«Светлый путь» к «Вольво»
На основании информации, полученной Валерием КОНОВАЛОВЫМ во время процедуры наблюдения, выяснилось, что существуют два варианта учредительных документов ООО СП «Сибирско-Скандинавская автобусная компания» (ССАК).
Согласно первому ее учредителями выступили Михаил ПТИЦИН, ТОО «Мастер ЛТД», которое представляла по доверенности Ирина ПИСАРЕВСКАЯ, и фирма «WISIT LTD», зарегистрированная на острове Гернси (Великобритания). Странно, что доверенности на представление ее интересов Михаилом ПТИЦИНЫМ, который их представлял, в документах ССАК не обнаружено. 27 ноября 1997 года этими учредителями были внесены изменения в устав ООО ТД «Русантон», в результате чего оно было переименовано в ССАК.
Согласно второму варианту компания была образована 31 мая 1999 года, в этом случае ее учредительные документы подписали генеральный директор ФГУП «ОмПО „Иртыш“ Анатолий ДАЦКОВ, а от „WISIT LTD“ — все тот же ПТИЦИН, действующий на основании доверенности от 26 июня 1996 года. В обоих вариантах „Вольво“ и не пахнет.
Несмотря на дефолт, 31 августа 1998-го состоялось торжественное открытие сборочного производства ССАК. На него приехали вице- президент компании Volvo AB Леннарт ЙЕНССЕН и посол Швеции в России Свен ХИРДМАН, а также хоккейная команда из Гетеборга Frelunda Indians, которая сразилась с „Авангардом“. Но дефолт таки больно ударил по ССАК — за растаможку комплектующих компания должна была выплатить 5,35 млн шведских крон, но не могла. Кроме комплектующих ССАК под таможенный арест из-за невозможности рассчитаться попало импортное оборудование 15 омских предприятий и организаций, поэтому в декабре 1998-го губернатор издал постановление, в котором давались областные гарантии по расчету пострадавшим от дефолта импортерам. После чего арест на вольвовские комплектующие был снят и СП приступило к отверточной сборке автобусов.
Еще одним вспомоществованием для ССАК стало постановление губернатора № 222-п от 31 мая 1999 года „О проведении автопробега автобуса марки Volvo “Омск — Кызыл — Омск». В ходе пробега омские «Вольво» были презентованы в Новосибирске, Кемерове, Томске, Красноярске и других сибирских городах. Однако с заказами на резко подорожавший в рублевом эквиваленте омский «Вольво» были большие проблемы. Громкие планы обернулись штучным выпуском автобусов, которые помогала пристраивать областная власть.
Так, в 2000 году, по данным областной администрации, были «обеспечены сборка и поставка заказчикам 5 автобусов», что составляло 1% от проектной мощности ССАК. Видимо, подобная минимизация не устраивала шведов, поэтому в 2003 году начался поиск новых партнеров. Велись переговоры с поляками о сборке автобусов Solaris c чехами — по «Каросам», с Русавтопромом — насчет ЛиАЗов, с Минским автобусным заводом — о поставке комплектующих для выпуска МАЗ-106 и МАЗ-103М. Но ничего, кроме «Вольво», ССАК таки не смогла выпустить.
17 июня 2003-го ССАК подписала договор №11-19/31 с ханты-мансийским ООО «Северавтотранс» о поставке 12 автобусов. Но, получив предоплату в 2,2 млн долларов, компания поставила только 6 «Вольво», от остальных заказчик отказался. В результате, согласно решениям Омского арбитражного суда от 20 июля 2005-го, апелляционной инстанции от 3 октября 2005-го и кассационной — от 16 марта 2006-го, с ССАК было взыскано 38,5 млн рублей. Удалось ли Северавтотрансу получить свои деньги, неизвестно, потому что в ходе судебного разбирательства ССАК пережила многочисленные метаморфозы.
Как запутать следы и обрубить хвосты
Возможно, именно финансовые притязания ханты-мансийцев подвигли владельцев ССАК на перемены. 15 июля 2005-го, за пять дней до решения первой инстанции, полномочия исполнительного органа ССАК были переданы управляющей компании «WISIT LTD». В тексте договора ее представлял Карл Джон РЕНАУФ, но его подпись под договором отсутствует, нет и никаких доверенностей. Несмотря на это, совет директоров ССАК в тот же день утверждает этот договор, на основании чего были внесены изменения в Единый госреестр.
По словам Михаила ПТИЦИНА, им были переданы «WISIT LTD»вся документация и отчетность за все периоды вместе с печатью. Кто именно принимал у него все это, остается неизвестным. Однако к моменту этой перерегистрации от ССАК оставалась только юридическая оболочка, а все ее имущество давно обрело новых хозяев. Согласно учредительному договору «Иртыш» внес в СП производственный корпус № 28 и энергокорпус № 21 на ул. Гуртьева, 18 и производственный корпус в Черлаке на ул. Береговой, 1. Кроме того, «Иртыш» передал оборудование для сборки автобусов, а «WISIT LTD» — неназванное производственное оборудование на 37,4 млн рублей.
Согласно договору от 7 декабря 2001 года ССАК продала корпуса № 21 и 28 площадью 9,7 тысячи квадратных метров «WISIT LTD». От продавца договор подписал исполнительный директор Александр БЫЗОВ, от покупателя — Михаил ПТИЦИН по доверенности. Если учесть, что именно ПТИЦИН был председателем совета директоров ССАК, то эта продажа выглядит более чем странной. Сколько ССАК получила за свое имущество, неизвестно, договор предусматривал оплату путем зачетов.
16 января 2004 года корпуса меняют владельца — «WISIT LTD» по договору продает их фирме «Berja Teknik», зарегистрированной в Гетеборге, за 8,2 млн рублей. Продавца представлял все тот же ПТИЦИН по доверенности, покупателя — Ирина ПИСАРЕВСКАЯ, тоже по доверенности. Особенностью сделки является пункт о том, что регистрация имущества производится до оплаты, которая может быть выполнена спустя год. «Berja Teknik» недолго провладела корпусами и уже 9 декабря 2005 года продала их тюменскому ЗАО «Геотех» и омскому ООО «Международные инвестиционные технологии» за 4 млн рублей. Согласно договору, который тоже предусматривал оплату в течение года и предварительную регистрацию имущества покупателями, корпус № 28 достался «Геотеху», № 21 — по большей части тоже ему, а часть помещений — «Технологиям» и в совместную собственность.
Последним в цепочке покупателей стало ООО «Траст Инвест», зарегистрированное в Москве на ул. Земляной вал, 50/27, стр. 16, которому «Геотех» по двум договорам от 21 октября 2006 года продал свою долю недвижимости за 4,43 млн рублей. Понятно, что и эти договоры предусматривали регистрацию права собственности, опережающую оплату. Во всех вышеупомянутых договорах были прописаны условия конфиденциальности, запрещающие сторонам разглашать информацию о договоре и его условиях в течение 5 лет под угрозой штрафа 20% от суммы сделки.
В ССАК была вложена государственная собственность «Иртыша», но учредитель проявил странную индифферентность к своим бывшим корпусам, которые меняли хозяев чересчур часто. Остается только гадать, знало ли о всех этих сделках областное правительство. По-видимому, нет, поскольку еще в ноябре 2004-го на официальном сайте «Омская губерния» появилось сообщение, что «до 2007 года в Сибири будет выпущено 1 500 городских и 900 международных автобусов. Причем основная часть — в Омске, где имеется большой опыт по сборке автобусов марки „Вольво“. Как раз тогда согласно принятой „Сибирским соглашением“ программе обновления автобусного парка ССАК определили базовой компанией по сборке автобусов для Сибирского федерального округа.
О том, что у ССАК на тот момент уже не осталось имущества, в правительстве, видимо, еще не знали. По трем договорам купли-продажи от 17 августа ее основное оборудование, обеспечивающее технологический процесс, было продано омскому ООО „Сибтеплогаз“ за 11,3 млн рублей. От продавца договоры подписывал Александр БЫЗОВ, от покупателя — генеральный директор Сибтеплогаза Михаил ПТИЦИН.
Что положено Юпитеру...
Фирму „WISIT LTD“ зарегистрировал Королевский суд острова Гернси, но в 2005-м, став управляющей компанией ССАК, оназарегистрировалась в Москве. Именно там, по адресу: ул. Большая Якиманка, 46 ее удалось найти кредиторам. АК „Омскэнерго“, которой ССАК задолжала 13 млн рублей, и Раменское отделение № 2580 Сбербанка (сумма долга — 32 млн) параллельно обратились в Арбитражный суд Москвы с заявлениями о банкротстве ССАК, но первенствовал иск энергетиков.
В ходе наблюдения Валерий КОНОВАЛОВ выяснил, что от должника остались только рожки да ножки, и добился возбуждения конкурсного производства. Теперь ему предстоят судебные баталии по возврату выведенного имущества и поиск оставшегося. Так, пока неизвестна судьба корпуса ССАК в Черлаке и части оборудования, в частности покрасочной камеры. А еще у ССАК был свой таможенный склад да и много чего еще. Предстоит выяснить, кто работал на ССАК, есть ли другие кредиторы. В общем, изыскательских работ предстоит немало. А что в итоге?
— Документы о наличии очевидного факта преднамеренного банкротства ССАК направлены в правоохранительные органы, но особой надежды на возбуждение уголовного дела нет, — признался Валерий КОНОВАЛОВ. — По многим банкротам, из последних это ОАО „ОмЭСКо“ и ЗАО „Полистирол“, после сбора информации, аналитической и доказательной работы, которая длится 2-3 месяца, передаю все материалы на расследование и через 1-2 месяца получаю от оперативного работника или следователя ответ, что состава преступления не обнаружено, хотя он очевиден. Не помогает и привлечение независимых аудиторских фирм, подтверждающих мои выводы.
— Я бы не делал подобных действий, которые отнимают массу времени и денег, но не дают результата, однако закон о банкротстве обязывает меня это делать, — продолжает Валерий Владимирович. — Складывается впечатление, что у нас можно все, но не всем... Как в латинской пословице: что положено Юпитеру, то не положено быку. Порой кажется, что люди, уничтожающие крупные предприятия ради личной выгоды, заранее уверены, что им все сойдет с рук. Поневоле вспоминаешь слова таможенника Верещагина из „Белого солнца пустыни“: „За державу обидно“.
Михаил ПТИЦИН, который когда-то породил ССАК, а потом немало поспособствовал выводу из нее имущества, ныне трудится генеральным подрядчиком по строительству комплекса „IKEA“ в Омске и, похоже, даже моральной ответственности за то, что проект „Вольво“ в Омске лопнул как мыльный пузырь, не несет. На протяжении семи лет шли разговоры о „единственном в России предприятии, производящем междугородние автобусы европейского класса“. На поверку в Омске собрали три десятка „Вольво“, и ССАК исчезла с омской земли. Но об этом почему-то не кричат и кричать не будут. Нынче славят строящийся комплекс по производству биоэтанола. Будем надеяться, что у него будет более счастливая судьба, чем у ССАК.