Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Подбельский Константин, исполнительный директор НП "Марафон": "Марафон — обходится бластному бюджету в 2 млн рублей"

7 августа 2006 12:41
0
1807

В этом году наш город будет принимать на своих улицах семнадцатый по счету Сибирский международный марафон. В последние годы марафон превратился из просто крупного спортивного события в событие имиджевое, по которому о нашем городе судят далеко за пределами Омского региона.

Об этом, а также о некоторых экономических аспектах проведения этого праздника спорта наш корреспондент беседует с директором SIM Константином Подбельским.

— Сибирский международный марафон сейчас — это большой и красивый спортивный праздник. В одном из интервью вы назвали марафон визитной карточкой Омска. А что он приносит в «копилку» города с экономической точки зрения?

— На самом деле вопрос сложный и не однозначный. Экономический эффект от любого мероприятия приходит тогда, когда в него что-то вложишь. А отдачу от вложения подчас можно получить через долгие годы. Первые годы проведение марафона было делом очень затратным. В него вкладывались не только средства, но и идеология. Ведь начало 90-х — было очень сложное время и с экономической, и с социальной точек зрения. Отношение к марафону было другое. Может быть, даже неприязненное (людям и так тяжело, а тут еще движение перекрыли, на дачу любимую не добраться). Нужно было менять сознание людей. И марафон свою лепту в это дело внес.

Что касается экономической отдачи, то хотелось бы сослаться на зарубежный опыт. Есть такая организация — Ассоциация международных марафонов и пробегов, куда из российских марафонов (а их по стране насчитывается более 60) входят два — Московский международный марафон мира и наш Сибирский международный марафон. Естественно, что мы, являясь членами этого сообщества, принимаем участие в работе его конгрессов. На одном из них обсуждался такой вопрос, как экономические аспекты проведения марафона на примере берлинского марафона, известного своими глубокими корнями и традициями.

Так вот, львиная доля его бюджета формируется из взносов его иностранных участников. Причем замечу, что в последние лет пять количество участников марафона, которые допускаются на трассу, ограничено 35 тысячами человек — большее количество народа улицы Берлина не в состоянии принять. Взнос с каждого участника составляет порядка 100 евро. Полученной в результате суммы хватает, чтобы марафон окупить. Спонсоры при этом вкладывают значительно меньше. Понятно, что город тоже не стоит в стороне — задействованы и полиция, и медицинские, дорожные службы. Кроме того, из 35 тысяч человек, принимающих участие в марафоне, абсолютное большинство, где-то тридцать тысяч против пяти — это люди приезжие, которые селятся в отелях, оставляют деньги в ресторанах и дают работу жителям Берлина. Все эти аспекты, влияющие на развитие города, учитываются. И при всех расходах городские власти Берлина могут посчитать, сколько они от марафона получили.

Конечно, наши цифры выглядят намного скромнее. В омском марафоне принимают участие гораздо меньшее количество людей (средняя цифра — около 15 тысяч), среди них есть большая категория граждан, которая либо вообще освобождена от уплаты взноса (пенсионеры, инвалиды, дети до 14 лет), либо имеет льготы. Так что об окупаемости за счет взносов участников, а тем более о прибыли от мероприятия говорить неуместно. Здесь прибыли нет и быть не может.

Кроме того, пока мы не можем принять большое количество людей — инфраструктура города не готова к этому. Мы много раз сталкивались с проблемой, что, когда в городе проходят одновременно сразу несколько крупных мероприятий, будь то марафон или праздник города, очень сложно бывает достойно разместить, впрочем, как и накормить людей.

Но город меняется, мы это видим. Строятся гостиницы. Общественное питание, развлекательный бизнес развиваются бурными темпами. У наших гостей появляется больше возможностей воспользоваться теми благами, которые инфраструктура города может предложить.

Взять даже такой аспект, как подготовка трассы марафона. Не правильно было бы говорить, что асфальт новый кладут, чтобы по нему марафонцы пробежали. По тем участкам дорог, которые подновляются специально к марафону, потом будут ходить и ездить наши горожане. Город прихорашивается к марафону, события подталкивают к этому, но все это останется омичам.

Так что Сибирский международный марафон — это не только визитная карточка города. С каждым годом он становится все более серьезной экономической составляющей, влияющей на развитие Омска. Хотя и имиджевая составляющая влияет на экономику. Город и область вот уже в течение 17 лет подряд стабильно поддерживают проект, и не просто поддерживают, но и развивают. Тем самым мы показываем, что способны проводить крупные мероприятия. Данное обстоятельство наверняка учитывается потенциальными инвесторами.

— Понятно, что, участвуя в проведении такого события, как международный марафон, город укрепляет свой имидж. А что получают от этого спонсоры, кроме того что имеют удовольствие видеть свои логотипы на рекламных щитах и спортивной атрибутике?

— Спонсорство — это не благотворительность. И эта аксиома предельно понятна тем компаниям, с которыми мы работаем. В этом году генеральным партнером марафона выступает компания «ОША». Она сотрудничает с марафоном уже 12 год. А это ли не показатель стабильности компании?

Можно долго перечислять названия тех компаний, которые в разные годы сотрудничали с марафоном. Приходили они к нам по разным причинам, впрочем, как и уходили.

Несколько лет подряд мы сотрудничали с компанией «Pepsi-Cola». Когда она выходила на российский рынок, она сразу решила заявить о себе участием в крупном, интересном проекте. Причем мы тогда впервые столкнулись с тем, насколько четко отслеживается компанией успешность вложений и их экономический смысл. И, согласно исследованиям их маркетинговой службы, прослеживалась четкая корреляция участия компании в марафоне и уровня продаж в Омском регионе. Понятно, что не только это событие способствовало повышению продаж. Было лето, стояла жара. Однако...

Компания «Kodak», с которой мы сотрудничали четыре года, к примеру, совершенно четко ставила цели — продвижение своего продукта. Тогда они активно внедряли проект «Кодак-почта» и им важно было об этом заявить. Могу сказать, что «Kodak» не только окупила вложения в марафон, но и была в плюсе.

Однако у разных брэндов и побудительные мотивы для участия в марафоне разные. Есть, например, компания «Volkswagen», которая сотрудничала с нами 2 года. Понятно, что после проведения марафона очередь за «Фольксвагенами» не выстроилась. Для компании это был имиджевый проект. Они тогда как раз отстроили «Евротехцентр», и им важно было заявить, что компания пришла в Омск, пришла всерьез и надолго. Точно таким же имиджевым проектом стал марафон для Газпромбанка. Руководители банка не ожидают сиюминутной прибыли, но они уже заметили, что уровень известности банка в городе повысился. Так что у компаний, работающих в различных сферах бизнеса, мотивация для сотрудничества с нами разная. Разная и отдача. Но объединяет всех одно. Марафон — событие позитивное, доброе. И этот добрый имидж события переносится на марку, которая в нем участвует.

— Вы сказали, что спонсоры по разным причинам приходят и уходят. Почему происходит последнее?

— Мы уже говорили о том, что есть широкий перечень причин спонсорского участия в марафоне. Так вот мотивов для ухода из проекта найдется столько же. Я уже упоминал компанию «Kodak». У данной компании полностью изменился подход к своему позиционированию не только в России, но и в мире. Она перешла на цифровое фото, отсюда огромные затраты на переоборудование. Деньги уходят на другие нужды, поэтому компания уже не может поддерживать проект в прежнем формате.

Причины ухода тех или иных фирм кроются в изменении маркетинговых стратегий, зависят от макропроцессов. Еще ни одна компания не ушла от нас потому, что она осталась недовольна сотрудничеством.

— Кто и на каких условиях может стать спонсором марафона?
Им может стать любая компания, которая оплатит так называемый спонсорский пакет. Его стоимость зависит от того, какой статус компания получает. Про нашего генерального спонсора, компанию «ОША», я уже упоминал. Кроме того, есть официальные партнеры, которые спонсируют определенные забеги. Например, Газпромбанк спонсирует забег на 5 км, компания «Чистая вода» — мини-марафон, компания «Партнер-Омск» — учредитель суперприза на марафонской дистанции, спортивная марка «Sprandi» — наш партнер по экидену. Сложно представить себе марафон без участия компании «Омскметаллооптторг», которая сотрудничает с нами вот уже 15 лет. С самого первого дня своего появления в Омске поддерживает нас радио «Еuropa Plus». Информационную и техническую поддержку марафону оказывают еще ряд известных омских компаний. И для каждой из них существует свой спонсорский пакет. Он состоит из определенного рекламно-информационного набора: это и наружная реклама, реклама на радио и ТВ, реклама на атрибутике. В общем, используются все виды прямой и косвенной рекламы, которая стоит определенные деньги.

— Вы можете назвать минимальную и максимальную стоимость спонсорского пакета?

— Это коммерческая тайна. Цифры — вещь конкретная, но их можно по-разному воспринять и осветить. А вот информация об участии областного бюджета абсолютно открыта. Он ежегодно финансирует две статьи расходов марафона — призовой фонд (в этом году он составляет более 1,5 млн рублей) и культурную программу. В общей сложности мы получаем из областного бюджета 2 млн рублей.

И если мы заявляем, что призовой фонд Сибирского марафона — крупнейший в России, то мы и цифр не скрываем. Куда средства уходят тоже понятно — эти деньги получают спортсмены. В этом году I приз марафона для мужчин и женщин установлен в 10 тыс. $. А тому, кто побьет рекорд марафона, будет отдана еще и специальная премия в 30 тыс. рублей.

— А достаточно ли средств у марафона для привлечения спортсменов с мировым именем или вы не ставите себе такой задачи?

— Ставим. А что касается средств, то, сколько бы мы ни вкладывали, всегда найдется ниша, куда можно было бы еще вложить. Понятно, что у Нью-Йоркского марафона, который выплачивает мужчине и женщине в качестве I приза по 150 тыс. $, возможностей для привлечения мировой элиты намного больше. Кроме того, администрация Нью-Йоркского марафона, приглашая таких спортсменов, полностью оплачивает проезд из любой точки мира и обратно, питание, проживание. А некоторым из них платят уже за то, что спортсмен приехал и участвует в марафоне.
У нас тоже есть определенная группа марафонцев, которым мы оплачиваем питание, проживание и проезд. Пока это уровень ведущих российских спортсменов. Однако понижать значимость соревнования из-за того, что у нас пока нет возможности приглашать зарубежных звезд мировой величины, я бы не стал. Результаты, достигнутые российскими марафонцами здесь в Омске, очень высоки. Имена наших женщин-марафонок находятся на первых строках мирового рейтинга, а установленный Эдуардом Тухбатуллиным еще в 1993 году рекорд до сих пор никем не побит.

В этом году призовой фонд марафона увеличился, что, конечно, повлияет на уровень спортсменов, приезжающих к нам на марафон. Так что возможности здесь безграничны, и их можно и нужно развивать.
Подбельский Константин Олегович родился 5 марта 1962 года в городе Олеско Бусского района Львовской области, УССР. С 1964 года проживает в городе Омске.

Окончил среднюю школу № 19. В 1979 году поступил в Омский политехнический институт, факультет автоматизации, специальность «Автоматизированные системы управления».

В 1984 году, после окончания института, был направлен на преподавательскую работу в качестве ассистента кафедры «Автоматизированные системы управления». С 1985 года совмещал ее с освобожденной комсомольской работой заместителем секретаря комитета комсомола политехнического института. С 1986-го по 1992 год работал инструктором, а затем — заведующим отделом Омского городского комитета ВЛКСМ, руководил спортивной и оборонно-массовой работой.

В 1992 году перешел на работу в Государственно-кооперативный коммерческий центр (ГККЦ) «Сибирский исполин» при Комитете по физической культуре и спорту Омского облисполкома. В качестве специалиста отдела спортмероприятий организовывал работу по проведению областных, всероссийских и всесоюзных соревнований.

С 1990 года участвовал в организации и проведении Сибирского международного марафона, руководил несколькими службами Дирекции. В 1994 году была образована областная общественная организация «Сибирский международный марафон», ставшая правопреемником ГККЦ «Сибирский исполин». С этого времени работал в качестве заместителя председателя этой организации. С 1998 года по настоящее время — исполнительный директор Некоммерческого партнерства (НП) «Марафон». В 2002 году НП «Марафон» стало лауреатом премии Сибирского федерального округа «За вклад в развитие Сибири» в номинации «За популяризацию здорового образа жизни сибиряков».

К.О. Подбельский имеет звание «Отличник физической культуры и спорта», награжден почетным знаком Росспорта «За заслуги в развитии физической культуры и спорта».

Наталья ОВЧИННИКОВА 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.