«В последние предпраздничные дни на „Китайском меховом рынке“, как он официально называется, было не протолкнуться. Толпы людей с обезумевшими глазами передвигались от одной торговой точки к другой, скупая весь ширпотреб, который попадался на пути. Прямо на снег были свалены шубы и куртки за 500 рублей, всевозможные кофточки и блузочки отдавались за 100 рублей. Вся обувь спускалась за 200-300 рублей, причем на морозе она уже практически лопалась, но покупатели все равно буквально дрались за нее, вырывая из рук друг у друга и требуя у продавцов, чтобы они непременно нашли в этой куче именно их размер. Скупалось буквально все, как говорится, про запас» — так пишет в статье «Чемодан, вокзал, Китай» газета «Сезон новостей» (см. №1 от 10 января).
Как утверждал тогда же директор «Китайского мехового рынка» Сергей ШЕЛЬ: «Просто началась сезонная распродажа. В течение двух-трех месяцев мы планируем ее проводить каждый выходной» (там же).
Однако 16 января «Комсомольская правда в Омске» написала, что «у входа на китайскую оптовку поставили большой щит — »Миграционное законодательство РФ". На русском и китайском там написано, сколько иностранцев могут теперь торговать на законном основании. Такого ажиотажа, как на предыдущей неделе, когда шла бешеная распродажа, на оптовке уже нет. На контейнерах, где китайцы хранили товар, — амбарные замки". («Уедем торговать в Казахстан, а у вас одежда подорожает», от 16 января). Правда Сергей ШЕЛЬ и здесь утверждает, что китайцы всего лишь уехали на празднование Нового года, который у них отмечается 18 февраля, потом вернутся и продолжат торговать. В рамках разрешенных 40%.
Об этих 40% подробно разъяснил в той же «КП в Омске» еще 10 января и.о.заместителя начальника Управления Федеральной миграционной службы России по Омской области Олег ДАВЫДЕНКО: «По новому законодательству доля иностранцев от общего числа работников в розничной торговле спиртным (включая пиво) — 0%, фармацевтические товары — 0%, розничная торговля в палатках и на рынках с 1 января по 1 апреля — 40%, с 1 апреля — 0%, прочая розничная торговля вне магазинов (контейнеры, лотки) — то же самое» («Что будет, когда с омских рынков уйдут мигранты» — «КП в Омске» от 10 января).
Как пишет «Труд-7 в Омске», незаконопослушным работодателям придется существенно раскошелиться: «Штрафы для должностных лиц возросли от 20 до 500 МРОТ, для организаций — от 1 000 до 8 000 МРОТ. По максимуму будут штрафовать и за предоставление заведомо ложных сведений о гастарбайтерах. Для иностранцев же увеличились штрафы за отсутствие разрешения на работу — до 50 МРОТ вместо 15 ранешних и еще на столько же — за нарушение правил въезда на территорию России» («Китайцам — горе, омичам — навар», от 10 января).
По данным «Российской газеты», «Для получения трудовой карты иностранный гражданин должен предоставить паспорт, миграционную карту с отметкой о пересечении границы, медицинские справки, документ об уплате госпошлины, а также заявление. При выполнении этих требований трудовую карту он сможет получить спустя 10 дней. В карте содержатся основные сведения о мигранте: имя, фамилия, дата рождения, паспортные данные, гражданство и профессия. Карты выдаются на один год» («Очередь в Россию», в «РГ» от 16 января).
Как утверждает уже упомянутый Сергей ШЕЛЬ, «в планах руководства китайского рынка на месте нынешних контейнеров построить торговый комплекс площадью в 20 тыс.кв. метров. Если иностранцы переберутся торговать туда, то постановление правительства их касаться не будет» («КП в Омске» от 16 января).
Правда, сам федеральный закон (а не постановление правительства) «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (подробнее о нем см. на стр.9) объясняет термин «розничный рынок» так: «имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового порядка цен и имеющий в своем составе торговые места». Похоже, что даже в помещении все эта торговля будет считаться рыночной, а значит, свободной от иностранцев.