Но, пожалуй, во время открытия центром внимания были не картины, а вдова художника, Валентина Эдуардовна, которая щедро делилась рассказами о своем муже, особенно опоследних днях его жизни. Из последней своей поездки на творческую дачу в Гурзуф ГРИЦЮК привез семьдесят работ вместо пяти, необходимых для отчета перед творческим союзом. Художник как будто спешил как можно больше оставить себя близким, предчувствуя скорый конец. В то время имя ГРИЦЮКА абстракциониста тщательно замалчивалось, что отнюдь не помешало мастеру стать знаковым явлением эпохи. Ему посвящал свои стихи Владимир ВЫСОЦКИЙ, Булат ОКУДЖАВА написал про своего друга-художника песню, а Альфред ШНИТКЕ вдохновлялся его живописью, в свою очередь, вдохновляя своей музыкой ГРИЦЮКА. Этот факт послужил для омского искусствоведа Геннадия ЛОБЫШЕВА основанием для открытия нового направления в искусстве. «ГРИЦЮК не абстракционист, ГРИЦЮК — это „ШНИТКЕ“, — заявил искусствовед. Возможно, когда-нибудь и творчество ШНИТКЕ музыковеды определят как „ГРИЦЮК“.
Василий АЛЕКСАНДРОВ