Как все творческие личности, Брюс МАУ до своего успеха шел извилистым и сложным путем. Родился он в небольшом канадском городке, который славился залежами никеля. Его будущее было предрешено этими двумя фактами — он должен был стать инженером. Когда в старших классах он решил заняться чем-нибудь иным, ему сказали, что уже слишком поздно. На что сам МАУ ответил: «Мне всего шестнадцать лет, и моя судьба не может быть предрешена». Вскоре он поступил на подготовительные курсы для тех, кто хочет учиться в художественной школе, но не отвечает академическим требованиям. Его работы, в особенности выпускная, были так хороши, что приемная комиссия не сразу поверила, что он выполнил их сам. В колледже с самого начала помимо собственных занятий он посещал курсы для старшекурсников. И получал самые высокие оценки на четвертом курсе и самые низкие — на первом. Колледж бросил, не доучившись. Свое мастерство он оттачивал, работая в ведущих мировых дизайнерских студиях. Когда МАУ покидал очередную из них, начальник сказал ему, что один из старших партнеров давно уже ожидал такого исхода. Почему? «Я часто засиживался допоздна, увлекшись работой, — говорит МАУ. — Этот партнер сказал, что здесь так не работают».
В 1985 году Брюс основал BMD. Первым проектом его компании была серия книг для Zone. «Макет первой книги был готов уже через семь дней. Книги Zone попадают во всевозможные организации, школы и студии. Для молодого дизайнера трудно найти лучший способ зарекомендовать себя. В мгновение ока я приобрел международную известность».
По мере работы над другими проектами признание МАУ продолжало расти. В 1998 году его карьера испытала настоящий взлет. В Амстердаме проходила конференция Doors of Perception. Закончив двухдневный цикл лекций по технологии, МАУ решил рассказать о собственных творческих достижениях. Свой доклад, не имеющий никакого отношения к компьютерам, он назвал «Неполный манифест творческого роста». Этот манифест состоял из 43 советов и предостережений, например, «Спешите делать ошибки», «Коллекционируйте случайности» и «Задавайте глупые вопросы».
«Публика была в шоке, — вспоминает МАУ. — Два дня я обрушивал на нее шквал информации о технологиях, а затем сказал, что они не имеют никакого значения для творчества. Я призвал людей немножко подумать головой». Чуть позже манифест был опубликован в журнале I.D., где Мау некоторое время работал в качестве арт-директора. Он был переведен на итальянский, шведский и некоторые другие языки и вызвал настоящую эпидемию в Интернете. Его распространяли в сводках новостей и пересылали по электронной почте. «Я слышал, одна новозеландская компания поместила манифест на свой корпоративный сайт, — говорит МАУ. — Он зажил своей собственной жизнью».
Брюс МАУ «Неполный манифест творческого роста»
1. Разрешите событиям менять вас. Вы сами должны захотеть расти. Рост не случится сам по себе. Его нужно развивать, им необходимо жить. Необходимые условия роста: открытость к внешним событиям и желание меняться под их влиянием.
2. Забудьте о хорошем. Хорошее — это известная категория. С хорошим все согласны. Рост не нуждается в хорошем. Рост позволяет заглянуть в потаенные уголки — результат может быть любым. Чем дольше вы пытаетесь делать хорошо, тем меньше вы достигнете творческого роста.
3. Процесс более важен, чем результат. Когда результат довлеет над процессом, вы начинаете с того места, откуда начинали. Когда процесс ведет нас, мы не знаем, куда мы зайдем, но если окажемся там, где нужно, то сразу поймем это.
4. Любите свои эксперименты (как уродливого ребенка). Радость — это двигатель роста. Свободно экспериментируйте, моделируйте и, конечно же, ошибайтесь. Думайте о будущем и каждый день доставляйте себе удовольствие от неудачи.
5. Углубляйтесь. Чем глубже копаете, тем больше шансов у вас найти что-нибудь ценное.
6. Коллекционируйте случайности. Неправильный ответ — это правильный ответ на другой вопрос. Собирайте неправильные ответы — это часть процесса. Задавайте больше разных вопросов.
7. Учитесь. Студия — это истинное место обучения. Используйте работу в студии как оправдание собственного обучения. Все от этого только выиграют.
8. Бродите. Исследуйте альтернативные варианты. Отбросьте здравый смысл. Оставьте оценку на потом. Отложите критику.
9. Начинайте с чего-нибудь. Джон Кейдж говорит, что нас чаще всего ставит в тупик необходимость начинать. Его совет: начните с чего-нибудь.
10. Каждый — лидер. Когда начинается рост, не мешайте ему. Учитесь следовать, когда это необходимо. Пусть каждый будет лидером.
11. Генерируйте идеи. Отбирайте приложения. Идеи нуждаются в динамичной среде, чтобы успешно существовать. Их практическим приложениям, напротив, критика приносит пользу. Отдавайте приоритет идеям больше, чем приложениям.
12. Не останавливайтесь. Законы рынка имеют тенденцию к закреплению успеха. Перезагружайтесь. Возьмите это за правило, чтобы постоянное движение стало частью вашей практики.
13. Не торопитесь. Отвлекитесь от стандартных временных рамок, и перед вами откроются удивительные возможности.
14. Не бойтесь показаться немодным. Стремление быть модным — не что иное, как скрытый страх, который толкает вас подчиниться общему мнению. Освободите себя от этих рамок.
15. Задавайте глупые вопросы. Творческий рост подогревается неведением и интересом. Оценивайте ответ, а не вопрос. Представьте, что в течение всей жизни вы учитесь с той же скоростью, с какой учились ребенком.
16. Сотрудничайте. Когда люди работают вместе, неизбежно возникают конфликты, трения, соперничество, азарт, и, как следствие, высвобождается огромный творческий потенциал.
17. ______. Этот пункт оставлен пустым. Точно так же оставляйте у себя в голове место для будущих идей.
18. Работайте допоздна. Странные вещи случаются с вами, когда вы погрузились в работу, засиделись допоздна, смертельно устали и долгое время провели в отрыве от внешнего мира.
19. Ищите метафоры. Каждый объект может воплощать собой нечто большее от того, что мы привыкли в нем видеть. Постарайтесь поработать с этим.
20. Рискуйте осторожно. Время непрерывно. Настоящее — это дитя прошлого и родитель будущего. Работа, которую вы делаете сегодня, закладывает основу будущего.
21. Повторяйтесь. Если вам что-то нравится, сделайте это снова, если не нравится — тем более.
22. Создавайте свои собственные инструменты. Это позволит вам делать уникальные вещи. Инструменты, которые есть только у вас, пусть даже самые простые, многократно увеличивают ваши возможности. Запомните, с их помощью вы можете разработать совершенно новые методы исследования.
23. Не упускайте возможности забраться кому-нибудь на плечи. Достижения ваших предшественников позволят вам продвинуться дальше. Да и вид с чужих плеч намного лучше.
24. Не зацикливайтесь на программном обеспечении. Проблема в том, что оно есть у каждого.
25. Не расчищайте свой стол. Утром вы можете найти на нем что-то такое, чего не заметили вечером.
26. Не гонитесь за наградами. Не делайте этого. От них один вред.
27. Читайте только нечетные страницы. Так поступал Маршалл МакЛюэн. Избыток информации мешает включить работу мозга.
28. Создавайте новые слова. Расширяйте лексикон. Новые условия требуют нового мышления. Новое мышление требует новых форм выражения. Новые формы выражения порождают новые условия.
29. Думайте своим умом. Забудьте о технологиях. Креативность — это не технарство.
30. Организация = свобода. Настоящие инновации в дизайне или в любой другой области не могут происходить в отрыве от среды. Эта среда представляет собой, как правило, некую форму совместно управляемого предприятия. Фрэнк Гери, например, сумел реализовать проект в Бильбао только потому, что его студия нашла способ уложиться в бюджет. Разница между «творческими личностями» и «служащими» — не более чем предрассудок прошлого, как выразился Леонард Кохн.
31. Не берите взаймы. Еще один совет от Фрэнка Гери. Финансовый контроль — залог творческой свободы. Финансы — это, конечно, не высшая математика, однако многие потерпели полное фиаско, пытаясь освоить эту науку.
32. Слушайте внимательно. Каждый, кто работает с нами, обладает сложным и неповторимым внутренним миром. Прислушиваясь друг к другу, мы обогащаем свой мир.
33. Делайте вылазки. В мире происходит гораздо больше событий, чем способны охватить Интернет или телевидение, да и вообще любая, даже самая совершенная, интерактивная, динамически обновляемая, объектно-ориентированная, суперграфическая система реального времени.
34. Делайте ошибки быстрее. Это не моя идея. Кажется, я позаимствовал ее у Энди Гроува.
35. Подражайте. Этого не стоит стесняться. Постарайтесь копировать как можно точнее. Вам все равно не удастся добиться полного сходства, а разница может оказаться весьма примечательной. Достаточно только взглянуть на то, что сделал Ричард Гамильтон с работой Марселя Дюшана «Large Glass», и вы поймете, насколько несправедливо дискредитирована методика подражания, и как мало используются ее возможности.
36. Импровизируйте. Если вы забываете слова, придумайте что-нибудь еще. Вспомните, как поступала на концертах Элла ФИТДЖЕРАЛЬД.
37. Бейте, ломайте, крушите.
38. Поройтесь в сундуках. Настоящую свободу можно обрести, только избавившись от технологических догм. Мы часто упускаем прекрасные возможности, потому что поставили крест на старых инструментах. Попробуйте воспользоваться ими: весьма вероятно, что их потенциал еще до конца не раскрыт.
39. Пейте кофе, ездите в такси, дышите свежим воздухом. Очень часто творческий рост происходит не в процессе усиленных раздумий, а в промежутках между ними. Однажды мне довелось посетить конференцию на тему науки и искусства. Там было все, что обычно бывает на конференциях — встреча участников в аэропорту, приемы, ланчи, разговоры в кулуарах, — кроме самой конференции. Мероприятие имело шумный успех и привело к возникновению множества совместных проектов.
40. Не замыкайтесь, выходите за рамки. Дисциплинарные границы и регулирующие системы — это попытка усмирить буйство творческой жизни. Часто они представляют собой вполне понятные усилия организовать двойственные и сложные процессы. Наша работа — преодолевать барьеры и ломать границы.
41. Смейтесь. Люди, которые попадают к нам в студию, отмечают, как много мы смеемся. Я взял это наблюдение на заметку и теперь использую его в качестве барометра настроения в коллективе.
42. Помните. Творческий рост — это продукт истории. Без памяти инновация превращается в новшество. История определяет направление роста. Но память никогда не совершенна. Воспоминания представляют собой искаженные отражения реального события. Мы что-то упускаем, а что-то домысливаем, то есть каждое воспоминание — это нечто новое, а значит, заключает в себе большой потенциал роста.
43. Власть — людям. Игра приходит только тогда, когда люди чувствуют, что сами контролируют свою жизнь. Мы не можем быть свободным до тех пор, пока мы не свободны.
Наталья ЧЕРНЕНОК, бизнес-тренер Центра бизнес-образования «Харизма» (г. Новосибирск)