Напомним, что все омские станции изначально проектировались на использование углей экибастузских разрезов. А впервые омские энергетики задумались об альтернативе экибастузским углям в конце 90-х годов. Вопрос возник из-за перебоев с поставками из Казахстана. В качестве альтернативного топлива омские энергетики несколько лет использовали кузнецкий уголь. Для его сжигания никаких конструктивных изменений в котлах и в системе топливоподачи не потребовалось, поэтому в топливном балансе омских станций он занимал довольно большую долю — порядка 20% от общего объема сжигаемого угля. Но при всех достоинствах кузнецкого угля (высокая калорийность, невысокая зольность) есть и большой недостаток — высокая цена. Сегодня его цена выше, чем у экибастузского. И когда вопросы с поставками из Казахстана были сняты, от использования кузнецкого угля омские энергетики отказались.
Сегодня, как пояснил «КВ» первый заместитель технического директора ОАО «ОЭК» Виктор ГААК, компания опять вынуждена искать альтернативное топливо. Причина в высокой зольности экибастузских углей — свыше 40%. Возможность для дальнейшего расширения золоотвалов на омских станциях практически исчерпана. Так что перспектива ТЭЦ-4 — в использовании углей с низкой зольностью. А самые малозольные из всех российских углей — это канско-ачинские.
По словам Виктора ГААКА, уже есть предварительная договоренность о поставке угля для опытного сжигания с разрезом «Переясловский». К предложению омских энергетиков угольщики отнеслись с большим энтузиазмом. У них сегодня имеются излишки угля и есть возможность увеличить при необходимости объем его добычи на 1,5 млн тонн. По калорийности уголь с этого разреза примерно такой же, как экибастузский, а зольность не превышает 7-8%. Да и по цене канско-ачинский предпочтительней. При пересчете в условное топливо его тонна обойдется дешевле на 83 рубля.
— Правда, есть у канско-ачинских углей и недостатки, — пояснил Виктор ГААК. — Повышенная влажность, например, и высокое содержание кальция, который приводит к шлакованию поверхностей нагрева котла. Так что способ прямого факельного сжигания, который используется в наших котлах, для канско-ачинских углей скорей всего не подойдет. Тем не менее мы решили провести пробное сжигание. И уже начали подготовку котла № 10. Сначала попробуем сжигать его в смеси с экибастузским. Посмотрим, как он поведет себя в топке котла.
Рассматривается и вариант реконструкции котлов по технологии, разработанной ООО «Политехэнерго» (Санкт-Петербурга), которое производило модернизацию котлов Рязанской ГРЭС. «Политехэнерго» предлагает модернизировать котлы на омских ТЭЦ с использованием низкоэмиссионного вихревого сжигания канско-ачинских углей. Основное отличие этой технологии в том, что уголь сгорает при более низкой температуре и за счет этого исключается шлакование поверхностей нагрева. Причем в факел топки подается более крупная фракция топлива. То есть уголь не размалывается, а только дробится. Отсюда и несколько дополнительных плюсов. Во-первых, уменьшаются затраты на подготовку топлива. Во-вторых, снижаются азотные выбросы на выходе из котла. В-третьих, электрофильтры при использовании более крупной фракции угля будут работать с большей эффективностью. Таким образом, решится заодно и целый ряд экологических вопросов.
А главный минус в том, что затраты на модернизацию довольно велики — порядка 70 млн рублей на один котел. И это без реконструкции системы топливоподачи, которая тоже потребует обновления, поскольку рассчитана на экибастузский уголь. Так что общие затраты по полному переводу ТЭЦ-4 на канско-ачинский уголь, как говорит Виктор ГААК, оценить пока трудно. Есть и еще одна сложность. После такой модернизации котлов уже не будет возможности вернуться к экибастузским углям.