— Сейчас у нас пять магазинов, из которых три — гипермаркеты и два, тысячники. В 2007 году происходило дальнейшее переформатирование сети под стандарты крупных магазинов с режимом самообслуживания. Так, открылся еще один гипермаркет в бывшем корпусе «Автоматики» по улице Фрунзе, в 2008 году он удвоит свои площади. Но общее количество магазинов в ближайшее время расширять вряд ли будем. На наш взгляд, пять, может быть, шесть магазинов — количество оптимальное. Просто все объекты будут иметь формат гипермаркета и площадь от двух до трех тысяч кв. метров. Вероятно, будем открываться в новых торговых комплексах. Тысячники же с каждым годом становятся все менее эффективными, может быть, они будут перепрофилированы под магазины цифровой техники или что-то еще. Они уже не могут предоставить весь спектр техники, который хотели бы видеть наши покупатели.
— Ощущаете ли ужесточение конкуренции в связи с приходом новых федеральных компаний?
— Пока присутствие федеральных сетей заметно в том, что некоторые местные игроки начали сворачивать деятельность. Но на нас это не сильно отразилось, мы свои обороты не уменьшаем, даже наращиваем. У нас идет ежегодный прирост примерно в 20%. Конкуренция будет ужесточаться, поэтому требуется улучшение существующих форматов торговли, сервисных услуг, введение дополнительных услуг. Опять же, у нашей компании здесь есть преимущество — самый крупный сервисный центр в нашем городе, который обслуживает буквально все торговые сети в Омске, включая федеральные.
— Как сообщалось, в начале 2007 года сеть «Электронный рай» занимала 20-25% омского рынка БТЭ, как обстоят дела сейчас?
— Это были исследования московской консалтинговой группы. Достаточно тяжело просчитать долю рынка, но я думаю, что наш процент как минимум не уменьшился. Одним из наших главных конкурентов как была, так и осталась сеть «Эльдорадо». Московские сети в большей степени повлияли на небольших местных игроков. Малоформатные местные магазины свою актуальность сегодня теряют.
На мой, взгляд, будет достаточно тяжело конкурировать Ассоциации «Сибирь» («Технософия»), потому что формат их магазинов — в районе пятисот квадратных метров и они не могут предоставить полный ассортимент техники. Вообще, местные игроки чувствуют себя на рынке достаточно тяжело, потому что в свое время не предусмотрели переформатирование магазинов на крупный стандарт гипермаркета.
— Крупный формат вы считаете наиболее перспективным?
— Да, и поэтому в 2007 году закрыли два небольших магазина по проспекту Маркса. Этот формат уже не терпел никакой критики. Мы пытались делать из них узкоспециализированные магазины, но тем не менее такие объекты «у дома» теряют свою актуальность. Люди хотят иметь весь ассортимент в одном месте. Кроме того, каждый хочет потрогать товар, понажимать на кнопочки. С другой стороны, качество персонала с каждым годом все хуже и хуже. Все считают роль продавца временной работой, поэтому многие покупатели уже становятся большими профессионалами, чем некоторые продавцы. При свободной выкладке есть и два других дополнительных плюса. Кроме того, что люди сами могут сравнить, изучить какие-то нюансы товара, второй плюс — чисто технологически время на покупку у человека сокращается в несколько раз. А с введением новых законов, когда покупатель получает серьезные права по возврату и обмену техники, он минимизирует свои риски и может в течение двух недель после покупки вернуть эту технику, не объясняя причин.
— Какие тенденции на рынке БТЭ вы можете отметить в прошедшем году?
— У людей повышаются потребности, и в связи с одной из тенденций — цены на новые модели ЖК-телевизоров резко пошли вниз — жители начали обновлять первые импортные телевизоры на технику нового поколения. Поэтому в 2007 году мы наблюдали 80-процентный рост по ЖК и плазменным телевизорам. Я уже не говорю про компьютеры, которые сейчас продаются как семечки.
Думаю, сетевой торговле сейчас принадлежит порядка 90-95% местного рынка. То, что омичи стали меньше покупать техники на базарах, это положительный фактор. Учитывая, что идет дальнейшая тенденция по улучшению уровня жизни, люди хотят иметь более качественный товар. Поэтому товарные линейки в магазинах в 2007 году были представлены более дорогие. Растет средняя стоимость чека. Но некоторое беспокойство вызывает банковский кризис, потому что люди уже привыкли к потребительским кредитам.
— Что можно ожидать в ближайшем будущем?
— Скорее всего, каким-то омским магазинам придется более узко специализироваться, открывать Hi-Fi салоны, салоны цифровой техники, фото- видеокамер, портативной аудиотехники и т.д., компьютерные салоны с дополнительными сервисными услугами. К слову, у больших гипермаркетов кроме всех плюсов есть один большой минус — они не могут предложить полноценный человеческий сервис, который способны предложить маленькие клиентоориентированные компании. В больших магазинах при невысокой наценке все поставлено на поток.
— Региональная экспансия крупных федеральных продавцов бытовой электроники заставляет местные компании укрупняться или искать стратегического инвестора. Например, в начале 2007 года ходили упорные слухи о продаже новосибирской сети «Сибвез». Может ли когда-нибудь быть продана сеть «Электронный рай»?
— Любая организация при рождении ставит себе две цели — либо стать компанией номер один, либо выгодно продаться. «Сибвез» продается уже не один год. Просто их формат не совсем вписывается в федеральные стандарты сетевых игроков. Наверное, каждый из федеральных ритейлеров считает за счастье выгодно продать свою сеть. «Электронный рай» — не исключение. Если кто-то предложит хорошие деньги, мы готовы продаться.
— Сейчас большинство сетей предлагают различные программы лояльности, объявляют о скидках и распродажах, разрабатывают сервисное обслуживание. Что наиболее важно для клиента?
— До сих пор для омичей наиболее важной является цена. 70-80% акций на этом и построено. Что касается дополнительных сервисов, люди психологически еще не совсем готовы платить за услугу. Она все равно будет стоить каких-то финансовых затрат, поэтому цена на такие товары не будет прежней. А сегодня все сети работают примерно в одном ценовом диапазоне. Скидки тоже указываются более-менее реальные. Люди понимают, что скидка в 70% в принципе не бывает, потому что средняя рентабельность по бытовой технике редко превышает 20%. Поэтому скидка в 10-15% считается максимальной.
— Каков уровень доверия к различным сетевым операторам?
— Он достаточно высокий, несмотря на происходящие скандалы. Проводя несколько раз аналитический опрос о лояльности к брэнду, мы увидели, что «Электронный рай» в городе стабильно держит вторую строчку. Учитывая, что у нас ежедневно более тысячи покупателей, можно подсчитать, сколько людей доверяет нашей сети. То же самое можно сказать про «Эльдорадо». Несмотря на то, что эта компания считается нелояльной сетью, с которой связано больше всего конфликтов, она имеет больше всего покупателей.
— Каковы перспективы сети «Электронный рай»?
— Практически все заработанные нами деньги вкладываются в развитие. Будущее рынка — это крупные торгово-развлекательные комплексы, в которых будут представлены в том числе и магазины «Электронный рай» в формате гипермаркетов с площадью от двух до пяти тысяч кв. метров. Это перспективы ближайших трех-пяти лет. Прошедший год был для компании достаточно удачный, мы сделали хорошие инвестиции. Следующий год тоже прозрачен по своим планам. Преобразится магазин на улице Енисейской на Левом берегу, расширится гипермаркет на улице Фрунзе. И, возможно, откроется еще один гипермаркет. Его местоположение озвучивать пока не буду.