Все рубрики
В Омске среда, 8 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 91,1231    € 98,3062

Валерий КАПЛУНАТ: "Мы начали очередной этап экспансии Омсктехуглерода"

31 октября 2005 12:33
0
1665

Председатель совета директоров ОАО «Омсктехуглерод» Валерий КАПЛУНАТ фигура в Омске не публичная, с журналистами встречается редко. Причины тому предельно просты. Во-первых, шокировать особо нечем — завод работает ровно, стабильно. Во-вторых, частые служебные командировки практически не оставляют свободного времени для общения с прессой. Однако последние два месяца вынудили господина КАПЛУНАТА «засветиться» на страницах местной печати с комментариями по поводу претензий к заводу со стороны ООООИ «Добро».

На днях Валерий Николаевич вернулся из поездки в Москву, где провел важные для предприятия переговоры. Корреспондент «КВ» Лариса ВАСИЛЬЕВА побеседовала с Валерием КАПЛУНАТОМ о сегодняшней ситуации вокруг ОАО «Омсктехуглерод», о планах и перспективах развития нефтехимической отрасли.

— Валерий Николаевич, что нового привезли из Москвы?

— Все секреты раскрывать не стану. Скажу лишь, что удалось согласовать с партнерами программу совместных действий по упрочению наших позиций с целью доминирования на глобальном и динамично развивающемся рынке Юго-Восточной Азии. Это носит исключительно стратегический и перспективный характер. Рассматриваю этот факт как возможность диверсифицировать наши риски, связанные с тем, что основная доля омского экспорта — это Западная Европа, в меньшей степени — Канада, Америка, Турция. Но вы знаете, Европа — это евро, а мы хотим процентов на 30 — 40 уйти в долларовую зону, чтобы иметь возможность нивелировать валютные риски. То же самое делает и наше российское правительство, складывая в единую валютную корзину не только евро, но и доллары.

— Насколько сложно сегодня предприятию европейского уровня, каковым является ОАО «Омсктехуглерод», работать в российских условиях?

— Российские реалии, к сожалению, таковы, что наши внутренние поставщики зачастую не ориентированы на западную систему стандартов в области поставок и качества продукции. Мы пытаемся привязывать к нашим процедурным аспектам и наших поставщиков со всего СНГ. Здесь возникает определенный разрыв, работать трудно, но я бы не сказал, что задача невыполнима. Сегодня омский завод обладает всеми мыслимыми и немыслимыми сертификатами. Процедура сложная, но мы вынуждены идти на нее, так как работаем на западном рынке. В мае 2005 года получили сертификат соответствия международному стандарту ИСО серии 9001 во всемирно признанном органе сертификации TUV CERT (Германия). Сертификат действителен до 2008 года. Это требования наших глобальных потребителей на западе. Завод теснит иностранных конкурентов, становясь самым крупным производителем техуглерода в мире, — более 200 тысяч тонн в год. При этом сохраняем широкий ассортимент — около 20 современных марок технического углерода.

— Однако, став частью производственного процесса крупных западных компаний, уверенно войдя в чужую конкурентную среду, омский завод кроме очевидных «плюсов» получил и массу проблем.

— Согласен, что здесь палка о двух концах. Наша конкурентоспособность сегодня столь высока, что нас стали подвергать различного рода давлению. Первым эпизодом стала инициация антидемпингового расследования, которое, слава богу, мы успешно выиграли.

— Вы имеете в виду историю двухгодичной давности?

Да, тогда, если вы помните, наш завод был признан предприятием с рыночной экономикой в пока еще официально не рыночной России. Мы стали единственным российским предприятием, которое выиграло эту процедуру при помощи западных партнеров и, конечно поддержке со стороны российского правительства, которое реально встало на нашу защиту.

— В этом году доля техуглерода, экспортируемого омским заводом, возросла до 80 процентов. С чем это связано?

— Доля экспорта увеличилась по сравнению с прошлым годом на 30 процентов. Причина в некой стагнации отечественной промышленности, которая, на мой взгляд, пребывает в спящем состоянии. Цифры говорят сами за себя: на долю внутреннего рынка приходится только 20 процентов наших поставок, при том, что мы имеем самую большую долю (более 35 процентов) внутреннего российского рынка.
Грубо говоря, мы отодвигаем западных конкурентов, в итоге накал конкуренции ужесточается. Партнеры в Европе вынуждены закрывать заводы по производству техуглерода в Испании, Германии, Италии. Естественно, с этим тяжело мириться, возникает новый раунд конкурентной борьбы.
Мы полагаем, что эта конкурентная борьба уже перенесена и на территорию России. Попытка захвата реестра акционеров ОАО «Омсктехуглерод», обращения в суд с исками, взаимоисключающими друг друга, которые суд в ряде своих решений уже оценил как злоупотребление правом, — все это мы почувствовали на себе.
Некие псевдообщественные организации, которые на самом деле являются ширмами по получению налоговых льгот, которыми руководили подставные лица, так называемые сервисмены, оказывающие услуги по обналичиванию, сегодня чувствуют себя удобно, не стесняясь организовывают публичные кампании, собирают досье на чужой бизнес. Удивляет, что некоторые омские печатные издания идут у них на поводу, готовы размещать информацию, относящуюся к коммерческой тайне. В настоящее время правоохранительные органы и правительство стали больше уделять внимания этой сфере, являющейся финансовой основой для бандформирований, ибо эти потоки неподконтрольны. Думаю, что все это получит свою оценку в судебных органах. Вопрос: почему они так уверенно себя ведут? Думаю, здесь не обошлось без высокопоставленных коррумпированных чиновников.

— Вы имеете в виду кого-то из местных?

— Мы полагаем, что представители омских структур не причастны к этой ситуации. Нити идут в Москву, нас пытаются запугивать намеками на бывших сотрудников генпрокуратуры, нынешних работников МВД. Но крайне настораживает согласованная деятельность, хорошо финансируемая комплексная система нападения по четкому сценарию. Мы сделали соответствующие заявления в компетентные органы. Надеемся, что будет дана справедливая оценка этой ситуации.
Мне нравится выражение о революции, которая лишь тогда чего-то стоит, если она умеет защищаться. Главный принцип нашей защиты? Мы занимаемся легальным видом деятельности, мы нужны обществу, мы необходимы автомобильной промышленности. Омский завод — это уже, без ложной скромности, гордость отечественной нефтехимической промышленности. Акционеры намерены предпринять еще большие усилия по диверсификации, в разы увеличить уставный капитал, направить ресурсы для закупа нового оборудования, на развитие инфраструктуры, продолжить строительство перевалочных станций как за границей, так и в России. Помимо количественного наращивания, идет процесс перехода предприятия в новое качественное состояние. Эскалация наших успехов очевидна. Поэтому атаку на ОАО «Омсктехуглерод» мы рассматриваем не как действия против его собственников, а как действия против коллектива предприятия, его репутации на рынке, против экономики Омской области в целом.
В то же время в Омске нашлись «иудушки», готовые отрабатывать иностранные деньги. Это непатриотично, это, в конце концов, просто преступно. Эти люди либо авантюристы, либо наивно полагают, что защищены от вмешательства властей и закона. Я уверен, все это пройдет, а омский завод будет жить и развиваться. Сегодня прислужники, опирающиеся на коррумпированное чиновничество, пытаются причинить ему максимальный вред. Общество хочет положительных перемен? Так давайте создадим цивилизованные правила игры, не позволяющие ставить подножку успешно работающим проектам. Величие цели определяет возможности человека.

— Как вы оцениваете перспективы развития региональной экономики в связи с уходом Сибнефти из Омской области?

— Нас нельзя обвинить в приближенности к существующей власти. У нас сложились нормальные, в режиме диалога взаимоотношения с рядом отраслевых министерств правительства области, с администрацией города во главе с новым мэром.
Что касается ухода Сибнефти, то мы должны понимать: нефтяная компания вошла в крупнейшую корпорацию мира под названием Газпром. Нет сомнений, что она должна быть перерегистрирована. Это закономерность. Другое дело — возникший переходный период нужно использовать для всемерного развития собственной региональной промышленной базы. Возьмем в качестве примера наш завод. Если бы большинство предприятий Омска развивалось бы такими темпами, как Омсктехуглерод, достигая до 15 процентов годового прироста, то региональная экономика пожинала бы сегодня более сочные плоды. Я оптимист, даже уход Сибнефти рассматриваю как возможность для стимулирования роста местного бизнеса, реального сектора экономики, а не только сервисных функций предпринимательства.

— Что для вас входит в понятие «полноценно отдохнуть»?

— Признаюсь честно, я не трудоголик. Для меня нет такого — пойти на работу, я просто живу своим делом. Ежедневно читаю исторические книги, мне интересен опыт предшествующих поколений. Уже до нас случились миллионы коллизий, сходных с теми, что мы переживаем сегодня. Изучаю крупнейшие неудачи и победы, склоняюсь к мысли, что всему всегда есть предопределенность, когда человек сам делает толчок к развитию. Пытаюсь развиваться как личность. Спасибо друзьям, отрывают от дивана, приобщают к горным лыжам, дайвингу. Женат. Единственным браком!

— Это вы с гордостью или сожалением?

— Это данность. Да не такой уж я «коварный изменщик» (смеется). Семейные ценности познаются с годами, здесь у каждого свой, извините за тавтологию, бесценный багаж.

Валерий Николаевич родился 29 сентября 1961 года в Омске. В 1983 году окончил экономический факультет Омского государственного университета по специальности «Экономика труда». Затем два года прослужил в армии в войсках ПВО. После службы вернулся в Омск, где до 1990 года работал экономистом, главным экономистом в исправительно-трудовых учреждениях города, преподавал политэкономию в Омской высшей школе милиции. С 1990-го по 1991 год жил и работал в Израиле и Дании. По возвращении в Омск организовал СП, связанное с нефтяным бизнесом. С 1994-го по 1997 год — член совета директоров ОАО «Омский нефтеперерабатывающий завод». С 1993 года — член совета директоров ИТ Банка. В 1997 году вошел в состав совета директоров ОАО «Омсктехуглерод», с 2000 года и по настоящее время — председатель совета.
Женат, сын — студент экономического факультета ОмГУ.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.