Все рубрики
В Омске вторник, 5 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,5499    € 106,1426

Евгений РАСКИН, директор ЗАО "Автоматика-Э": "Директор вообще не должен жалеть себя, просто у него работа такая"

10 октября 2007 14:13
0
3986

Центр Омска освобождается от промышленных предприятий: вслед за судоремонтно-судостроительным заводом полностью прекращено производство на территории ОАО «НПК „Автоматика“, на очереди — Сибзавод. Размещавшаяся на территории НПК ЗАО „Автоматика-Д“ переехала на Электроточприбор, а ЗАО „Автоматика-Э“ — на завод им. Козицкого. О том, как устроился на новом месте один из „автоматических“ переселенцев, какие проблемы возникли в связи с переездом и о перспективах в дальнейшем, корреспондент „КВ“ Андрей КОЛОМИЕЦ побеседовал с директором ЗАО „Автоматика-Э“ Евгением РАСКИНЫМ.

— Вам пришлось спешно съезжать потому, что новый владелец НПК «Автоматика» отказался продлить договор аренды?— Чтобы понять причины нашей ситуации, нужно обратиться к особенностям акционирования НПК «Автоматика». В 1993 году было принято решение, чтобы все основные фонды и помещения вошли в ОАО «НПК „Автоматика“, а интеллектуальная собственность, научно-техническая и производственная деятельность были разделены по направлениям, были образованы „Автоматика-Э“, „Автоматика-Д“, „Автоматика-С“ и опытный завод. Кроме того, для управления акциями ОАО была создана специальная структура, доли в которой были распределены между руководителями предприятия и подразделений таким образом, чтобы ни у кого не было контрольного пакета.Какое-то время эта конструкция существовала вполне успешно, но в 2002 году дочерние отношения были прерваны по инициативе НПК, тогда же было принято решение о том, что основной деятельностью головной „Автоматики“ станет сдача своих помещений в аренду. В ходе подготовки арендных помещений опытный завод трижды переезжал с места на место, бывшие производственные площади превращались в торговые.После смерти в 2005 году генерального директора НПК Виктора ПОЛОВНИКОВАконтрольный пакет акций предприятия по инициативе его наследников был продан группе компаний „Союз“, после чего остальные акционеры тоже начали продавать свои акции, поскольку они стремительно обесценивались. Ну а группа компаний „Союз“ в мае этого года продала свой пакет акций ООО „Сибинвест“, которое и попросило нас освободить инженерно-лабораторные и производственные помещения.

— В прошлогоднем интервью „КВ“ тогдашний совладелец и генеральныйдиректор НПК „Автоматика“ Максим ГЕБЕРТ утверждал, что группа компаний „Союз“ собирается выкупить акции „Автоматики-Э“ и всерьез заняться производством. Почему эти его планы не воплотились в жизнь?

— Планы такие у Максима ГЕБЕРТА действительно были, мы провели переговоры, и акционеры ЗАО „Автоматика-Э“ были готовы продать свои акции. Однако после консультаций в концерне „Росэнергоатом“ стало ясно, что изменение собственника вызывает естественную неуверенность у атомных электростанций, которые являются основными заказчиками предприятий, и рассчитывать на резкое (в разы) увеличение объемов за короткий срок не приходится. Поэтому коммерческие ожидания ГЕБЕРТА о быстром росте прибыли не были удовлетворены, и он отказался от первоначальных намерений.
У ЗАО „Автоматика-Э“ определенная специализация в тематике работ по автоматизации АЭС и других объектов топливно-энергетического комплекса, в том числе газовых месторождений и тепловых электростанций. Продукция предприятия, а это современные высокотехнологичные программно-технические средства автоматизации и системы управления, высококонкурентоспособна. В 2003-м и 2005 годах мы выиграли международные тендеры Комиссии Европейского Союза по программе TACIS в открытой конкуренции с фирмами США, Германии, Италии, Чехии. Ведется поставка оборудования на строящуюся в Индии АЭС „Куданкулам“.
О том, что в 2007 году придется освободить помещения, бывшие владельцы предупредили нас еще осенью 2006 года. Мы рассмотрели несколько вариантов и остановились на ФГУП „ОПЗ им. Козицкого“, учитывая реальные перспективы производственной кооперации.
— И почему же вы не съехали еще в начале лета?
— Дело в том, что мы непосредственно участвуем в выполнении Федеральной целевой программы по развитию атомного энергопромышленного комплекса России, утвержденной постановлением Правительства РФ. Работы по этой программе начаты в прошлом году и будут продолжаться до 2011года. Поэтому было целесообразно отсрочить передислокацию производства, чтобы не транспортировать изделия в состоянии незавершенного производства. Такую позицию занимал и концерн „Росэнергоатом“. В конце мая к губернатору Омской области Леониду ПОЛЕЖАЕВУ обратился заместитель генерального директора концерна „Росэнергоатом“, директор Белоярской АЭС Николай ОШКАНОВ с просьбой оставить нас на прежних площадях вплоть до 2011 года. После этого письма в министерстве промышленной политики, транспорта и связи Омской области прошло совещание по этому вопросу, на котором было принято решение об освобождении старых помещений до 1 сентября.
— Ну и как разместились на новом месте?
— Мы разместилась на площадях третьего цеха завода им. Козицкого. На выделенных нам 800 квадратных метрах было построено более 1500 метров стен и перегородок, сделан ремонт. Меня радует, что на заводе им. Козицкого к нам относятся не просто как к арендаторам, между нами устанавливаются прочные производственные связи. Мы собираемся размещать на заводе заказы по изготовлению оборудования, передаем документацию на изделия, которые пойдут в серию.
ЗАО „Автоматика-Э“ — преимущественно инжиниринговая фирма. Когда в 2006 году. опытный завод НПК „Автоматика“ стал разваливаться на глазах, мы вынуждены были принять на работу значительную часть рабочих и технологов. В связи с неравномерной загрузкой наши рабочие по совместительству работают и на заводе им. Козицкого. Директор завода Владимир ДЕРЕЧА позитивно относится к развитию сотрудничества по всем направлениям. У нас есть перспективные разработки, рассчитанные на серийное производство. Их освоение позволит заводу получить дополнительную загрузку.
— Какие потери ЗАО „Автоматика-Э“ понесла из-за переезда?
— В коллективе у нас осталось свыше 100 человек, мы понесли значительные кадровые потери в этом году, но основное ядро сохранилось. Часть наших разработчиков ушла из-за нестабильности и переезда, но, когда встанем на ноги, думаю, многие вернутся. У тех, кто остался, идет психологическое привыкание к работе в новых условиях. Из-за переезда у нас возникли дополнительные финансовые сложности, связанные с тем, что часть заказчиков заняла выжидательную позицию. Работы, важные для обеспечения безопасности АЭС, на время переезда затормозились, но сейчас практически полностью возобновлены. По большому счету кардинально ничего не изменилось, можно сказать, что переезд удался нам проще, чем предполагалось.
— А как он дался вам как директору?
— Мне переезд дался нелегко, но, по моему мнению, директор вообще не должен жалеть себя, просто у него работа такая. Нужно четко понимать, что от тебя и твоих решений зависят люди и результаты дела. Директор должен работать так, чтобы люди в него верили, даже когда возникают форс-мажорные обстоятельства и далеко не все получается. От того, как настроен коллектив, очень многое зависит.
Но ответственность за тех, кем руководишь, вовсе не означает, что нужно любой ценой сохранять всех в коллективе. У меня всегда возникают сожаления, если кто-то из ценных работников увольняется или рано уходит из жизни. К примеру, мне до сих пор не хватает нашего главного конструктора Леонида ПАНАСЕНКОВА, который умер в самом расцвете творческих сил, не дожив до пенсии. Но способность к изменениям и развитию — это признак жизнеспособности организации. Как директор стараюсь больше работать на внешних связях, потому что именно от них зависит благополучие предприятия.
— Какое место в вашей жизни занимает научная работа?
Ученым я себя никогда не считал, но как специалист не дисквалифицировался. С удовольствием преподаю в ОмГТУ и СибАДИ. Получаю искреннее удовлетворение от общения со студентами. Одновременно это позволяет решать и кадровые проблемы предприятия.
— Какие перспективы у ЗАО „Автоматика-Э“?
— Согласитесь, в Омске не так уж много предприятий, которые побеждали бы в тендерах Евросоюза. Техника, на базе которой мы выигрываем тендеры, находится на уровне лучших мировых систем автоматизации. По элементной базе и конструкторским решениям наши разработки не хуже и не лучше, чем за рубежом. Зато нам удается находить очень интересные ноу-хау на уровне программных средств и системных решений.
При равном качестве наша продукция в 1,5 — 2 раза дешевле, чем импортные аналоги, поэтому перспективы у нас неплохие. В нашей сфере главная фишка в мозгах, а не в электронике. У ЗАО „Автоматика-Э“ заключены долгосрочные договоры до 2009 года и есть неплохая перспектива на участие в ряде тендеров внутри концерна „Росэнергоатом“. Надеемся подключиться к решению проблем автоматизации управления на предприятиях омской энергетики. Очень перспективно складываются и производственные связи с заводом им. Козицкого.
— А чем занимаетесь в свободное время?
— Свободного времени практически нет. Но люблю готовить, особенно мясные и рыбные блюда. Люблю читать, только редко удается. Стараюсь не пропускать симфонические и джазовые концерты.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.