Прошел год. Начал приближаться срок возврата кредита. Новый мэр Виктор ШРЕЙДЕР встретился с рядом омских банкиров. Разговор, в частности, шел о пролонгации. Финансисты были не против. При условии, конечно, четкости в процентных выплатах. Руководство ИТ Банка предложило продлить кредитный договор еще на год, увеличив его объем при том же залоговом обеспечении и уменьшив проценты с 18 до 16,5% годовых. Напомним, что, по признанию мэра, у Омска есть кредиты, по которым он платит 56 и даже 109% годовых.
На прошлой неделе началась подготовка к подписанию договора. И тут выяснилось, что два заложенных объекта — магазин «Подписные издания» на 10 лет Октября, 48 и часть помещений комбината здоровья «Советский» на 19 Партсъезда, 33 сданы в долгосрочную аренду. Первый — до 2019 года, второй — до 2008-го.
— Мы не давали никому разрешения на долгосрочную аренду, — рассказывает председатель правления ИТ Банка Олег СИЛЬНЯГИН. — Хотя не скрою, в последние недели перед выборами мэра на нас выходили некоторые известные омские предприниматели с просьбой пойти им навстречу. Ответ был стандартным: срок любого договора аренды не может превышать срока залога.
Более того, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним долгосрочная аренда «Подписных изделий» была зарегистрирована через 20 дней после регистрации там же ипотеки. А по комбинату «Здоровье» аренда фирмы «Стоматологические услуги» из Кормиловки зарегистрирована полгода спустя после появления ипотеки.
В Федеральном законе «Об ипотеке» от 16 июля 1998 года сказано, что залогодатель вправе без согласия залогодержателя отдавать заложенное имущество лишь на срок, не превышающий срока залога. Если иное не предусмотрено обоюдным договором. Иное не было предусмотрено. А значит, департамент недвижимости сознательно шел на нарушение закона.
Неприглядна во всей этой истории и роль учреждения юстиции, переименованного ныне в Главное управление Федеральной регистрационной службы по Омской области. В чем тогда смысл регистрации сделок? Служба обязана стоять на страже закона, дабы одно и то же имущество не продавалось многократно, не закладывалось дважды и не оказывалось в аренде сразу у нескольких хозяев.
— По моему мнению, — считает Олег СИЛЬНЯГИН, — сделано это было сознательно и небескорыстно как департаментом недвижимости, так и регистрирующим органом. Я считаю, что действия регистратора не были обычной ошибкой, а умышленным действием.
Как говорят, у каждой такой ошибки есть своя цена. Года полтора назад за аналогичное действо был пойман с поличным и осужден заместитель руководителя учреждения юстиции по регистрации сделок с недвижимостью.