Как только в нашей стране появилась частная собственность, у граждан и предприятий появилась потребность в ее оценке. В начале 90-х годов прошлого века в связи с бурным развитием рыночных отношений в России был создан институт оценки, стали появляться специализированные оценочные фирмы. Так, в мае 1996-го было учреждено ООО «Независимая экспертиза "Флагман“, которое в последние годы согласно рейтингам входит в сотню крупнейших оценочных компаний России. О специфике оценочной деятельности и о месте "Флагмана“ на омском рынке корреспондент "КВ“ Андрей КОЛОМИЕЦ побеседовал с его директором Николаем МЕДВЕДЧЕНКО.
— Что когда-то побудило вас заняться именно оценочной деятельностью?
— Конечно же, заняться оценочной деятельностью я решил не под влиянием сиюминутного желания. Это решение было обосновано предварительным правовым анализом института оценки, а также изучением тенденций развития рыночных отношений в стране, которые мне пришлось сделать. Ну и, разумеется, сыграл определенную роль рыночный фактор новизны, все-таки эта вновь образованная ниша была свободней, чем когда-либо.
— Часто ли сделанные «Флагманом» оценки оспаривались в суде?
— Во главу угла «Флагман» с начала своей деятельности ставил знание своего дела и репутационную порядочность. Но рынок есть рынок — в процессе дележа имущества или при наступлении страховых случаев всегда есть стороны, чьи интересы на их взгляд были нарушены. В ходе судебных разбирательств оценщиков привлекают либо как экспертов для освещения суду вопросов, касающихся стоимости имущества или величины ущерба, либо для доказательства достоверности своего отчета об оценке, если у одной из сторон имеются основания сомневаться в ней. Что касается привлечения «Флагмана» и его сотрудников в качестве экспертов, то в этом направлении у нас имеется большой опыт. Здесь наша независимость от сторон (в том числе от государства) для суда является определяющим фактором. Что касается оспаривания наших отчетов, то скажу следующее: за наш 10-летний опыт работы имелись редкие случаи, когда пришлось доказывать достоверность наших отчетов, и это были времена активного передела имущества. Ни один наш отчет не был признан недействительным. Это факт.
Любой юрист скажет, что в каждом законодательстве есть лазейки, в результате можно получить выгоду, в том числе и в оценочной деятельности. К примеру, институт добросовестных приобретателей — отличная лазейка, которой многие воспользовались при приобретении объектов по 306-му постановлению. Но мы лазейки не ищем, потому что репутация дороже возможной выгоды.
— Хотите сказать, если к вам придет бизнесмен и предложит кругленькую сумму за нужную ему оценку, «Флагман» ему откажет?
— Стоит заметить, что с развитием рыночных отношений оценка в России сегодня относится в большей мере к сфере «Бизнес для бизнеса», это означает, что к нам обращается не просто бизнесмен, а как минимум два бизнесмена, одним из которых может являться банк или страховая компания. Причем вторая сторона, как правило, является конечным потребителем отчета об оценке. И обращение к оценщику этих бизнесменов говорит о том, что обе стороны ему доверяют, а также о том, что они доверяют друг другу. Поэтому если к нам обращается бизнесмен с просьбой оценить объект в сумму, отличающуюся от рыночной стоимости, это говорит только о том, что он находится вне бизнес-сообщества, вне рынка. И этот факт никоим образом не согласуется с понятием рыночной стоимости. В таких случаях мы всегда вынуждены отказывать.
Фактор же «кругленькой суммы» неактуален для крупных оценочных компаний, где имеются приемлемый уровень рентабельности и соответствующие объемы работ. «Флагман», во-первых, работает по минимальным тарифам, рекомендованным Национальным советом по оценочной деятельности и учитывающим необходимый уровень трудозатрат, во-вторых, объем работ нам позволяет придерживаться конкурентных цен на услуги при их высоком качестве, в-третьих, «кругленькая сумма» для нас несопоставима с годовым доходом, который можно потерять, если будет потеряна репутация.
— Как вы считаете, почему клиенты обращаются именно во «Флагман», а не в другие оценочные фирмы? Чем народ завлекаете?
— Нередко к нам приходят с ситуацией, когда наши услуги не требуются. Но чтобы в этом разобраться, нужно выслушать человека. У «Флагмана» есть соглашения с Роспотребнадзором, адвокатами, риэлторами, банками, ипотечными агентствами, страховыми компаниями, так что выбор, как решить ту или иную проблему, достаточно широк. Частенько к нам обращаются по качеству товаров и услуг, стараемся помочь людям советом. Если мы дали человеку исчерпывающую консультацию, он ушел от нас удовлетворенным, то скорее всего обратится именно к нам, если ему будет нужна оценка, или порекомендует нас знакомым.
Ну а если человек приходит с вопросом оценки, стараемся как можно эффективнее ему помочь. Оценщик — своего рода психоаналитик, ведь люди обращаются по вопросам своего жилья, транспорта, которые создают комфорт или дискомфорт. Мы не относимся к фирмам, где практикуется формальный подход к клиентам: деньги взяли
— и хоть трава не расти. На мой взгляд, так работать неинтересно. Если подходишь к делу серьезно и дорожишь каждым клиентом, то работаешь на перспективу. Людей, которые платят добропорядочностью, за добропорядочность больше, чем непорядочных, поэтому хорошо сделанная работа впоследствии не раз окупится сторицей.
Что касается вашего вопроса, то в какой-то мере причины, почему именно к нам обращаются клиенты, я уже раскрыл. Подытожив, можно сказать, что к нам обращаются клиенты потому, что у нас есть репутация, к которой прилагаются: обоснованные цены на услуги, профессиональный подход к процессу оценки, оперативность оказания услуг за счет большого штата оценщиков, гарантированное качество услуг, контролируемое общественными организациями специалистов-оценщиков и оценочных компаний, членами которых являемся (Российское общество оценщиков, Некоммерческое партнерство «РОО»), доверие к нашим отчетам крупнейших конечных потребителей оценки — банков, страховых компаний, органов государственной власти, а также принципы «Флагмана» — профессионализм, добропорядочность и конфиденциальность.
— Делать оценку имущества — дорогое удовольствие, ваши расценки не отпугивают клиентов?
— Как я уже говорил, оценка — это бизнес для бизнеса, поэтому затраты на оценку, как правило, являются в большинстве случаев обязательными, с другой стороны — имеется конкуренция среди оценщиков, где есть поле для демпинга. С развитием оценки в России поднимается уровень качества услуг, который требует увеличения трудозатрат (себестоимости), делая демпингующие компании аутсайдерами, которые уходят с рынка, — рентабельность не та. С развитием рыночных отношений определяется средняя величина (доля) затрат на оценку, обеспечивающая качественное ведение бизнеса сообществом, больше которой бизнес платить не будет. Вот на этот диапазон и должна быть направлена ценовая политика оценщика, которая позволит удержаться ему на рынке.
— К кому из омских конкурентов вы относитесь с уважением?
— Мы относимся с уважением к коллегам, входящим в Некоммерческое партнерство «Российское общество оценщиков». В него входят более 10 омских оценочных компаний и ИП.
— Какие планы на будущее?
— У «Флагмана» есть имя, сложившаяся репутация и свои клиенты, но конкуренция не дает расслабляться, заставляет искать новые пути. В ближайшее время открываем свой филиал в Москве для расширения клиентской базы. Ведь именно в столице решаются основные вопросы, вот мы и решили быть поближе к этой движущей силе.
— На что остается время от трудов оценочных?
— На самом деле, чтобы много и качественно работать, нужно поддерживать состояние души и тела. Для этого я стараюсь почаще бывать на природе, и не только на охоте-рыбалке. Каждый день трачу на пешие прогулки полтора — два часа, регулярно хожу в бассейн поплавать.
Стараюсь больше времени проводить с семьей. Дочки хоть и выросли, но к папе за советом постоянно обращаются. Старшая пошла по моим стопам, учится на пятом курсе юрфака ОмГУ, потом собирается идти работать в прокуратуру. А младшая в этом году заканчивает среднюю школу и планирует поступать на журфак МГУ.