На ближайшие десять лет у московской агрогруппы «Континент» большие планы по инвестициям в Омскую область. Холдинг постоянно расширяет посевные площади, элеватор в Калачинске этой осенью уже начнет принимать первое зерно нового урожая, а на 2008 год запланирован пуск завода по производству круп и мюсли. Есть и масштабные планы по развитию животноводства. Об этом и о многом другом корреспонденту «КВ» Николаю ГОРНОВУ рассказал генеральный директор ЗАО «Омский региональный элеватор» Олег КОЛЕСНИКОВ.
— Олег Юрьевич, как и когда вы пришли в зерновой бизнес?
— В середине 90-х я занимался торговлей кондитерскими изделиями и выстроил тогда довольно длинную цепочку. Закупал кукурузу в Австрии, поставлял ее на крахмало-паточный комбинат, патоку отправлял затем на кондитерские фабрики, откуда получал по бартеру конфеты, которые продавал и на эти деньги опять покупал в Австрии кукурузу. Потом начал поставлять на эти кондитерские фабрики муку. Естественно, чтобы взять муку, стал заниматься пшеницей. С тех пор так и занимаюсь.
— Давно у вас завязались партнерские отношения с агрогруппой «Континент»?
— Примерно с 1996 года. Эта компания и тогда, и сегодня является официальным поставщиком московского департамента продресурсов. А в середине 90-х агрогруппа «Континент» осуществляла практически 25% всех поставок зерновых в Москву и в Московскую область.
— Делили московский рынок с компанией «Настюша»?
— Ну, тогда «Настюша» зерном еще не занималась. У нее был в то время несколько иной профиль. А сегодня, да, «Настюша» очень сильно выросла. Тем не менее и «Континент» остался на рынке и сохранил довольно сильные позиции в поставках круп.
— Когда решили свой элеватор построить?
— В 1999-2000 годах. Тогда в Омской области были большие урожаи. Зерна в области произвели так много, что даже негде было, по сути, его хранить. Не хватало элеваторных мощностей. И вот именно тогда у нас возникла идея построить собственный элеватор. До 2001 года мы готовили документацию, заключали договоры с проектными группами из московского ЦНИ «Зернопродукт» и проектного бюро Омскзернопродукта. Был разработан тогда проект элеватора на 30 тысяч тонн. Оборудование в основном — Дания. И чтобы замкнуть цикл, мы стали искать партнеров, кто бы спроектировал нам завод по производству круп.
— Ваш элеватор уже готов к работе?
— Практически готов. Осталось только завершить работы по благоустройству и проложить полтора километра дороги к элеватору. А оборудование уже полностью к работе готово. Мы не один раз все проверили. И транспортеры, и сушилки. Так что этой осенью элеватор обязательно начнет принимать зерно.
— Объема хранения в тридцать тысяч тонн достаточно?
— Вообще-то у нас предусмотрено в проекте строительство элеватора на 90 тысяч тонн. Так что мы завершили пока только первую очередь.
— О вашем проекте по производству круп в прошлом году говорили много. Даже назывались сроки запуска. Почему так затянулось начало строительство?
— Условия стремительно меняются. Российские стандарты, по которым производились такие крупы, как «Геркулес», уже морально устарели. Все производители теперь равняются на стандарты, которые задает «Несквик». И мы тоже стали искать партнеров, которые бы спроектировали нам современный завод для производства злаковых. Сначала работали с Украиной, где на сегодняшний день, как я считаю, самые передовые производства круп на всей территории бывшего СССР. Украинцы сделали нам хороший проект, но время опять продиктовало новые условия. Так что в первых числах июля мы ждем проектировщиков из Венгрии, с которыми уже провели переговоры. Уже решен вопрос и с финансированием этого проекта. Инвестиционно-торговый банк города Москвы дает гарантию на 5 миллионов евро. Так что к концу 2008 года наш комплекс по переработке серых зерновых культур должен заработать в полном объеме.
— Современные требования — этот как? Какую продукцию будет выпускать предприятие?
— Планируем выпускать производить крупы из пяти злаков и плюс еще мюсли. Впрочем когда приедут венгерские проектировщики, с ними прибудут и их технологи. Может, еще они подскажут, чем Европа сегодня живет. Рассмотрим все варианты.
— Строить будут тоже венгры?
— Да, специалисты из Венгрии. Там сегодня переизбыток высококвалифицированных трудовых ресурсов, и они готовы работать за очень разумную цену.
— Каков объем переработки?
— Не менее ста тысяч тонн зерновых в год.
— Вопрос со сбытом готовой продукции уже решен?
— У агрогруппы «Континент» есть договоренность с департаментом продресурсов города Москвы на поставку крупяных изделий. Вообще департамент продресурсов нам очень помогает. Московское правительство выделило нам два года назад инвестиции в сумме 125 миллионов рублей. Под очень льготные условия нам постоянно дают кредиты на закупку крупы. Знают и о том, что мы готовим мощную сырьевую базу и готовы выделять деньги и под этот проект тоже.
— Собственного зерна хватит? Сколько вы в этом году засеяли?
— Больше 20 тысяч гектаров. Порядка 9 тысяч в Калачинском районе и еще около 12 тысяч гектаров в Нижнеомском районе. А хватит или нет — зависит от урожайности. Если не хватит своего зерна, будем приобретать у соседей. Возможно, будем даже фермерам помогать — давать свои семена, чтобы они сеяли для нас.
— Работаете только с серыми культурами?
— Есть и пшеница, конечно, но в этом году основную часть действительно засеяли серыми: ячмень, овес. Ячмень мы в этом году посеяли сорта «анабель» — это немецкая селекция. Заключили договор с немецкой фирмой, вернее с ее филиалом в Москве — компанией «Эконива». Получили первую пробную партию семян. Посмотрим, что получится. Но вообще рассчитываем довести среднюю урожайность до 30 центнеров с гектара.
— Земля в собственности или в аренде?
— Земля частично из муниципального фонда перераспределения, но большая часть — это паевые земли. И мы не намерены останавливаться на достигнутом. В планах расширение посевных до 50 тысяч гектаров.
— А почему именно в Калачинском и Нижнеомском районах?
— Потому что там традиционно выращивались серые культуры. Эти два района немного севернее, там выпадает больше осадков. В Нижнеомском, например, условия для пшеницы вообще не очень подходящие. Только фураж и растет. Есть и еще один плюс — рядом Новосибирская область. У соседей тоже много хозяйств занимается производством серых культур. Мы с ними давно дружим и они готовы нам помогать своим зерном, если сырья не будет хватать для нашего производства.
— Сельхозтехнику приобретаете?
— Недавно приобрели четыре посевных комплекса «Бюлер», два посевных комплекса «Кейс», два канадских комплекса «Конкорд» и два зерноуборочных комбайна «Кейс». Еще девять новых российских комбайнов «Вектор» купили буквально два месяца назад. И в дальнейшем будем приобретать технику. Хотим сделать полную модернизацию.
— А какие планы по животноводству?
— В этом году мы уже начали заниматься свиноводством. Приобрели полторы тысячи свиней. Параллельно планируем заниматься и крупным рогатым скотом. Сейчас ведем переговоры с венграми. Планируем построить современный агрогородок под Калачинском, где разместятся и животноводческие комплексы, и предприятия по переработке молока и мяса. И, как социальный проект, туда входит жилье для рабочих.
— Животноводческие комплексы на сколько голов?
— Пока не могу сказать. Обсуждаются разные варианты. В Европе, как вы знаете, нет таких больших животноводческих предприятий, как в России. И пока венгерским проектировщикам требуется время, чтобы приспособиться к нашим масштабам. Я думаю, что обсуждение проекта агрогородка займет не меньше года. Хотя администрация Калачинского муниципального образования идет во всем нам навстречу. И по вопросу выделения земель, и по другим тоже.
— Вы, наверное, в Калачинске сейчас постоянно пропадаете?
— Да, я там практически все время живу. Даже квартиру там пришлось снять.
— Не тяжело городскому человеку сельским хозяйством заниматься?
— Очень тяжело, не скрою. Есть сложности свои, есть трудности. Говорят же, что сельское хозяйство — это не бизнес, а образ жизни. Так оно и есть. К тому же сельское товарное производство на сегодняшний день — это еще большая яма, которую нужно потихоньку засыпать. Но большую помощь, что очень радует, оказывают банки. Нам практически все банки области помогают — и Сбербанк, и Омскпромстройбанк, и Россельхозбанк. Все понимают, что при таких масштабах деньги нужно вкладывать постоянно. Инфляция высокая, строительные материалы растут с такой скоростью, что не успеваешь удивиться. Только за последний месяц они выросли на 20-30%. Составим смету на месяц вперед, а как только получим деньги, уже не укладываемся в этот бюджет. Металл и цемент особенно быстро дорожают.
— Каковы общие объемы инвестиций во все проекты?
— Порядка 800 миллионов рублей мы уже сегодня привлекли в регион. И все эти деньги вкладываем в производство. Вот сейчас. пока лето, хотим произвести модернизацию зернотоков в хозяйствах. Будем ставить новое оборудование для очистки зерна, восстанавливать зерновые площадки. Кроме этого, планируем поставить в Калачинске и табачную фабрику.
— Почему в Калачинске, а не в Омске?
— Калачинск привлекателен тем, что это бывший производственный район. Там много производственных помещений, которые, к сожалению, пустуют. Да и тенденции сегодня такие — производства выводятся из городов. Вы возьмите любой крупный город мира и увидите, что все производства переезжают в пригороды. И в Москве, и Санкт-Петербурге эти процессы уже идут. Я думаю, что скоро так будет и в Омске. Города растут. И на первое место выходит вопрос экологии.
— С помещением под фабрику определились? Будете строить?
— Мы через аукцион 30 июня приобретаем цех бывшей швейной фабрики — почти 6 000 квадратный метров. Реконструкцию, конечно, придется сделать, но это все равно потребует меньших вложений, чем строительство фабрики с нуля.
— А оборудование?
— Мы являемся сегодня владельцами ООО «Прокопьевская табачная фабрика» и ООО «Табачная фабрика „Омь“. В Прокопьевске фабрику закрываем и вывозим оборудование в Калачинск. Часть уже перевезли. И на табачной фабрике „Омь“ есть хорошая линия по производству сигарет с фильтром, которую мы приобрели в прошлом году. Пока это оборудование работает в Омске на арендованной площадке, но скоро мы его тоже перевезем в Калачинск. Еще мы ведем сегодня очень интенсивные переговоры с банками и лизинговыми компаниями, чтобы приобрести новое импортное оборудование, которое позволит производить сигареты и в твердой упаковке.
— Российский рынок сигарет давно поделен между глобальными брендами. Почему вдруг вы решили заняться бизнесом, где конкуренция так высока?
— Я считаю, что на одном только сельском хозяйстве нельзя сегодня замыкаться. Чтобы успешно работать, нужно иметь постоянный приток средств. А табачное производство, как вы сами понимаете, — это еще и огромная сеть розницы. Если правильно провести маркетинг, то и потребители будут. Сигареты рокопьевской фабрики, например, вся Кемеровская область покупает. Так что перспектива есть, как я считаю.
— А по качество сигарет?
— Будем стараться выйти и на новый уровень технологии. Мы сегодня ведем переговоры и с очень многими поставщиками табака. Можно, например, производить сигареты совместно с кем-то. Есть разные варианты.
— Свободное время остается? Вы наверняка охотник?
— Раньше действительно охотой сильно увлекался. Сейчас просто некогда. Но на спорт время нахожу. По утрам с младшей дочкой — она у меня серьезно большим теннисом занимается — пробегаем кросс. Я раньше увлекался тяжелой атлетикой, и это увлечение не оставил до сих пор. Дома я себе хороший спортзал оборудовал. У меня там профессиональные тренажеры стоят. Еще каждый день утром и вечером купаюсь в Иртыше. Уже пятнадцать лет увлекаюсь моржеванием, так что плаваю в любую погоду и в любое время года. Летом для меня вода слишком теплая, так что больше люблю зимой. Когда я зимой приезжаю куда-то в командировку, то обязательно стараюсь в местной реке искупаться. Есть давняя мечта съездить в Хабаровск, где проводятся известные соревнования по зимнему плаванию. Хочу принять в них участие. Себя испытать.
Биография
Олег Юрьевич родился 15 октября 1967 года в городе Омске. Учился в средней школе № 77. После школы поступил в Омский торговый техникум на специальность „Технология приготовления пищи“. Окончив техникум, уехал в 1987 году по распределению в Тюменскую область — в город Нягань. Долго работал заведующим производством в молодежном кафе. В 1992 году вернулся в Омск. Некоторое время работал в 1-м тресте столовых, но вскоре организовал собственный швейный бизнес. Потом два года работал в горкоопторге. Сначала экспедитором, потом заготовителем. В 1996 году учредил фирму „МИС“ и занимался реализацией кондитерских изделий. Через несколько лет его кондитерский бизнес плавно перерос в зерновой.
В 2000 году стал акционером и директором ЗАО „Новый Континент“, которое представляет в Омске интересы московской агрогруппы „Континент“. С 2002 года — акционер и генеральный директор ЗАО „Омский региональный элеватор“, которое занимается реализацией нескольких проектов по производству и переработке зерновых в Калачинском районе Омской области. Завершает обучение в Академии имени Егора СТРОЕВА (г. Орел), получая высшее образование по специальности „Агрономия“.
Женат. Воспитывает двух дочерей. Старшая дочь в этом году окончила среднюю школу и поступила в ОмГУ. Младшей дочери 9 лет. Увлекается большим теннисом.