Все рубрики
В Омске воскресенье, 8 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 99,4215    € 106,3040

Александр ОЧАКОВСКИЙ: Федоровке — гамбургский счет.

19 декабря 2007 17:36
0
2046

«Сдается, что не имея сил победить на ковре, Федоровку пытаются провести в призеры подковерными приемами, прилепив ее к некой мультимодальности». 

В 20-х числах октября 2007 года в немецком Гамбурге состоялся германо-российский форум «Деловые и инвестиционные возможности регионов России». Участие соискателей инвестиций (российских регионов) было платное. Среди немногих делегаций российских областных администраций (четырех) омская была единственной из-за Урала, которая нашла повод и деньги для этой поездки.

В течение двух дней форума бюрократы с немецкой и российской стороны и подневольные бизнесмены живописали немецкому бизнесу, как можно сделать гешефт и зарабатывать хорошие деньги в российской провинции. Из списка того, что омичи привезли продавать немецким инвесторам, я хочу остановится на такой свежей идее, как организация в Омске евразийского мультимодального транспортно-логистического центра, звездой которого, по мысли апологетов этой идеи, должен стать несуществующий аэропорт Федоровка.

Эта идея похожа на очередную игрушку любителей грандиозных проектов. Настоящий полноформатный транспортный узел предполагает задействование всех трех стихий: воды, земли и воздуха. Посмотрим что с этим в Омске?

-Судоходная составляющая? Понятно — нет! Какая может быть настоящая мультимодальность, если в Омске нет незамерзающего морского порта? Появиться же он может только в случае самого кошмарного сценария глобального потепления на планете, но тогда он вряд ли будет востребован. Иртыш рассматривать несерьезно. Слава омского пароходства закончилась 26 октября 1967 года в 12 часов дня с приходом первого поезда в Тобольск.

-Железнодорожная составляющая? Она — в общей тенденции увеличения перевозок.
Но Омск — большая транзитная станция, перегон, а не узел, и в основном таковым и останется. Как иначе понимать рекламу РЖД о том, что по капитально отремонтированному мосту через Иртыш (практически в центральной части города) поезда по Транссибу теперь смогут летать со скоростью 160 км/час?! Пропускную способность Транссиба ограничивают не возможности станции Омск, а возможности самого Транссиба. Более того, в смысле коренной модернизации ж/д сети страны сейчас вполне серьезно рассматривается план строительства Севсиба, от Нижневартовска, через север Томской области, Усть-Илимск к БАМу.

-Автомобильная составляющая? В ней также некий стабильный рост объемов перевозок, во многом определяемый конкуренцией с ж/д, перспектив к принципиальному, взрывному росту автомобильных перевозок не наблюдается, не вижу предпосылок.

-Авиационная составляющая. Здесь я подошел к главному пункту всей мультимодальной затеи — ФЕДОРОВКЕ. Ради нее и придумана вся эта блескучая обертка мультимодальности, завернув в которую невезучую Федоровку, ее и пытаются продать (известна мудрость ушлого продавца: красиво упаковано — наполовину продано).

Когда-то у кого-то из некой инициативной группы заинтересованных лиц родилась продуктивнейшая, как им казалось, идея — разменять аэропорт Омск-Центральный на задуманную во времена гигантомании и прожорливых гремящих самолетов Федоровку. К счастью для омичей не все в этом городе потеряли голову от вида открывающихся перспектив. Некоторым эта идея размена представилась не лестницей в небо, а тропой в болото проблем. Свои аргументы в споре — Центральный или Фёдоровка — я уже высказывал в статье «Кому нужны метро и Федоровка», (си. «КВ» от 8 февраля 2006 г.) и «Федоровка — сколько стоит идея» (см. «КВ» от 8 ноября 2006 г.), не буду загромождать статью повторами, любой желающий может найти их на сайте www.kvnews.ru. Прошедшее время тех моих доводов не отменило.

Первый самолётный вопрос — безопасность. Но несерьезно говорить об опасности Центрального в то время, когда, например, ж/д путь Транссиба лежит практически через центр города. Почему омские власти перед РЖД не поставили вопрос о выносе грузового транзита за пределы городской черты? Неужели мы настолько наивны и не понимаем, что по железной дороге возят все, включая бактериологические и химические боеприпасы, ядерные отходы и прочие всевозможные ужасы.

И второе: почему за столько лет бесплодных потуг и споров по поводу Федоровки так и не удлинили полосу Центрального, с тем чтобы в принципе исключить какие- либо возможные инциденты в небе над городом. По чьей милости горожане являются заложниками этой хоть и гипотетической, но все же опасности. Времени нужно один строительный сезон, то есть не вопрос. Деньги? Денег на удлинение (читай: приведение в соответствующий размер) полосы Центрального надо меньше (менее 500 млн руб), чем, вероятно, было потрачено на попытку поднятие настроения инвестору «Арены Омск», на благоустройство с установкой разномастных светильников, скамеечек, «урночек», вазончиков и замощение гектаров тротуарной плиткой. И тратиться на это ни городу, ни области не предстоит, деньги дает фактический собственник аэропорта — Российская Федерация.

Привести Центральный в приличный вид Омску не будет стоить ни копейки, а Федоровка — это сначала деньги на выкуп, потом на достройку, потом на покрытие убытков (неважно, в открытой или в скрытой бюджетной форме) и многие годы неудобств омичам. Потенциально в выигрыше от Федоровки будут только таксисты.
В настоящий момент никаких технических, технологических либо экономических причин к закрытию Центрального нет. Причины по которой строилась Федоровка, испарилась, планировавшийся пассажиропоток в четыре с лишним миллиона пассажиров в год может быть связан только с каким-нибудь великим переселением, но с ним же он и закончится.

Не находя достаточных аргументов во вредности Центрального, апологеты Федоровки пытаются выплыть, схватившись за соломинку идеи хаба, этим придать особый вес своей мечте. Что сказать? Не зная устройства глобального авиарынка, мечтать об авиахабе в Омске, наверное, ничто не мешает.

Глобализация заставила практически все значимые авиакомпании всего мира сбиться в три группы (авиаальянсы). Россию этот процесс не мог обойти стороной. Результат: «Аэрофлот» участвует в Sky Team, российский AiRUnion (Красэйр) вступает в Star Alliance, «Сибирь» (S7) собирается в One World. Последние события в формировании этих международных маршрутов происходят не в Омске, хотя и недалеко от него. Происходят с самыми настоящими международными скандалами. В конце октября Россия закрыла пролет через свою территорию компании Lufthansa Cargo в ее грузовой транспортный узел в Астане. В результате труднейших переговоров Россия открыла коридор в Астану (временно) с условием перевода трафика Lufthansa на Красноярск (более 2500 рейсов в год), который в свою очередь будет в кратчайшие сроки технически переоснащен до более высокой категории. Астана потеряет ключевого клиента, немецкие газеты пишут о войне в воздухе, развязанной русскими, на этом фоне Европа отменила первый авиационный саммит Россия-ЕС, который должен был пройти в Москве в середине ноября, совсем нешуточный демарш. В итоге в конце ноября президент РФ подписывает указ о передаче контрольного пакета акций ОАО «Аэропорт Красноярск» в собственность Красноярского края. В соответствии с этим указом к 2020 году Красноярск должен пропускать до 8,6 млн пассажиров. В этой битве Красноярск выиграл не потому, что он Красноярск, а потому, что это устраивает глобальные авиаальянсы. А Омск вовсе не проиграл, просто он расположен не в той точке глобуса. Все, сети практически сформированы. Насчет хабов просили больше не занимать!

Уважаемый HOCHTIEF (HTA), конечно же, не откажется за омские денежки нарисовать правильный проект «недохаба», и сделает это без сомнения профессионально. Только какой инвестор отдаст за это свой драгоценный чемоданчик, это будет проект на любителя. А Омск боюсь «доиграется», представьте — Москва взяла и отдала аэропорт области, что дальше. Центральный разваливается, нужны деньги! Фёдоровки нет, нужны деньги! Теперь за всё придётся платить омичам, но не забывайте, омская область — дотационный регион! Омску только и останется, что клянчить подарочек ко дню рождения, но это уж как то совсем по-детски.

Заканчивая, вернусь к началу статьи, в славный город Гамбург. Столетие назад родилось популярное выражение — гамбургский счет. Его применяют для подчеркивания реальной цены события или человека, говоря: «А что это стоит по гамбургскому счёту?». В то время в Гамбурге раз в год проводили турнир борцов, и этот турнир был единственным честным, спортивным. Потом весь год борцы, гастролируя по Европе, получали гонорары исходя из занятого в Гамбурге места (по гамбургскому счёту). Федоровка тоже попытала счастья в Гамбурге. Как видно, дело закончилось не первым местом. Но сдается, что, не имея сил победить на ковре, Федоровку пытаются провести в призеры «подковерными» приемами. Как иначе понимать упорное нежелание посмотреть фактам в лицо, а не искажать их под свое зрение?!

Александр ОЧАКОВСКИЙ.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.