— Владимир Геннадьевич, в чем главная проблема городского дорожного комплекса?
— В том, что денег не хватало на новое строительство. По информации департамента городского хозяйства, с 1995 года в Омске дороги только ремонтировались. Фактически нового строительства не велось. Построили только обход вокруг ярмарки «Торговый город». В полном объеме не был реализован ни генеральный план города Омска, ни комплексная транспортная схема. А город между тем развивается.
— Но в этом году делается много.
— Год действительно стал показательным. Интенсивно реализуются сразу несколько программ в сфере дорожного строительства. Первая и главная, конечно, — «Дороги Омска». Сегодня практически на 90% освоены средства, выделенные в рамках этой целевой программы на 2005 год. И каждый горожанин, думаю, видит результаты собственными глазами. Есть еще и программа «Городской двор». В общем, город улучшается на глазах. И все же, как я считаю, вопросы транспорта и дорожного строительства необходимо решать комплексно.
— Как именно?
— Программа, на мой взгляд, должна включать в себя несколько пунктов. Главное, естественно, — это строительство новых дорог. Омску необходимы уже сегодня два транспортных кольца. Первое, которое предполагается в центре города, а второе — это так называемая окружная дорога. Два транспортных кольца, я считаю, самая приоритетная задача в реализации комплексной транспортной схемы. А уже вторым пунктом должна идти реконструкция и ремонт существующих магистралей. Причем ремонтировать необходимо не только дорожное покрытие, но и ливневую канализацию. Нельзя на ней экономить. Дороги без ливневой канализации выходят из строя в несколько раз быстрей. Не понимаю также споров по поводу того, как проходить через пересечения с дорогами — надземным или подземным способом. Должна быть проведена экспертиза, и по ее результатам, учитывая экономическую составляющую, необходимо принимать решение в каждом отдельном случае. Вопрос должен решаться с учетом всех мнений.
— На чем еще нельзя экономить?
— На вопросах организации дорожного движения. Это тоже целый комплекс решений, который включает в себя и светофорное регулирование, и разметку, и дорожные знаки. Все почему-то забыли, что пропускная способность улицы зависит не только от количества полос. Сегодня, например, есть такие места, где знаки, ограничивающие скорость движения транспорта, совсем не нужны. Но они стоят по каким-то причинам. Кроме того, строительство остановочных карманов также увеличит пропускную способность многих улиц. Недостаточное внимание уделяется и непосредственно схеме организации дорожного движения. Метромост планируется к сдаче в середине октября, а маршрутной сети еще нет. Как будет работать после сдачи метромоста пассажирский транспорт — никто не знает. Нисколько не сомневаюсь, что изменения в существующую схему движения пассажирского транспорта будут внесены. Хотелось бы только надеяться, что департамент транспорта привлечет к работе не только своих специалистов, но и общественность. Сейчас много нареканий вызывает опубликованная городская маршрутная сеть, обслуживаемая коммерческим пассажирским транспортном. Но я думаю, что если бы рядом была опубликована маршрутная сеть, обслуживаемая муниципальным транспортом, вопросов было бы на порядок меньше.
— Что, по-вашему, необходимо сделать в первую очередь?
— Необходимо скорректировать или разработать новую комплексную транспортную схему исходя из сегодняшних реалий. Что такое сегодняшние реалии? Вот, например, Красный путь. Построили там «Планету высокой моды». Хороший магазин, возражений нет. Зато теперь Красный путь практически невозможно расширить. Но без его расширения городу никак не обойтись. Значит, нужно искать какое-то решение. Или еще пример — метромост. Снос зданий в створе метромоста обошелся городу в огромную сумму. Люди, которым выплачивалась компенсация, хотели только урвать побольше, никак не считаясь с интересами города. И вот такие моменты, я считаю, нужно выносить на общественный совет, который гласно и публично решит: сколько платить и нужно ли вообще платить. Ведь не для мэра и губернатора строится метромост, а для города. И нельзя противопоставлять свои личные интересы интересам города. Я понимаю, были определенные затраты у собственников. Вот эти затраты и нужно компенсировать.
Почему-то считается, что неспециалисты не могут дать архитекторам дельного совета. Если на градостроительном совете что-то решили, то так и должно быть. А что мешает провести общественную экспертизу? Это не так уж сложно сделать, и не так много времени займет этот процесс. Просто экспертизу необходимо проводить заблаговременно. Если в следующем году, например, предполагается строительство дороги, то времени вполне достаточно. Возьмем ту же программу «Дороги Омска», которая рассчитана до 2010 года. А почему в нее включили ту улицу, а не эту? Потому что так посчитали на градостроительном совете. Еще раз повторюсь, программа отличная и нужная. Но и жители города, и предприниматели могли бы что-то подсказать специалистам.