Все рубрики
В Омске вторник, 24 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 101,6143    € 105,2512

Омичи под каблуком

7 августа 2006 13:01
0
2014

у новосибирских обувных сетей. 

Иногородние сети продолжают опутывать Омск. Вслед за продуктовой розницей в наш город пришли мощные игроки обувного рынка из Новосибирска — «Россита», «Монро», в стратегических планах развития которых дальнейшая экспансия в регион. Новосибирск сполна использует свое преимущество одного из центров производства и торговли одеждой и обувью. Своим главным оружием новосибирцы считают формат больших магазинов с широким выбором. Они надеются привлечь в обувные супермаркеты половину тех омичей, которые ранее покупали обувь на вещевых рынках. Омские обувщики, работающие в рамках торговых комплексов, готовы уйти в более высокий ценовой сегмент.

Омск — это не только...

Наш восточный сосед традиционно считается одним из центров легкой промышленности России. Кроме производства, в Новосибирске отлично налажена дистрибуция одежды и обуви. У него очень хорошее географическое расположение, что позволяет ему поставлять продукцию от Урала до Иркутска. Один из участников рынка, знакомый с ситуацией, утверждает, что доход от товародвижения в оптовом звене в Новосибирске примерно в три раза выше, чем в Омске.

По оценкам DISCOVERY Research Group, новосибирский обувной рынок начал формироваться в середине 90 годов, когда совершался переход от торговли на улице к торговле в магазинах. Одними из первых обувных сетей стали компании «Россита», «Виконт», «Монро». Сейчас обувной рынок представлен там более чем 160 обувными магазинами. В Новосибирске около 30 обувных сетей. Крупными сетями можно считать такие, как «Россита», «Монро», «Аскания», «Под каблуком», «Найт». В среднем динамика рынка (в количестве проданных пар, по исследованиям за 2005 год) выросла на 13,75%. По оценкам экспертов, такой жесткой конкуренции, как на новосибирском обувном рынке, нет ни в Санкт-Петербурге, ни в Москве, не говоря уже об Омске.

Понятно, что емкость рынка в рамках одного региона ограниченна, поэтому наиболее сильные игроки заинтересованы в региональной экспансии. Омск привлекает иногородних обувщиков возросшей покупательской способностью, менее жесткой конкуренцией и меньшей насыщенностью рынка. «Омск практически родной для нас регион, мы находимся в одном федеральном округе. Это крупный, хорошо развитый город, занимающий второе место в Сибири по численности населения, а значит, сам по себе притягателен для бизнеса, — отмечает коммерческий директор компании „Россита“ Светлана САМСОНОВА. — Кроме того, это крупный индустриальный центр, который достаточно стремительно развивается, где растет благосостояние населения, а значит, и рост покупательской способности».

Мелко плаваем

Аналогов таким супермаркетам, как «Монро», «Россита» среди омских магазинов нет, поэтому новосибирские сети имеют шансы изменить своей работой структуру омского обувного рынка, причем не столько на количественном, сколько на качественном уровне — по месту совершения покупок. Однако сильного сопротивления новосибирцы здесь не встретили.

Количество магазинов, а также обувных сетей в Омске и Новосибирске, по оценкам аналитиков компании «Россита» (Новосибирск), примерно одинаково. По подсчетам «КВ», в Омске работают около 170 обувных магазинов, однако рынок обуви в нашем городе совершенно не сегментирован по форматам торговли. В Омске есть и большие специализированные торговые центры, монобрендовые бутики, павильоны, секции в универмагах и вещевые рынки, но нет больших обувных супермаркетов — магазинов самообслуживания, где представлено около 1 500 позиций товара.

В Омске большее распространение получают обувные сети со средним количеством магазинов, не более трех, тогда как в Новосибирске их, как правило, пять и более. К примеру, сеть «Росситы» в Омске насчитывает пять магазинов, последние два были открыты этим летом, «Монро» — два магазина, плюс в планах открытие еще двух — один из них в формате гипермаркета. Кроме инвестиций в оборудование торговых залов, складов, в набор и обучение персонала сеть формирует маркетинговый бюджет, который формируется исходя из анализа ситуации конкретного региона. Директор ООО «Монро-Омск» Константин КОЖУНКОВ не назвал точную сумму средств на рекламу, однако отметил, что одним из критериев эффективности рекламной кампании является процент прироста прибыли на каждый рубль, вложенный в рекламу. В целом прирост емкости рынка обуви Омска, по оценкам новосибирских аналитиков, за 2005 год составил 3,96% (в натуральном выражении). Исследования за 2004 год имели высокую погрешность, и реальный рост рынка, как показало исследование аналитиков «Росситы», в 2005 году составил более 10%.

При этом операторы омского рынка отмечают, что в низшем ценовом сегменте китайская продукция продолжает вытеснять российскую. Доля обуви из Поднебесной уже превышает 35%. В среднем ценовом сегменте наиболее сильны позиции у отечественных производителей, которые используют импортные комплектующие и технологии, а также развивают собственные торговые сети («Вестфалика», «Монарх»). В верхнем ценовом сегменте преобладает обувь из Европы, практически не имеющая конкурентов — Fabi, Baldinini, Barker и другие. Сейчас примерно половина всей обуви, которая находится в обороте, покупается на вещевых рынках или крытых ярмарках. Около 40 процентов принадлежит специализированным обувным магазинам, а примерно 10 процентов обуви продается в дорогих бутиках.

Три кита

Обувная розница подчиняется тем же тенденциям развития, что и любая другая, считает Константин КОЖУНКОВ. Вытеснение быстро теряющих конкурентоспособность независимых магазинов и развитие федеральных сетей, осваивающих самые разные форматы — от дискаунтеров до гипермаркетов в Новосибирске началось гораздо раньше в силу более благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса. «Мы рассчитываем привлечь в наши обувные супермаркеты половину клиентов рынков, — делится планами своей сети господин КОЖУНКОВ. — и для этого создаем более комфортные условия. У специализированных магазинов переманивание составит незначительный процент. С обувщиками, работающими в премиум-сегменте, мы конкурировать не намерены». По расчетам маркетологов новосибирской сети «Монро», каждый житель нашего города покупает в год 1,5-1,8 пары обуви.

В своей региональной экспансии сети делают акцент на удачное расположение магазина, широкий ассортимент и сбалансированные цены. Новосибирские сети ориентируются на среднего покупателя, предлагая обувь ценой от до 0 за пару. Причем первые два фактора определяют успех торговой точки на 75-80 процентов. Успеху у покупателей способствует и четкое позиционирование, которого так не хватает местным обувщикам. «Именно конкурентная ситуация на обувном рынке, — отмечает госпожа САМСОНОВА, — требует более четкого позиционирования. Сейчас уже невозможно работать в нескольких сегментах рынка в рамках одного магазина.

Исходя из состояния рынка обуви (а динамика роста массового сегментазамедлилась), — констатирует коммерческий директор „Росситы“, — самым перспективным становится средний сегмент. Сегодня, приходя в магазин, покупатель предъявляет более высокие требования и к качеству, и к стилю представленной обуви. И, находя такой товар и соответствующее обслуживание, покупатель готов заплатить больше». Сейчас, к примеру, «Россита» наметила проведение ребрендинга, цель которого — полный переход из массового сегмента в средний, поскольку он больше ориентирован на модные товары, а компания считает своим большим преимуществом создание модных стильных коллекций. В связи с этим основная стратегическая цель компании — именно переход в средний ценовой сегмент, привлечение новых покупателей и повышение лояльности постоянных посетителей «Росситы».

Фабриканты

В Омске сегодня работают две обувные фабрики: «Импульс», которая появилась в советские времена, и более молодая — «Артур». Как отметил в своем интервью директор «Импульса» Николай ПЕТРОВ, «производство обуви в Сибири — анахронизм». В первую очередь это связано с теми издержками, которые приходится нести омским обувщикам из-за отсутствия в области и соседних регионах комплектующих для производства современных моделей обуви, плюс масса проблем, в том числе дорогая рабочая сила. Все это, а также не очень высокий технологический уровень местных фабрик, видимо, является причинами, которые не позволяют им включиться в аутсоринг, который сегодня развивают практически все крупные обувные компании. К примеру, и «Россита», и «Монро» работают именно по этой схеме.

По сути, господин ПЕТРОВ своими словами напрочь отверг идею создания в городе обувного производства, которое могло бы, как новосибирская «Вестфалика», развиться в холдинг с собственной развитой розницой. Самое большее, на что могут рассчитывать омские обувщики, — создание собственных монобрендовых магазинчиков, рассчитанных на покупателей в низшем ценовом сегменте. Что и подтверждают существующие сегодня собственные магазины «Импульса» и «Артура». Даже развитие брендов в других ценовых сегментах вряд ли сможет помочь нашим обувщикам. Как отмечает Николай ПЕТРОВ, для открытия собственных мощных сетей нужны большие финансовые средства, которых нет. Но которые, по мнению господина ПЕТРОВА, как раз были у новосибирцев, которые несмотря на трудности в российском легпроме, смогли сформировать рынок, сколотить капиталы и направить их в развитие сетевых проектов.

На «Вестфалике» — «Обувь России»?

Что касается упомянутой «Вестфалики», то, начав активно продвигаются в Омске, компания, похоже, свернулась. Отыскать «концы» «Вестфалики» в Омске оказалось достаточно проблематично. В свое время (видимо, приобрел франшизу у новосибирцев — ред.) владельцем магазинов «Вестфалики» в городе был некий Алексей КОНОВАЛОВ. Сейчас по телефонам магазинов «Вестфалика» (указаны в справочниках — ред.) отвечают, что там находятся обувные магазины «Мерея». Ими владеет предприниматель Игорь РОГОЗИН, пообщаться с которым корреспондентам «КВ» не удалось в связи с тем, что он практически не находится на рабочем месте, а перезвонить по оставленным телефонам почему-то не счел нужным. А вопрос к нему есть. Почему, например. В Нефтяниках сохранилась вывеска «Вестфалика», если он теперь называется «Мерея»?

Получить какую-либо информацию в Новосибирске также не удалось, так как все указанные телефоны компании принадлежат другим фирмам. Поэтому, намерена ли «Вестфалика» заходить на омский рынок с «Обувью России», неизвестно.

Справка «КВ»

Компания «Россита» начинает свою историю с 1992 года,. Бренд «Россита» появился в 1999 году. К 1998 году были открыты 4 магазина в Новокузнецке и 3 магазина в Новосибирске. 2002 году состоялось открытие магазинов в Красноярске. В 2003 году — в Омске и Санкт-Петербурге. С сентября 2002 года по июль 2006 года сеть магазинов увеличилась в 3 раза. На данный момент она насчитывает 28 магазинов. Компания разрабатывает собственные коллекции модной и стильной обуви и сотрудничает с многими азиатскими и европейскими фабриками. Качество всей продукции, выпускаемой под марками «Lisette», «GO», «Barton», принадлежащих компании, контролируется на всех фабриках технологами «Росситы». Сегодня в Омске работает пять магазинов сети. Что касается дальнейшего развития, в компании пока от комментариев воздерживаются

Справка «КВ»

«Монро» — это новосибирская обувная компания полного цикла производства — от разработки моделей обуви до продажи через собственную сбытовую сеть, которая насчитывает около 70 магазинов в Перми, Челябинске, Уфе, Москве, Новокузнецке и Омске. Компания ориентируется на средний ценовой сегмент и на эконом-класс. Она работае напрямую с производителями обуви и размещает на их базе заказы на производство обуви собственных брэндов, таких как «Rita Bravuro», «Banderos», «Milena», «Norman», а также подростковой и детской обуви. На данный момент в Омске работают два обувных супермаркета «Монро», каждый из которых в день может обслужить до 1 900 клиентов. До конца года сеть откроет в нашем городе еще два магазина.

Справка «КВ»

Компания «Вестфалика» создана в 1993 году как оптовый продавец преимущественно обуви немецкого производства. Собственное производство появилось позже. С 1999 года владельцы «Вестфалики» начали активно развивать розничное направление, предлагая открывать в регионах магазины компании по франчайзинговой схеме. Три таких магазина были открыты и в Омске.

С прошлого года на «Вестфалике» произошло разделение розницы и производства. Розничная сеть холдинга получила название «Обувь России». Бренд «Вестфалика» остался только для продукции компании.

Евгений КУПРАШ, Татьяна ВЛАДИМИРОВА 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.