Близится к завершению очередная помпезная омская стройка. Старый омский ж/д вокзал после «реинкарнации» превратили в монстра, предъявив публике очередную иллюстрацию вопиющего отсутствия вкуса и понимания у авторов и исполнителей этой затеи. Мне могут возразить: разве вам не известно, что о вкусах не спорят. Известно.
Согласен, но это, когда вкус есть. А если его нет, если это безвкусица, да к тому же издевательство над здравым смыслом?
Начну с архитектуры. В Омске уже есть примеры местного подхода архитекторов к «классическим стилям», один из них — здание ТК «Пять звезд». В случае с обновленным омским ж/д вокзалом упомянутое архитектурное направление профанации классицизма достигает монументального размаха. Денег и камня не пожалели, но что построили? На что опять потрачены бюджетные деньги, что опять местные власти «продали» омичам?
Комплекс перестроенного ж/д вокзала гипертрофированно пародирует деревенскую барскую усадьбу России 18 -19 веков. Посмотрите, на площади перед нами, с севера на юг, пригородный вокзал (1), база ресторанов (2), главный вокзал (3), багажное отделение (4). Теперь представьте типичную барскую усадьбу. «Людская», у нас это пригородный вокзал. «Лабаз», или «провиантская» — у нас это база ресторанов. «Дом барина» — здесь это сам вокзал и, наконец, «сарай с конюшней», в нашем случае это багажное отделение с планируемой автостанцией. Не хватает только «часовни», но предполагаю, что планы такие есть. Может ли вокзал большого города в 21 веке быть спроектирован и построен как усадьба в 18-м? В Омске может.
Первое впечатление от главного вокзального зала — вот оно, богатство! Потенциальный пассажир, увидев ЭТО, должен забыть, зачем он оказался на вокзале. Кажется, что где-то здесь обязательно должны быть двухметровые малахитовые вазы и фрагменты янтарной комнаты. Все по-серьезному: никаких амуров, кариатид и рогов изобилия. Гранит и мрамор, только почему-то вперемежку с крашеным гипсокартоном. К этому богатству добавлены хайтечные перила (из нержавейки) и почему-то театральная люстра. В крыльях главного зала все это подправлено альковными красно-карминовыми вычурными шторами и оранжерей искусственных цветов в кассовом зале. Не много ли «красоты» в одном месте?
Как функционально обустроен обновленный омский вокзал? Его можно назвать «дворцом ступенек». Здесь ступени кругом. И каково по ним карабкаться с сумками, чемоданами, детьми, пожилыми родителями, нетрезвыми спутниками жизни? Особое изумление вызывает оформление выхода из зала на перрон первого пути: три ступени вверх — тамбур — четыре ступени вниз! Из-за каких же таких инженерных трудностей это не сделано в один уровень? В таком контексте пандус для колясок, упирающийся в глухую стену, выглядит как «озорная шутка строителей». К ступеням добавлены пороги! Какую функцию, кроме как создавать дополнительные неудобства, выполняют они? Почему в здании с практически непрерывным потоком посетителей установлены архаичные дубовые двери, вместо того чтобы оборудовать автоматические раздвижные или, что еще лучше, большие автоматические вращающиеся, при которых сквозняки исключаются вовсе. В здании вокзала холодно. Чего стоят огромные панели отопления, превращенные в дубовые шкафы? Как это должно греть?
На омском вокзале давным-давно нет камеры хранения, вероятно, предполагается, что люди совершают поездки из города в город налегке, с зонтиком и барсеткой. Камеру хранения обещают открыть, но где она будет? В подвале, за очередным препятствием из ступенек?
А ведь идеология проектирования вокзалов известна всему миру и секретом не является: — все потоки в один уровень, особенно пассажиры с багажом. Исходя из этого правила, разрабатывается функциональная схема, за которой следует конструкция (технические решения) и архитектурное оформление. Здесь же, в Омске за театральным украшательством не хватило сил хотя бы главный перрон (1-го пути) поднять до уровня вагона. Ограничились изукрашиванием его тротуарной плиткой. И как встречать «высоких и почетных» гостей — «извините, не споткнитесь»?
Кульминацию этого шедевра «ступенестроения» можно оценить после того, как информатор объявит, что ваш поезд прибывает НЕ на 1-й путь. 63 ступени вверх и 57 вниз — это тот минимум, который вам придется преодолеть. Вариантов нет! Самочувствие и количество багажа во внимание не принимается: вам нужно будет преодолеть 120 — крутых, местами обледенелых ступенек! Ми-ни-мум!
Каким должен быть современный ж/д вокзал? Примерам несть числа, начиная от самого первого ж/д вокзала в мире, «матери вокзалов», как его называют, вокзала «Виктории» в Лондоне и до ультрасовременного, сегодняшней постройки нового берлинского вокзала, где перрон двухэтажный, и поезда прибывают не просто на 1-й, 2-й, 3-й путь, но и на первый или 2-й этаж.
Современный вокзал должен быть удобным, рациональным и, без сомнения, красивым. И должен он таким быть в первую очередь для пассажиров — клиентов железной дороги. Но похоже, что такая концепция (удобство пассажиров) при проектировании омского вокзала не рассматривалась.
Из недавно построенных/перестроенных — вокзальные комплексы в Мытищах и в Самаре. Особенно показателен вокзал в Самаре. Все, включая гостиницу, собрано в одном огромном современном здании, что совсем не лишнее в условиях зимы. Не надо, как в омском случае, с баулами перебегать из домика в домик. Вокзал в Самаре такой же проходной, как и в Омске. Как там решили проблему выхода к перронам 2-го и далее путей? Эффектно и удобно. Они решили эту проблему конструкцией конкорса. Конкорс — это крытый надземный переход-галерея над путями со спусками на перроны. Конкорс в Омске — это те самые 120 ступеней. В Самаре конкорс сильно-сильно увеличили по ширине, превратив в огромный красивый светлый зал ожидания, составляющий одно целое со зданием вокзала и перекрывающий значительную часть путей. Из этого зала ожидания выходы прямо на требуемый перрон (перроны крытые). На все перроны также можно спуститься на просторных лифтах. В Мытищах — подобным же образом, но без зала ожидания, а с магазинами и прочим.
Самара и Мытищи — это не какая-нибудь «волшебная заграница», а наша российская сторона, т.е. пример, за которым далеко ходить не надо.
Так что же в Омске-то «не сложилось»? Кому сказать спасибо за очередной «шедевр»?
Чьи подписи стоят под проектами и распоряжениями о финансировании? Депутаты, голосуя бюджет, знают ли, во что превращаются бюджетные деньги? Но, думаю, все будет как обычно. Архитекторы будут плакать, что их заставили такое «рисовать». А господа начальники станут расхваливать очередное свое детище, доказывая, что черное, это все же слегка белое, а местами и белое вовсе, главное — как посмотреть, еслии вовсе не заявят, что все очевидно «белое», и только некоторые очернители пытаются превратить его в «черное».
В Омске все по-старому.