О нацпроекте
Национальный проект «Здоровье» подразумевал в первую очередь финансирование первичного звена — скорой помощи, родильных домов. Были выделены финансовые средства на заработную плату участковой службе — педиатрам, терапевтам, медицинским сестрам при них, а также врачам общей практики. Укомплектованность участковыми педиатрами возросла до 100%, участковыми терапевтами — от 91% до 92%, при том, что исходная комплектация была по терапевтам 73%, а по педиатрам — 82%. Произошла реструктуризация участков, нагрузка на участкового терапевта на сегодняшний день составляет 1700 — 1800 человек, на участкового педиатра -790 — 820 человек. С 1 июля в службе скорой помощи также прошло увеличение заработной платы. Зарплата врачей в участковой службе в среднем по городу за прошлый год составила 21 800 рублей, а зарплата врачей службы скорой помощи в среднем 18 000 рублей. Диспансеризация шла по трем направлениям: бюджетники, вредники, работающие. Было обследовано 29 000 работников бюджетной сферы в возрасте 35 — 55 лет. В текущем году планируется диспансеризация всех работников бюджетной сферы.
О представлениях прокуратуры
Да, в реализации национального проекта были трудности, были нестыковки. В целом основная нагрузка легла на второе полугодие, поэтому и были проблемы, как у всякого нового дела. За любыми федеральными деньгами идут проверки, за каждым федеральным рублем стоят три проверяющих. Вы знаете, что у нас это Роспотребнадзор, Росздравнадзор, прокуратура и прочие. Конечно, проверки вводили врачей в нервозность, да и вообще — кто не работает, тот не ошибается. На основании проверок этих контролирующих органов на нескольких врачей были внесены какие-то представления, замечания, которые были незамедлительно устранены. В СМИ потом прозвучали слова о крупных нарушениях. А это обычные рабочие ситуации, которые не повлекли за собой грубых финансовых нарушений. Работа есть работа.
О родовых сертификатах
Практически до 1 июля отрабатывался механизм взаимодействия родовых сертификатов на уровне ФСС, постоянно шли методические рекомендации, письма, которые не позволяли правильно решать эти вопросы. Тем не менее нашим женским консультациям и родильным домам было оказано большое подспорье по этой части, и по приобретению оборудования, и по медикаментам.
О доступности медицинской помощи
Три целевые программы были приняты в прошлом году — программа амбулаторно-поликлинической помощи, программа «Здоровый ребенок» и программа скорой неотложной помощи. Общая сумма программ до 2010 года — 366 миллионов рублей. Бюджет здравоохранения 2007 года был принят уже с учетом этих затрат. Количество коек в городских стационарах на сегодня 6 668. Мы делаем сейчас упор на оказание медицинской помощи на догоспитальном этапе — в стационарах на дому и в дневных стационарах. Если за обычное оказание помощи больному мы получаем средства из ФОМС в размере 60 рублей, то за оказание помощи на дому или в дневном стационаре 160-170 рублей, а сейчас и 200 рублей. С августа прошлого года мы начали запрещать платные услуги в первичной медицинской помощи. С 1 января в восьми лечебных учреждениях прекращено оказание помощи по добровольному медицинскому страхованию. Сделано это было в поликлиниках маломощных, где никаких агентов от страховых компаний быть не должно. Эти поликлиники перешли к классическому обслуживанию по целевым программам.
Конечно, мы не можем обеспечить доступность медицинской помощи на Левом берегу, где городская больница №1 обслуживает 100 000 населения. Один из выходов из этой сложной ситуации — развитие офисов общей врачебной практики. Такой офис открыт в конце года на улице 33-я Северная, открыт филиал поликлиники №6 на улице Любинской. В этом году открыть планируется еще три офиса — на Козицкого, на Багратиона и на Волгоградской (ГБ №1).
С другой стороны, эту проблему нужно разграничивать на доступность первичной медицинской помощи и на доступность помощи по части узких специалистов. У нас узкие специалисты просто отсутствуют, и дело здесь не только в зарплате. Сейчас у нас укомплектованность анестезиологами и урологами составляет всего 60%, эндокринологами — 62%, невропатологами -69%, окулистами — 70%. Более того, у нас вышли определенные федеральные документы, по которым инвалиды ежегодно вынуждены переоформляться, и отсюда постоянный поток к узким специалистам.
Об отмене талонов
Талонная система в разных лечебных учреждениях воспринимается по-разному. Поэтому мы стали больше работать с КТОСами. Правда, КТОСов 89, и активность их разная. Тем не менее мы проводим анкетирование вместе со КТОСами среди жителей, и там, где более 60% населения голосует за отмену талонов, мы вводим бесталонную систему. Бесталонная система проще вводится на отдаленных участках, к примеру, как в поликлинике №16: талоны убрали — и вопросов нет. Не будет проблем из-за отмены талонов в поликлиниках, обслуживающих частный сектор. Но в крупных поликлиниках, как ГБ№1, поликлиника №6, мы не можем отменить все талоны. Когда административный ресурс этих лечебных учреждений отладит организационную систему, мы сможем обеспечить доступность медицинской помощи. Принимать одну схему для всего города, конечно, нельзя. Если в прошлом году все первое полугодие шла раскрутка национального проекта, то в этом году все первое полугодие мы будем устанавливать в поликлиниках талонную систему.
О записи на прием по телефону
Мы рассматривали этот вопрос, но бывает так, что человек позвонил по телефону, ему оставили талон, а он не пришел. И огромная пачка невостребованных талонов получится к концу дня. Если брать возрастной состав пациентов поликлиники, то, например, в поселке Степном молодое население, и проблем нет. А если возьмем, к примеру, Октябрьский округ, там очень много пожилых людей, и их менталитет сегодня очень трудно поменять. Для них мы стараемся организовывать стационары на дому.
О программе ДЛО
Программа ДЛО практически разрушила первый квартал по части доступности. Это не наша проблема, но она наслоилась. Ведь на конец 2006 года обрушилась и вся диспансеризация. Все это время мы пытались развести эти проблемы. Но одномоментно мы сделать этого не сможем. В свое время ЗУРАБОВ сказал, что проблемы с ДЛО будут разрулены в течение трех недель, но четыре месяца прошло, и все равно ничего не ясно.
О горсовете
26% депутатов нового городского совета — работники системы здравоохранения. Это уважаемые люди, это профессионалы. Чтобы сегодня реализовывать нацпроект, нужно больше выходить к народу. В период предвыборной кампании количество обращений и жалоб увеличилось в несколько раз. Мы понимаем, что избиратели хотели этот период использовать и для решения личных проблем. И они — восемь наших главврачей — когда участвовали в предвыборной кампании, проводили 5-7 встреч с избирателями ежедневно. Не думаю, что медики будут лоббировать интересы своих учреждений, ведь к ним как к депутатам обращаются не только по медицинским вопросам. Наша задача — с ними работать и отчасти через депутатов информировать население (посредством КТОСов, старших по домам) о том, что не все в нашей системе здравоохранения так плохо. Я не депутат. Но то, что у врачей-депутатов прибавилось работы на порядок, я заметил. Пока они, может, и не осознали, куда они попали. Ведь статус депутата нужно будет постоянно подтверждать. Наша задача как департамента их всех консолидировать, чтобы они не растаскивали крохи бюджета по своим больницам, а работали на результат. С другой стороны, департаменту здравоохранения очень удобно, что к обсуждению наших программ всегда будут привлечены депутаты.