платы за освещение мест общего пользования в многоквартирных домах.
11 января директор департамента экономической политики Омска Евгений ФРЕЗОРГЕР провел брифинг, на котором рассказал об изменениях тарифов на жилищно-коммунальные услуги с 1 января 2008 года. «КВ» предлагают читателям наиболее интересные фрагменты брифинга.
Мэрия выступила против методики правительства РФ
Напомню, что тарифы на электроэнергию, газ и тепловую энергию регулируются РЭК Омской области, а тарифы на воду, канализацию, вывоз ТБО и содержание муниципального жилья — правовым актом администрации Омска. Тариф за содержание жилья в тех домах, где работают УК, устанавливается только решением общего собрания собственников дома.
В течение прошлого года был принят ряд нормативно-правовых актов, касающихся тарифов на ЖКУ. Мы видим проблемные места. Пример: в методике расчета нормативов по теплу по не совсем правильным причинам было установлено разграничение — для жилых домов постройки до 1999 года и для домов, построенных после 1999 года. Причем нормативы потребления по отдельным позициям отличаются практически в два раза. Мы подготовили свои предложение в правительство РФ по корректировке данной методики в этой части и надеемся, что наши предложения будут приняты.
Как известно, на сегодняшний день на всей территории РФ действуют предельные индексы роста платы населения за ЖКУ, которые рассчитываются для каждого субъекта. Предельный индекс на 2008 год для Омской области составляет 120%. То есть плата населения Омска за ЖКУ не может вырасти более чем на 20%.
Рост тарифов на коммунальные услуги
Рост по электроэнергии с начала 2008 года составил 10,7%. По газоснабжению: на природный газ — 24,3 %, на сжиженный — 114,1%. Рост тарифа по отоплению вкруговую в среднем по городу Омску составил 13,6%. В абсолютных цифрах: в 2007 году тариф по отоплению в среднем составлял 13,2 рубля за кв. метр (или 631 рубль за одну гигакалорию), в 2008 году — в среднем 14,9 рублей за кв. метр (или 717 рублей за одну гигакалорию). В зависимости от вида теплоисточника тариф может колебаться, но в среднем рост платежа для каждого жителя не может превысить планку в 20%.
В части регулирования тарифов на водоснабжение и водоотведение. Следует напомнить, что в 2005 году, когда плата населения составляла 16% от экономически обоснованных тарифов, Омским городским советом было принято решение об установлении тарифа на пятилетний период. Согласно графику поэтапного роста тарифа, в 2008 году тариф по водоснабжению должен был вырасти на 33,1%, по водоотведению — на 35,3%. Данные тарифы превышали предельный индекс и существенно повлияли бы на рост платы за коммунальные услуги. Поэтому администрация города вышла в горсовет с предложением отметить это решение. Решение было отменено, и цифры были приведены в соответствие с предельным индексом. Таким образом, рост тарифов на воду составил 19,9%. Как это выглядит в цифрах. Если по водоснабжению в 2007 году мы платили 6,7 рубля за куб. метр, то на сегодняшний день он составляет 8,8 рубля. По водоотведению тариф за куб. метр составлял в 2007 году 5,9 рубля, в текущем году — 7,1 рубля. Эти тарифы утверждены с 1 января 2008 года и действуют по 31 декабря 2008 года включительно.
Плата за освещение подъездов выделена в отдельную строку
Что касается муниципального жилого фонда, плата утверждается муниципалитетом. Для жилого фонда, где уже работают управляющие компании, плата определяется общим собранием жильцов и фиксируется в договоре с УК. При этом мы основательно проработали структуру платы за содержание и текущий ремонт жилья и рекомендовали ее для использования управляющим компаниям. Структура была опубликована в «Третьей столице».
Рост платы за содержание и текущий ремонт жилого фонда для муниципального жилья в 2008 году при предельном индексе в 20% составил 10%. Рост связан с утвержденным Министерством экономического развития и торговли индексом роста цен на тарифы и услуги на 2008 год и был взят за основу расчета. Принципиальное отличие состоит в том, что мы включили в структуру данной платы содержание техничек.
Еще одно нововведение. В Жилищном кодекс предписано исключить из платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения статью по электроснабжению общей территории многоквартирного дома, то есть подъездов, этажей и лифтового хозяйства. В соответствии с данным требованием эта плата выделяется в квитанции отдельной строкой.
Плата может осуществляться двумя вариантами. Либо оплачиваться отдельной строчкой в квитанции УК, которая впоследствии перечисляет эту сумму в энергосбытовую компанию, либо, если УК делегирует эту функцию энергосбытовой компании, энергосбытовая компания в своей квитанции отдельной строчкой выделяет эту плату и собирает ее с жителей. Начисляется эта плата либо по установленным в доме приборам учета, либо по нормативам потребления. Норматив потребления на сегодняшний день составляет: для дома без лифтов — 7 рублей за киловатт/час с человека, для домов, оборудованных лифтами, — 14 рублей. В соответствии с этим в январских квитанциях появилась строка «технические нужды». К сожалению, не в полном объеме была проведена разъяснительная работа по этой теме. Люди не понимают, что означает эта строка — начали возникать вопросы. На обратной стороне квитанции энергосбытовая компания попыталась расшифровать, что входит в эту плату. Но для того чтобы нашим жителям стало все окончательно понятно, мы договорились на следующей неделе опубликовать разъяснительное письмо в СМИ.
Просьба ко всем жителям Омска: внимательно смотреть квитанции от энергосбытовой кампании и квитанции от УК. Нигде не должно повториться двойное начисление. Не может быть, чтобы плата за освещение мест общего пользования в домах взималась и УК, и энергосбытовой компанией. В настоящее время ведется процедура заключения договоров с энергосбытовой компанией и УК, планируется, что в январе она будет закончена. Кроме того, мы договорились с энергосбытовой компанией, что с февраля мы изменим название строки «технические нужды», которое не всем понятно, на «оплата электроэнергии мест общего пользования и пользования лифтом».
На сегодняшний день почта России в полном объеме принимает плату по этой строке, Сбербанк заканчивает свой программный продукт, для того чтобы принимать плату по квитанциям в каждом своем отделении. По этой строчке пеня начисляться не будет.
Перекрестное субсидирование будет ликвидировано через два года
Мы сохраняем график ухода от перекрестного субсидирования, просто он будет проходить несколько иными темпами. Требование федерального законодательства, которое предписывает нам в течение двух ближайших лет уйти от перекрестного субсидирования, по Омску будет выполнено в полном объеме.
По водоснабжению и водоотведению мы пытаемся выйти на максимально 100%-е покрытие населением экономически обоснованных тарифов, как и требует законодательство. При этом у нас сохраняется небольшое перекрестное субсидирование: для организаций тариф на воду доходит до 11 рублей (в прошлом году было 8,8 рубля).
Муниципальные бани будут реконструированы
Пока изменения тарифов на услуги муниципальных бань не планируется. По итогам первого квартала 2008 года будет проведена аналитика и приняты соответствующие решения. В перспективе на комитете Омского городского совета будет рассматриваться вопрос о реконструкции муниципальных бань и строительстве новых. Планируется, что в тех зонах Омска, где необходимо строительство новых муниципальных бань, сейчас ведется аналитика по этому вопросу — будут построены компактные бани, которые будут соответствовать спросу на их услуги. В целом позиция администрации города направлена на то, чтобы муниципальные бани сохранить в полном объеме. Однако некоторые из них необходимо реконструировать, поскольку ряд бань сегодня загружен на 5-7%.