сейчас кадастровая стоимость земли в городе занижена. А ведь земля — это главное богатство муниципалитета. Так вот, если коэффициент К1 вырастет, К2 придется неизбежно снижать. Потому что уже сегодня многие предприниматели оказались на грани кризиса. Для автосервисов и автостоянок налог вырос в 4 раза, для общепита, розничной торговли и сферы бытовых услуг он вырос на 30-40%. Причем страдает в первую очередь малый бизнес, те предприятия, которые напрямую работают с населением и, по сути, определяют уровень жизни горожан. Крупных оптовиков повышение налога практически не затронуло. Может быть, коэффициент К2 и будет снижен, я этого не исключаю, но если К1 вырастет намного больше, эффекта все равно никакого не будет. А ведь власть то, что у нее есть, уже не отдает. Значит, снижать коэффициент повторно уже вряд ли кто-нибудь станет. Поэтому мы твердо убеждены, что надо вначале принять коэффициент К1, а уже потом рассматривать К2. Или на худой конец утверждать оба тарифа одновременно.
— Что может произойти, если коэффициент К1 вырастет, а К2 не будет снижен?
— Мы знаем, что происходит, когда налоги становятся непомерными: бизнес либо останавливается в развитии, либо уходит в тень. Омские бизнесмены не хотят ни того ни другого. Мы хотим не просто работать, а развиваться. А для этого налоговая нагрузка должна быть посильной, разумной. Ведь и город выигрывает от того, что растет число предпринимателей. Растет бизнес количественно — естественным образом растут поступления в бюджет, ведь их итоговая сумма зависит именно от количества торговых точек. Растет бизнес качественно — растет уровень предоставляемых жителям города услуг.
Мы надеемся, что власть нас услышит и проявит благоразумие. Ведь малый бизнес — это тысячи рабочих мест, это миллионы налоговых поступлений в бюджет, это благополучие и комфорт всех горожан.
Дмитрий МИТИН