С первого августа в Омске общественные муниципальные бани не работают. За долги энергетики отключили горячую воду, электроэнергию, персонал отправлен в отпуск без содержания. 6,5 тысячи наших сограждан, еженедельно посещавших 10 бань МУП «Банное хозяйство», остались немытыми.
Нужны ли общественные бани, как их содержать, надо ли тратить деньги бюджета -этими банными вопросами озаботились депутаты горсовета. И депутаты-предприниматели пришли к вполне закономерному выводу, что на муниципальные бани не надо тратить деньги из бюджета, по их мнению, бани могут приносить даже прибыль.
Для этого бани надо сдать в аренду частнику. Установить арендную плату, правда, в зачет ее пойдут средства, которые бизнесмены вложат в капитальный ремонт муниципальных бань. Как же бизнес сможет окупить затраты да еще и получить прибыль?
Предлагаю рассмотреть этот вопрос на примере 10 бань, ранее входивших в МУП г. Омска «Банное хозяйство». За 2006 год доходы бань, т.е. средства, которые граждане заплатили за мытье своего тела, составили 7,4 млн руб. 3а шесть месяцев текущего года — 4,2 млн руб. При этом затраты предприятия значительно превысили доходы от оказания банных услуг. Не спасли положение и несколько миллионов рублей дотации из бюджета города, которая не превысила 0,1 % от расходной части бюджета. Таким образом, денег нужно было больше, чем заплатили граждане и бюджет. Отсюда кризис, прекращение подачи горячей воды энергетиками и... немытые граждане.
На кого же пошли дотационные деньги? В банях МУП «Банное хозяйство» в 2006 году помылось 330 тыс. человек, в том числе 22 тыс. малоимущих граждан, получающих 50 % скидку за помыв. Если сравнить со статистикой бедных и живущих за чертой бедности, тожелающих помыться задешево как раз окажется 2-3% населения города.Вот эти люди посещают дешевые муниципальные бани. Ну не может пенсионер отдать 50% своей пенсии, чтобы 4 раза в месяц помыть свое тело, скажем, в бане на Карбышева или подобной.
В послевоенные пятидесятые годы, когда бюджет города был значительно меньше и собственных ванн было в сотни раз меньше, власть понимала, что, если не дать деньги на помыв людей, на болезни и вшей потребуется гораздо больше. И бани работали. Например, на ул. 1-я Военная была баня ИЗО, где люди мылись не из тазиков, а из душа. Текла горячая вода, работала парилка, а одежда людей прожаривалась в специальных жаровочных шкафах. И за все это платили 15 копеек, а булка хлеба стоила 16 копеек.
И ведь хватало денег на дотацию! Просто власть понимала, что жизненно важно для людей и куда в первую очередь надо направить деньги. Тогда не праздновали день рождения любимого города...
Что будет, если сдать в аренду имущество бань предпринимателям, даже если и найдутся такие? Сначала надо сделать капитальный ремонт, в противном случае ни на какие другие услуги платежеспособный люд не пойдет. Придется выложить от 5 до 10 тысяч за ремонт 1 кв.м. Для муниципальных бань, которые, как в начале двадцатого века, отапливаются собственными котельными на каменном угле, где работают кочегары и вручную бросают уголек в топку, эти затраты будут значительно выше, а перевод таких бань на централизованное тепло или на газ добавит к затратам такую копеечку, что бани станут поистине золотыми.
Чтобы привести в божеский вид, например, баню № 20, которая находится на ул. 1-я Транспортная, потребуется на капитальный ремонт помещений и оснащение новым оборудованием 4-5 млн руб. При сроке аренды пять лет, чтобы просто окупить свои вложения, предприниматель должен будет ежегодно закладывать в тариф по 1 млн руб. произведенных вложений на ремонт. Текущие эксплуатационные расходысоставят 80-150 руб. на 1 кв.м в мес., а за пять лет при повышении стоимости энергоносителей эта сумма может и удвоиться. Добавив скромную заработную плату персонала и налоги, затраты бани № 20 в месяц составят не менее 300 тыс. руб. Если предположить, что услугами бани воспользуется примерно такое же количество людей, как и до сдачи в аренду (3 тыс. чел. в мес.), минимальный тариф увеличится по сравнению с существующим более чем в два раза и составит 110 рублей за одно посещение. Это при работе в ноль, а если разумную прибыль заложить, то одно посещение обойдется в 140 руб. В этом случае из бюджета города для дотации расходов на помыв льготной категории граждан для бани № 20 придется выделить 35 тыс. руб. в мес., а на бани, которые входили в МУП «Банное хозяйство», — 2,5 млн руб. в год. К концу срока аренды эта сумма может удвоиться. В целом за год из бюджета города придется все равно выделять 5-6 млн руб.
Будут ли желающие взять в аренду муниципальные бани? — Если по прямому назначению, то не все бани могут представлять коммерческий интерес. Например, баня № 14 по ул. Вокзальной, 8 из-за крайне плохого технического состоянии и наличия конкурента по ул. Карбышева вряд представит интерес для потенциального арендатора. Непривлекательными могут оказаться бани № 10 по ул. Первова и № 35 в пос. Новостройка, имеющие собственные угольные котельные.
Если же бизнес имеет в виду другую конечную цель — заполучить земельные участки, на которых расположены муниципальные бани, то схемы, как это сделать, тоже есть — например, перестала существовала баня №19 на 25-й Рабочей, хотя при продаже сохранение профиля работы в условиях договора было. Фактически осталась без прилегающего земельного участка баня № 20, лишившись аварийного выхода и участочка земли под собственным тепловым узлом. Вряд устоит баня № 15 — больно уж привлекателен земельный участок по ул. Чайковского.
Только те, от кого зависит принятие решения, должны помнить, что в городе более 50 тысяч малоимущих граждан просят дотации из бюджета, чтобы раз в неделю посетить баню, и что в городе совершенно недостаточно санпропускников для того, чтобы бесплатно помыть бомжей и беспризорников, да и общественные резервы на всякий чрезвычайный случай тоже должны быть. Экономия бюджетных средств на эти цели может вылиться в перерасход средств на лечение граждан, которые общественными банями не пользуются.