С 1 октября по решению учредителя — администрации города Омска — две муниципальные газеты («Вечерний Омск» и «Третья столица») объединили под одной крышей в ЗАО «Омские городские СМИ». О том, для чего это сделано и какой мэрия надеется получить эффект от этого объединения, корреспондент «КВ» Андрей КОЛОМИЕЦ побеседовал с генеральным директором ЗАО Дмитрием ПОМИНОВЫМ.
— Для чего мэрии понадобилось реструктурировать две свои газеты?
— У объединения двух муниципальных СМИ в одно ЗАО две цели. Первая — экономия бюджетных средств. В каждой газете был свой административно-хозяйственный аппарат, соответственно, сейчас управленческий штат сократился в два раза. Функции генерального директора и главного редактора разделены, каждый будет заниматься своим делом: я отвечаю за финансы и жизнеобеспечение изданий, редактор — за создание информационного продукта.
Вторая цель — создать нормальную систему управления муниципальными СМИ и за счет этого усилить информационную политику мэрии. Формально горадминистрация всегда была учредителем газеты «Вечерний Омск», но фактически до 2006 года она принадлежала частному ООО «Газетный Дом „Вечерний Омск“. В 2006 году мэрия стала единственным учредителем этой газеты. А „Третью столицу“ выпускало ООО „Новое обозрение“ по договору. Теперь же создана нормальная структура, когда обе газеты принадлежат мэрии. Учредителем нашего ЗАО выступило МП „Центр недвижимости, дизайна и рекламы“, которое на 100% муниципальное.
— В каком состоянии достались ЗАО муниципальные издания и на какие рубежи их запланировано вывести?
— Перед объединением у „Третьей столицы“ был тираж 5 тысяч экземпляров, из них реально продавалось от 100 до 300 штук, а 3 500 по заказу мэрии распространялись среди актива общественного самоуправления. „Вечерний Омск“ тоже медленно умирал, за последние годы его тираж сократился в два раза. В результате бюджетные затраты на обе газеты постоянно росли, а развития газет не было.
Перед нами поставлена задача — поднять тираж „Вечернего Омска“ до 40 тысяч экземпляров, минимизировать бюджетные поступления и постепенно выйти на самоокупаемость. Для этого нужно постепенно менять содержание „Вечернего Омска“, делать востребованныйчитателями продукт. К примеру „Третья столица“ на 70% состояла из официальных документов, а остальное место занимали местные новости и перепечатки, потребителя на такой продукт практически не было. Однако это нельзя ставить в вину журналистам издания — они сами были поставлены в такие условия. Сейчас в „Третьей столице“ печатаются только официальные документы мэрии и горсовета, тираж — 650 экземпляров, из них 450 распространяется по рассылке, 200 продается. А общественники стали получать 3500 экземпляров „Вечернего Омска“.
— И за счет чего собираетесь увеличивать тираж?
— Достичь тиража в 40 тысяч экземпляров для газеты „Вечерний Омск-Неделя“ вполне реально, если там будет публиковаться интересная для читателей информация. Это социальная функция газеты — информировать омичей о том, что происходит в городе. Информирован — значит вооружен, но нужно определиться, какая у газеты целевая аудитория, и работать на удовлетворение ее интересов.
В пятничном „Вечернем Омске“ печатаются как официальные, так и авторские материалы, здесь большой рост тиража не планируется. В ближайшее время, когда телевидение станет цифровым и количество телеканалов увеличится в разы, общественно-политические газеты станут более рейтинговыми, только нужно соответствовать запросам читателей. Немаловажным фактором для роста тиража является и грамотное распространение изданий. В октябре нам удалось добиться того, что „Вечерний Омск“ стал продаваться в 1000 розничных точках, в результате продажи выросли на 2000 экземпляров в течение месяца, а к декабрю рассчитываем увеличить на 4000. В ближайших планах — сертифицировать тираж в Национальной тиражной службе.
— А удастся ли сочетать то, что интересно омичам и выгодно мэрии?
— С момента создания нашего ЗАО в некоторых омских газетно-пиаровских кругах бытует мнение, что, объединив муниципальные издания, мэрия ослабила своиинформационные позиции. Но я уверен, что мэрия не ослабила их, а укрепила. Только за месяц мы прошли путь от продаваемых 200 экземпляров „Третьей столицы“ до дополнительных 2000 экземпляров „Вечернего Омска“ в неделю — увеличение в 10 раз, и это — полностью сохранив существовавший до 1 октября объем продаж газет. Цифры говорят сами за себя — 1000% роста о каком ослаблении можноговорить? И не стоит, на мой взгляд, противопоставлять то, что нужно мэрии и интересно читателям. Думаю, нам удастся удачно сочетать и то, и другое.
Мы постараемся так работать, чтобы быть интересными читателям. У нас четко разделены функции управления и информационной политики изданий. Отделы рекламы и распространения находятся в моем ведении, а работой редакции, в которую из „Вечернего Омска“ перешли девять журналистов, а из „Третьей столицы“ — два, руководит главный редактор Сергей ТРУШ. Влиять на редакционную политику у меня полномочий нет, но свою точку зрения, как лучше организовать процесс, до редактора доводить буду. Вице-мэр Александр ГОЛЕВ будет курировать меня и Сергея ТРУША по отдельности, но мы вместе постараемся обеспечить выполнение поставленных перед ЗАО задач.
В частности, я считаю, что перепечатки из центральных изданий следует прекратить, дайджесты уже не востребованы, газетные площади можно использовать гораздо эффективнее. Есть мировая тенденция к локализации аудитории, но пока не совсем понятно, на кого нацелены многие наши публикации. Следует ориентироваться не на свой опыт и вкус, а на потребности читателей. Газета должна меняться постоянно, воспитывать и ориентироваться на своего собственного читателя. Чтобы выжить и занять свое место в наступающий век Интернета, необходимо далеко вперед планировать и реализовывать мероприятия по развитию печатных средств массовой информации.