Все рубрики
В Омске пятница, 19 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 94,0922    € 100,5316

В Омске всего лишь два мастера международного класса — ОМЕЛЬЯНЮК и РОМАНКО

26 сентября 2007 13:11
0
2264

В каждом втором из проверенных учреждений выявлены нарушения в сфере защиты прав потребителей. Наибольший удельный вес составляют — отсутствие подсобных помещений, изолированной вентиляционной системы в парикмахерских, располагающихся в жилых домах, заниженная площадь торговых мест, нарушение дезинфекции и использование продукции с истекшим сроком годности. По результатам лабораторного контроля 4 материала было передано в суд: основная причина нарушение стерилизации инструментов; решения по делам пока не вынесено.
ГОСТ
По официальным данным в Омске больше ста салонов красоты. Как утверждают специалисты, главная проблема рынка в том, что за красивым и модным словом «салон» зачастую скрываются учреждения, не соответствующие этому статусу. «По ГОСТу салон красоты отличается от обыкновенной парикмахерской по многим параметрам, — рассказывает Светлана ДОЛЖИКОВА, исполнительный директор „Содружества парикмахеров и косметологов города Омска, — для салона необходимо наличие карты клиента, оказание консультационных услуг, каждый специалист не менее одного раза в год должен повышать свою квалификацию, тогда как парикмахерским это позволяется делать раз в два года. Также требуется участие в конкурсах и фестивалях парикмахерского искусства. Кроме того, в каждом салоне должна быть предложена “обязательная программа» — стрижка, косметические услуги, маникюр и педикюр. И я назвала еще не все пункты, которые указаны в ГОСТе относительно салонов красоты". Проблема в том, что сегодня эти требования можно назвать скорее пожеланиями — с отменой в 2003 году обязательной сертификации невыполнение этих норм, в отличие от санитарных, никак не наказывается. Этим эксперты отчасти и объясняют бум открытия салонов красоты в последние несколько лет.
«Бизнес» и «эконом»
Омский бьюти-рынок можно разделить на предприятия класса эконом, бизнес, престиж и люкс. Они отличаются по уровню сервиса и подготовки специалистов, широте спектра услуг, используемой косметике, местоположению, ценовой политике, ориентации на определенного клиента. «Большинство достойных омских салонов относятся к категории бизнес и престиж, — рассказывает Алена БОКАЯ, директор салона красоты „Dolce Vita“, — люкс почти не представлен на рынке. VIP-класс отсутствует вообще — в нашем городе это и не нужно, потому что VIP скорее прихоть, а не бизнес. Очень много эконома. Не совсем нормальная ситуация, так как эконом — некая деградация. Судите сами: постоянно обучать специалиста невозможно — требует больших средств, качественные услуги тоже предоставить сложно — хорошая косметика стоит дорого, и ответственности за последствия никто не несёт. Я думаю, с точки зрения массового клиента нужно развивать группу бизнес».

По мнению игроков бьюти-рынка, успешный салон красоты должен отличаться не только наиболее полным комплексом услуг, но и оборудованием, представленными марками, уровнем подготовки специалистов, интерьером, местоположением и, как ни удивительно, ценами.

У хорошего продукта есть один минус — высокая цена, — напоминает Александр РОДИОНОВ, коммерческий директор салона красоты «Сказка», — Качественная услуга не может быть дешевой: окраситься профессиональной краской за пятьсот рублей — смешно". Несмотря на этот факт, если сравнивать Омск с другими крупными близлежащими городами, то самые низкие цены на бьюти-услуги будут именно у нас. «Происходит демпинг цен, — объясняет Алена БОКАЯ, — с одной стороны, это для клиента хорошо, но так только кажется, потому что с другой — возникают сложности у тех, кто предлагает качественные услуги. Дешевые салоны оттягивают финансовые потоки от таких салонов, как мы, а мы тратим эти деньги на обучение своих мастеров, на профессиональные марки».

К сожалению, Омск отличается от других городов не только низкими ценами. Елена ДОЦЕНКО, директор ООО «WellSPA», считает, что сравнение в принципе неуместно, так как все обучающие программы проходят в соседних городах, что является показателем уровня подготовки мастеров не в нашу пользу. Светлана ДОЛЖИКОВА придерживается аналогичного мнения: «В нашем городе есть два мастера международного класса — Алевтина специалиста ОМЕЛЬЯНОК и Екатерина РОМАНКО, но их причислили к этой категории ещё в 70-х годах, кроме них в Омске до сих пор нет ни одного мастера подобного уровня, это говорит о том, что мы не развиваемся в профессиональном плане. Наше „Содружество парикмахеров и косметологов“ каждый год пытается проводить конкурсы парикмахерского искусства, потому что культура должна формироваться в первую очередь у молодёжи, сталкиваемся с уймой сложностей, даже не знаю, будем ли что-то проводить в следующем году. Печально, но красота как бизнес не воспринимается в нашем городе всерьез».
Александр РОДИОНОВ, сравнивая Россию с другими странами, рассказывает, что, например, во Франции в салонах красоты практически невозможно встретить наращивание ногтей — оно делается в специальных учреждениях, тогда как у нас этой услугой можно воспользоваться практически везде. В Америке салоны по дизайну ногтей имеют большой успех, теперь такая тенденция появилась и в России. Это не единственное, что идет к нам с Запада. Галина ЕРШОВА рассказывает, что в Европе уже прошел бум использования аппаратов в сфере красоты — там все услуги стремятся стать «ручного» характера, а «автоматная очередь» как раз идет к нам.
Кадры
Проблему кадров как одну из основных выделяют все игроки рынка. Светлана ДОЛЖНИКОВА считает, что это не из-за отсутствия достойных школ обучения, а из-за нежелания учиться: «Современный мастер считает, что все умеет — какая-то неоправданная самонадеянность. Должна быть профессиональная скромность». Александр РОДИОНОВ также отмечает «утечку мозгов» — около 70% выпускников специализированных учреждений уезжают из города, преимущественно на Север. Алена БОКАЯ придерживается мнения, что определенная проблема есть и в учебных заведениях: «В мастеров нужно с самого начала закладывать: ребята, вы должны работать не в забегаловках, не дома, и объяснять им преимущества работы в салонах».

По данным департамента потребительского рынка правительства Москвы, в 2005 году в Москве было официально зарегистрировано 2,5 тыс. салонов. По оценкам Союза парикмахеров России, надомниками являются не менее половины всех парикмахеров московских салонов. Это бич современной индустрии красоты, соглашаются участники рынка. Во многих городах клиенты пришли к пониманию, что домашний уход по эффективности не идет ни в какое сравнение с салонными процедурами: мастер не может принести домой широкий ассортимент косметических средств, к тому же большинство процедур по медицинским показателям нельзя проводить в домашних условиях. Единственное, что специалисты признают в данном случае приемлемым — праздничная укладка. У каждого салона в вопросе приработка на дому своя политика — кто-то закрывает глаза, кто-то, как только узнает о подобных случаях, расстается со специалистом, а кто-то работает с мастером на партнерских отношениях — 50% от выручки — салону, 50% — мастеру.

Есть и еще один вариант, но участники рынка считают, что этот путь — одно из главных препятствий в развитии бьюти-бизнеса — сдача рабочего места в аренду мастеру. Галина ЕРШОВА, управляющая салоном красоты «Аэлита», замечает, что такая ситуация создается когда руководитель нацелен на краткосрочный финансовый результат, он не болеет за дело, не ищет пути совершенствования салона. Мастер в свою очередь не стремится повышать квалификацию, так как довольствуется получаемой прибылью — в целом повышения уровня услуг в таких условиях ждать не приходится.
Изюминки
«Сектор красоты» и маркетологи, и участники рынка дружно называют одним из самых перспективных направлений, хотя на сегодняшний день количество открывающихся и закрывающихся салонов примерно равное. «Многим кажется, что открыть салон красоты легко, — рассуждает Алена БОКАЯ. — Сегодня у большинства женщин вошло в привычку ухаживать за собой, и вот ходит одна из них в салон, просчитывает примерно, сколько она тратит в месяц на процедуры, и естественно, ей кажется это очень выгодным бизнесом. Но, открывая свое предприятие, она даже не представляет, какие суммы уйдут на оборудование, косметику, ремонт помещения. Например, говорить о коррекции фигуры и омоложении без дорогостоящего и технологичного оборудования — бессмысленно: одними обертываниями и масками такого эффекта не достигнешь. У нас сейчас владельцы салонов кто? В основном чьи-то предпринимательские жены или бывшие мастера. Опыт административной работы у них отсутствует в принципе, да они его и не стремятся получить. Сфера красоты — бизнес на стыке: здесь нужны управленческие навыки, вкус и медицинские знания. Так что выживают те, кто изначально правильно рассчитал свои силы». Со стороны иметь собственный салон красоты кажется высокодоходным делом, но в действительности бьюти-бизнес достаточно сложный — необходимы большие инвестиции, много требований к помещению для салона, кроме того, человек должен жить своим делом.

По словам ведущих игроков бьюти-рынка, в частности Александра РОДИОНОВА, конкуренция в Омске, безусловно, есть: «Нашу конкуренцию вернее будет назвать не жесткой, а неразумной: на одной улице могут располагаться сразу несколько салонов красоты — в Европе ты такого не увидишь». Действительно нам пока далеко, например, до Италии, где недавно вышел закон, запрещающий строить салоны красоты ближе, чем в 100 метрах друг от друга. Там 160 тысяч салонов, и все эти они не только выживают, но и прилично зарабатывают. У нас же, считает Елена ДОЦЕНКО, «салоны выигрывают за счет широкого спектра услуг, чтобы занятой клиент не бегал по другим заведениям, а мог получить все услуги в одном месте. А самое главное, салону обязательно нужно обзавестись одной — двумя „изюминками“, которых нет ни у кого вокруг». Но в погоне за так называемыми изюминками салоны красоты часто пренебрегают обязательной составляющей качественного бьюти-рынка — медицинскими знаниями. «Недавно звонит к нам в салон девушка, хочет устроиться на работу, — рассказывает Галина ЕРШОВА, — говорит: умею делать перманентный макияж. Я ей говорю: хорошо, у вас есть медицинское образование? А она мне отвечает: вы что, не знаете, сейчас перманентный макияж уже можно делать без медицинского образования! Понимаете, можно, конечно, все, но какие потом будут последствия и кто за них будет отвечать?». «В салонах красоты обязательно должен работать врач не со средним, а с высшим медицинским образованием, — утверждает Светлана ДОЛЖИКОВА, — также у каждого салона должна быть медицинская лицензия, у нас её имеют единицы, а о бытовых условиях и говорить не приходится».
Мужчины
По данным Росстата, в России работают от 20 до 30 тыс. предприятий индустрии красоты. Несмотря на эти немаленькие цифры, участники омского рынка считают, что культура ухода за собой да и сам бьюти-бизнес в нашем городе находятся на стадии формирования. «Ментальность людей еще не переключилась с шуб, машин, домов на себя, — утверждает Алена БОКАЯ. — Принадлежностью к тому или иному классу считается твоё платье или украшение, а не то, насколько ухожено твое лицо и подтянута фигура». «Одежда и еда за тысячу рублей — это у нас нормально, а процедура по уходу за собой за ту же тысячу — это уже дорого. Не понимаем мы пока, что себя любить нужно», — соглашается Галина ЕРШОВА. Тем не менее определенные положительные изменения омский бьюти-рынок все же претерпевает. «Когда в 2004 году открывался наш салон, — рассказывает Алена БОКАЯ, — мы были первыми, кто предложил полный комплекс услуг, которые можно получить в одном месте. Аппаратные методики по уходу за кожей лица и для коррекции фигуры тоже были в то время только у нас. Сегодня же в Омске существует уже несколько салонов, которые могут предложить подобные услуги». Александр РОДИОНОВ отмечает, что повысилась культура обслуживания — по большей части благодаря тому, что руководители осознали важность и стали проводить работу с персоналом в этом направлении. Галина ЕРШОВА замечает, что у клиента постепенно формируется привычка ходить в салон не сезонно (например, на педикюр только весной и летом), а постоянно ухаживать за собой в течение года. Елена ДОЦЕНКО вспоминает, что «еще несколько лет назад фотоэпиляция в нашем городе считалась эксклюзивом, теперь эту услугу назвать редкой уже сложно». А Светлана ДОЛЖИКОВА придерживается мнения, что в профессиональном отношении Омск «не топчется на месте, но только благодаря таким компаниям, как „ОлеХаус“, которые постоянно проводят семинары для повышения квалификации мастеров». Также эксперты замечают, что среди постоянных посетителей салонов стало больше мужчин: если выражать в процентном соотношении, то теперь клиентов сильного пола стало около 40%, тогда как несколько лет назад было не больше 20%. Участники рынка объясняют это возрастающей популярностью среди мужчин косметологических услуг, а вот у к услугам по коррекции фигуры омичи, в отличие от новосибирцев, еще не привыкли.

По общему утверждению участников рынка, в ближайшем будущем иногородние бьюти-сети в Омск не придут. Им это просто невыгодно — омичи не готовы их принять, по крайней мере пока: «Нет же у нас „Макдональдса“, — метко выражается один из экспертов. Предложение на сегодняшний день превышает спрос. Но, как замечает Алена БОКАЯ, „салонный бизнес будет развиваться в любом случае. Впрочем, у нас в России как всегда будет свой путь, нежели на Западе“.

Лидия СОРОКИНА 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.