— Виктор Николаевич, вы возглавляете общество «Милосердие». Чем оно занимается?
— Городское общество «Милосердие» было создано на базе медицинского училища в 1988 году. Теперь оно имеет статус регионального общественного движения. Сначала в него входили только студенты и преподаватели медицинского училища, а сейчас — студенты других вузов и школьники, в том числе сельчане. Всего около тысячи добровольцев.
Студенты, школьники, работа которых в перспективе связана с медициной, воспитывают необходимые качества — умение поддерживать диалог с человеком. Уже тысячи людей получили помощь, оказанную студентами через организацию «Милосердие», в виде медицинского ухода.. Одно из подразделений общества — юридически зарегистрированная организация «Студенческий фитокомплекс», где студенты занимаются заготовкой и обработкой выращенных лечебных трав. Другая зарегистрированная структура — «Центр психологической поддержки молодежи», который работает с детьми группы риска.
— На какие средства существует организация?
— Уже наработан механизм получения грантов — городских, областных, губернаторских, федеральных. Партия «Единая Россия» проводит уже не первый конкурс на получение грантов. Есть варианты иностранных грантов, не связанных с политикой. Эти деньги и служат материальной основой деятельности нашего общества.
— Общество «Милосердие» вошло в состав учредителей «Омской инициативы». Как это произошло?
— К нам присоединились другие общественные организации — участники боевых действий, ветеранские организации, «Женщины России». В октябре прошлого года мы собрались вместе для того, чтобы обсудить, что нужно сделать в плане развития общественных институтов, как добиться поддержки со стороны мэрии, областного и федерального правительств. На первое собрание мы пригласили представителей мэрии, потом и мэра.
— Как вышли на тему участия в выборах?
— Мы решили так: если мы хотим, чтобы общественные организации имели поддержку, нужно что-то делать самим. Для этого необходимо входить в представительные структуры власти — и города, и области. Когда обратились к общественности, то нашими поддержку руководителей учебных заведений и в целом представителей бюджетной сферы, предпринимателей, которые также поддерживают «Омскую инициативу», в том числе материально, в виде благотворительности. Мы решили, что кандидат в депутаты от общественных движений будет интереснее в составе команды, которая многое может сделать вместе.
— В чем заключалась увязка общественного движения с «Единой Россией»?
— Инициатива инициативой, но ведь нужна и политическая база. На форуме, который проходил в январе перед выдвижением, мы обратились ко всем партиям. Может быть, среди присутствовавших и были представители других партий, но о реальной поддержке нашего движения заявила только «Единая Россия». Никто не мешает и сегодня КПРФ, «Справедливой России», ЛДПР, «Народной воле» присоединиться к нам. Пришли бы и сказали: «У нас есть гранты поддержки. Мы хотим работать вместе с вами!». Деньги в выборы были большие вложены — вкладывали бы в поддержку «Омской инициативы».
— А сколько денег «Единая Россия» вложила в движение?
— Мы не ставили во главу всего материальные вложения, потому что это все чревато: деньги приходится отрабатывать. Мы не получили денег ни от кого, в том числе от «Единой России». Но политическая поддержка в любом виде хороша. Что плохого в том, что нас поддержала партия власти? Если она нас поддержала, мы тоже ее поддерживали. На мой взгляд, это очень удачный альянс, который мы сохраним. В основе программы партии «Единая Россия» — сбережение нации, поддержка образования, медицины. В итоге у нас 10 врачей в городском совете. По России — это прецедент. Я не думаю, что где-либо в представительных органах представлено такое количество бюджетников, организованных структурно, командно, если хотите. Теперь нужно, чтобы этот парламент нормально отрабатывал наказы «Омской инициативы», ее сторонников.
— Аренда помещений для собраний, печатная продукция, работа агитаторов — на чьи деньги это делалось?
— Что касается печатной продукции — помогала «Единая Россия». К тому же у каждого кандидата были свои штабы, свои избирательные фонды — общими усилиями решались все вопросы, в том числе и финансовые.
— Ходили разговоры, что в какой-то момент избирательной кампании «Омская инициатива» стала популярнее «Единой России» и вас попросили вести себя скромнее.
— Мы шли параллельно, поддерживали друг друга. Не думаю, что была какая-то ревность или соперничество. «Единая Россия» — это политическая структура. К ней и отношение другое.
— Вы сами являетесь членом «Единой России»?
— С момента создания омского отделения уже пять лет. Я вхожу в состав президиума и политсовета партии, являюсь заместителем секретаря политсовета Анатолия АДАБИРА.
— Как вы думаете, верно ли предположение, что нынешний горсовет будет полностью подконтролен администрации города?
— Что в этом удивительного? Не секрет, что в период избирательной кампании все кандидаты от «Единой России» и «Омской инициативы» выпускали листовки, в которых говорилось о поддержке мэра и городской администрации. Раз они обозначили свои портреты вместе с мэром, выражали свою поддержку администрации, то какие могут быть сейчас разногласия. Если мэр выходит с каким-то разумным предложением, а у депутата свое мнение, то нужно было его высказывать до избирательной кампании, до того, как размещал свой портрет на листовке рядом с мэром. Он же не говорил, мол, проведите меня в горсовет, а я уже потом займу какую-то стороннюю позицию. Что плохого в том, что наша команда будет выполнять то, что скажет мэрия. Разве было лучше, когда были политические разборки?
— А в чем же тогда выражено представительство народа?
— Народ свою позицию высказал, избрав кандидатов, которые шли в одной команде с «Единой Россией», «Омской инициативой» и мэрией. Раз народ высказал свое мнение, нужно отрабатывать его доверие. Никто не мешал участвовать в выборах КПРФ, ЛДПР, «Народной Воле». Это достояние, что люди наибольшее доверие оказали одной партии. В итоге большинство и в городском парламенте, и в областном за «Единой Россией», несколько представителей от КПРФ.
— Вы считаете, что двухпартийная система лучше многопартийной?
— А зачем межпартийные разборки, которые мы видим сегодня на Украине? Кроме политического интереса в этом ничего нет. Почему, когда все идет гладко и ровно, кого-то начинает беспокоить такое единодушие?
— Как будет работать фракция «Единой России»?
— Фракция сформирована из 34 депутатов, избран руководитель — Александр ЧИРАКОВ. Фракция, конечно, будет рассматривать те или иные вопросы, и если они будут идти вразрез с партийными установками, это тоже будет обсуждаться. И это тоже достояние.
— Почему вы не выставили свою кандидатуру на пост спикера горсовета?
— Я работник здравоохранения, а работу в городском совете, на мой взгляд, не должен возглавлять узкий специалист. У Сергея АЛЕКСЕЕВА есть преимущество — он работал в мэрии и когда-то в горсовете.
— Вы работали в первом созыве Законодательного собрания. На ваш взгляд, как изменился парламент за эти годы?
— Все законы, которые принимаются на уровне Законодательного собрания должны быть хорошо выверены и продуманы. Политические разборки идут только во вред. В пору моей работы там кипели политические страсти, было большое представительство КПРФ. Я, кстати, был беспартийным и шел тогда как самовыдвиженец. В то время шло становление Законодательного собрания, были жаркие споры по поводу каждого закона. Надо отдать должное Владимиру ВАРНАВСКОМУ. Он создавал базу Законодательного собрания Омской области, которая стала примером законотворческой деятельности для всей России. Сегодня без каких-либо дрязг принимаются те законы, которые нужны людям и которые нужно исполнять.