Когда требуется продать или купить какой-то объект недвижимости, приходится обращаться в ГП «Омский центр ТИЗ». Чтобы оформить документы, порой нужно потратить немало времени. Корреспондент «КВ» Андрей КОЛОМИЕЦ расспросил директора ГП «Омский центр ТИЗ» Ирину ТРЯПИЦИНУ, как там борются с очередями и какие проблемы и перспективы у этого предприятия.
— Что вам удалось добиться за шесть лет руководства ГП «Омский центр ТИЗ»?
— В момент моего прихода в ГУ «ЦТИ ОО» на территории Омской области уже существовало единое предприятие с развитой сетью филиалов, осуществляющих техническую инвентаризацию объектов недвижимости не только на территории городов, но и муниципальных районов нашей области. Но тем не менее еще предстояло проделать нелегкую, но исключительно важную работу по созданию всестороннего технического учета объектов капитального строительства, обобщению и систематизации сведений о них, а также переоборудованию и техническому перевооружению сельских филиалов.
Имея целью обеспечить максимальное сокращение сроков выполнения заказов, повышения качества оказываемых услуг, точности и доступности, коллектив предприятия взял курс и направляет основные усилия на решение двух главных задач.
Первая из них — сокращение очередей граждан, обращающихся за услугами предприятия, вторая — создание единого информационного пространства. Скорейшему решению первой задачи способствуют внедрение новых информационно- компьютерных технологий и изменение режима работы подразделений предприятия, работающих с клиентами (шестидневная рабочая неделя). В районных отделениях введены в действие такие виды программного обеспечения, как Auto CAD, за счет чего создана автоматизированная база данных о состоящих на учете объектах капитального строительства, расположенных на территории области, ранее база существовала только на территории г. Омска. Как руководитель я заинтересована в том, чтобы наше предприятие динамично развивалось в ногу со временем. Это позволяет предприятию в наше непростое время обеспечить необходимый объем работ в различных сферах деятельности, существующих на рынке недвижимости.
Так, большим достижением стал выход ГП «Омский центр ТИЗ» на земельный рынок в 2005 году — создание собственного подразделения, осуществляющего комплекс работ по проведению землеустройства. Предприятие имеет необходимые для данного вида деятельности лицензии на осуществление геодезической, картографической деятельности, а также на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну Являясь землеустроительной организацией, предприятие осуществляет работы на всей территории Омской области. Для этого оно имеет необходимые технические средства и квалифицированный кадровый состав. Следует особо подчеркнуть настроенность предприятия на работу с небольшими земельными участками. Это означает готовность обслуживать нужды большого числа некрупных, в том числе и заказчиков, проживающих в сельской местности.
Вторым ведущим направлением деятельности предприятия является определение рыночной и иной стоимости объектов недвижимого и движимого имущества. На протяжении нескольких лет предприятие входит в десятку крупнейших операторов на рынке оценочных услуг по Сибирскому федеральному округу.
Но все вышеперечисленные изменения были бы невозможны без слаженной работы коллектива единомышленников, способных воплотить в жизнь самые смелые и грандиозные замыслы.
— А почему по вопросам собственности, приобретенной после 1999 года, нужно обращаться в ФРС, а до — к вам?
— До вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» регистрацией права на объекты недвижимости занималось БТИ. С 1999 года в Омской области создана регистрационная служба и, соответственно, регистрацией прав занимается она. Вследствие этого, если вы хотите получить сведения о правах, зарегистрированных до 1999 года необходимо обратиться в ГП «Омский центр ТИЗ». Информация о зарегистрированных правах после 1999 года содержится в реестре Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области.
— А нет ли у вас разногласий с УФРС и департаментом недвижимости?
— Сразу хочется отметить, что мой жизненный подход — уметь договариваться и искать компромиссы, а не конфликтовать. К работе Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области отношусь с большим уважением. Природа конфликта с данной службой отсутствует в принципе, так как мы являемся звеньями единой цепочки оказания услуггражданам и юридическим лицам, поскольку без описания объекта права невозможна его регистрация. Общих вопросов и задач с регистрирующим органом у нас достаточно. Помимо описания объектов, подлежащих регистрации, наши организации осуществляют совместную работу по предоставлению информации налоговой службе: Управление федеральной регистрационной службы — о собственниках объектов недвижимости, а ГП «Омский центр ТИЗ»- сведения об инвентаризационной оценке вышеназванных объектов. Вопросы, связанные с изменениями в действующем законодательстве, снимаем на совместных совещаниях. Радует и то, что никто из сотрудников наших организаций не пытается перетянуть одеяло на себя, каждый старается облегчить жизнь клиенту в своем вопросе.
Что касается департамента недвижимости администрации г. Омска (ДН), то у нас сложились деловые отношения. Это один из наших крупнейших заказчиков, которому мы оказываем услуги не только по инвентаризации муниципального имущества, но и работы по рыночной оценке. Кроме того, по договору поручения между администрацией города в лице ДН и нашим предприятием занимаемся приватизацией жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.
— У вашего предприятия, как и у ряда других организаций, работа связана с обслуживанием населения, в частности, с приемом граждан. Удается ли вам решать проблему уменьшения очередей?
— На нашем предприятии работают около 600 человек, из них в сельских подразделениях — 160 человек. В среднем мы принимаем около 500 заказов ежедневно в Омске и примерно столько же по области. Но это только сухие цифры, отражающие количество принятых в работу документов. В целом же количество обращений гораздо больше, людей нужно проконсультировать, объяснить, какие нужны документы, сроки изготовления документов. За последние три года мы открыли несколько приемных пунктов. По адресу: ул. Дмитриева, д.5, корп.3 принимают граждан Кировского округа, в МДЦ «Химик» — Советского округа, по адресу: ул. 7-я Линия, 183а, помимо жителей Омского муниципального района, принимаются жители Ленинского и Октябрьского округов. Это частично уменьшило очереди в нашем центральном офисе по ул. Краснофлотской, 8, но до конца решить проблему пока не удается. На ул. Краснофлотской, 8 очень маленький зал для клиентов, узкие коридоры, а например, на приватизацию люди приходят семьями. Чтобы кардинально решить проблему, мы решили принять долевое участие в строительстве офисного здания рядом с ул. Краснофлотской, д.8. Организовать там большой современный зал для работы с посетителями, а здесь оставить только технические службы. Заключили договор со строительной компанией, но она пока по срокам нас подводит.
Осложняют ситуацию и так называемые сезонные очереди, например, в декабре количество обращающихся практически удваивается. Однако наши специалисты всегда стараются проявить выдержку и терпение, любая жалоба — предмет для серьезного разбирательства.
Значительной нагрузкой для предприятия является подготовка бесплатных справок для государственных органов. За 2006 год таких справок мы выдали около 91 тысячи, из них львиная доля — по запросам судебных приставов — около 78 тысяч. Для судов, например, подготовлено свыше 3000 справок, органов УВД — свыше 1800. Наши затраты по подготовке таких справок никто не компенсирует, а времени они отнимают достаточно много.
— А какие перспективы У ГП «Омский центр ТИЗ»?
— Закон о кадастровом учете требует изменения и глобального обновления действующих установок. Так, с созданием единого кадастра недвижимого имущества формированием объектов будут заниматься специалисты, имеющие широкий спектр знаний в вопросах землеустройсва и строительных технологий и процессов. Хочется надеяться, что неиссякаемая энергия, трудолюбие и упорство всего коллектива помогут нашему предприятию занять достойное место в Омской области и заслужить уважение населения. Авторитет предприятия, в первую очередь повысится с улучшением качества исполнения документации, оперативностью и широтой предоставления услуг правообладателям и государственным органам.
Ирина ТРЯПИЦИНА
Ирина Геннадьевна родилась 14 сентября 1960 года в Омске. После окончания средней школы №23 поступила на экономический факультет Новосибирского госуниверситета. Окончив университет, в 1984 году устроилась на работу в Омский облплан начальником отдела вычислительной техники. В 1991-м перешла главным специалистом в Омский торговый дом, а в 1992-м стала заместителем директора по внешнеэкономическим связям СП «Интерквадра». В 1994 году назначена помощником губернатора по работе в Совете Федерации.
В 2001-м избрана исполнительным директором детского областного фонда «Дорога в жизнь». Спустя год назначена директором ГП «Центр технической инвентаризации Омской области», работу в фонде продолжила на общественных началах.
Награждена медалью «Почетный работник общего образования».
Замужем, имеет сына.