Красноярский холдинг открыл в Омске свой самый большой гипермаркет
23 января в городке Нефтяников по улице Нефтезаводской, 32д открылся гипермаркет АЛПИ, ставший четвертым в Омском регионе и самым крупным по площади. О развитии сети корреспонденту «КВ» Алексею ПАНТЕЛЕЕВУ рассказал директор филиала ОАО «АЛПИ» «АЛПИ-Омск» Николай ЛАНГ.
— Что представляет собой новый объект?
— Это четвертый гипермаркет АЛПИ в Омской области и третий в городе Омске, он имеет площадь около 15 тысяч кв. метров. Торговый зал продуктового гипермаркета АЛПИ на первом этаже стандартный и имеет площадь около семи тысяч кв. метров. Его ассортимент — около 40 тысяч наименований продукции. В среднем ассортимент гипермаркетов АЛПИ колеблется от 30 до 60 тысяч наименований, но второй год у нас идет серьезная оптимизация ассортимента с ориентацией на продукцию собственного производства.
— На официальном сайте АЛПИ указано, что другими якорными арендаторами помимо продуктового гипермаркета здесь должны стать магазин бытовой техники «Эксперт», а также «Спортмастер», «ORSAY», «Мустанг», «Mexx» и «Calvin Klein». Они подтвердили свои намерения?
— Магазины еще не заняли свои места, поэтому назвать арендаторов я пока не могу. Мы заинтересованы сдавать максимально крупные площади по минимальной стоимости. Предполагается, что в этот гипермаркет АЛПИ зайдет крупный оператор бытовой техники, которому мы скорее всего сдадим половину второго этажа на льготных условиях. Направленность ряда других магазинов — компьютерная техника и сотовые телефоны. Площадь данного объекта не позволяет вести мультиформатную деятельность, да это будет и не совсем понятно покупателю. С крупными арендаторами пока заключены лишь рамочные предварительные договоры, с бутиками договоры были подписаны еще в декабре, но они не выдерживают своих сроков открытия.
Кроме того, в гипермаркете появятся два кафе — заходит арендатор с фуд-кортом и точкой общественного питания. В наших объектах имеется и своя фирменная точка общественного питания «Чики-брики», в которой представлена вся продукция, производящаяся в кондитерском цехе.
— Четвертый гипермаркет в Нефтяниках открылся на месте бывшего трамвайного депо, сколько инвестиций потребовалось на его реконструкцию?
— В среднем такой объект стоит порядка 150 млн рублей. Но мы как руководители точную смету не отслеживаем, для этого есть генеральный подрядчик, который непосредственно ведет строительство. Однако первый генподрядчик из Красноярска — компания «Лидер» — не потянул объемы в городе Омске, хотя неплохо себя показал на объектах в Новокузнецке. Из-за этого открытие, которое мы планировали к середине или концу ноября, пришлось отложить. Сейчас генподрядчиком является красноярская фирма «Сибэко». В Омске на сегодняшний день мы подобного генподрядчика не нашли, хотя субподрядчики — это на 90% местные предприятия, на объекте в городке Нефтяников их работало порядка 30-40.
— Какова окупаемость проекта?
— Хороший объект может выйти на окупаемость и за четыре года, но большинство все же окупается примерно за восемь лет. В основном наиболее быстро окупаются магазины небольшого и среднего формата площадью от шести до десяти тысяч кв. метров. Кстати, наш первый гипермаркет в Омске на территории бывшего завода «Полет», открывшийся 29 сентября 2007 года, показал не самые худшие резульаты, иначе мы бы и не стали сильно расширять сеть.
— Где находятся другие объекты?
— Перед Новым годом открылся гипермаркет АЛПИ по улице Вокзальной в Калачинске, его площадь — восемь тысяч кв. метров. Гипермаркет на месте реконструированного цеха «Полета» имеет площадь шесть тысяч кв. метров. Для нас это маленький объект, в котором работать тяжелее и приходится усекать ассортимент. Кроме того, в ТД «На Конева» мы арендуем под супермаркет помещение площадью две тысячи кв. метров. В такие небольшие объекты предпочитаем входить только на условиях аренды.
— С набором персонала в Омске проблем не было?
— Как ни странно, нет. Омск для меня не первый город, и так же хорошо с набором персонала было только в Лесосибирске, где я открывал небольшой магазин АЛПИ. Причем мы очень довольны тем, что люди к нам идут компетентные. Тяжело было набирать персонал в Новосибирске, Красноярске. Но омичи произвели очень хорошее впечатление. И кто бы сюда ни приезжал из наших руководителей, у всех осталось хорошее мнение и об Омске, и о его жителях.
— Чем отличается ваша сеть от конкурентов?
— Основа концепции развития сети — реализация продукции собственного производства. В наших гипермаркетах ее доля составляет более 30% от общего товарооборота. Прежде всего это мясо птицы — курица и индейка, которые производятся на птицефабриках АЛПИ в Томске, Красноярске и Кемеровской области. Есть свой завод по производству соков. Также мы производим много хлебобулочной продукции. Ежедневно в подобном гипермаркете, как здесь, в Нефтяниках, выпекается от полутора до двух тонн хлеба. Кроме того, это первый объект в Омском регионе, в котором будет запущен свой кондитерский цех. Планируем в сутки производить около тонны кондитерской продукции.
— Какова ценовая политика компании?
— Наши магазины ориентированы на среднего покупателя. Продукция собственного производства на порядок отличается по своим ценам. По сопутствующему товару также работаем с поставщиками и производителями, чтобы максимально снижать стоимость продукции на выходе.
У нас существует программа лояльности, которую мы осуществляем через АЛПИ-Банк, входящий в ассоциацию. Это бывший банк «Канский». Филиал АЛПИ-Банка располагается в гипермаркете по улице Нефтезаводской и предоставляет в том числе услуги кредитования, но в основном продвигает обслуживание по карте. Покупатели, получившие карту АЛПИ-Банка и рассчитывающиеся по безналичному расчету, получают скидку от 5 до 20% в зависимости от товарной группы. То есть, это обыкновенная платежная карта, которая является и кредитной. А нашим сотрудникам, кроме начисления заработной платы, открывается овердрафтная линия — не менее одной заработной платы каждому по его желанию и без каких-либо гарантий.
— Планирует ли АЛПИ открыть в Омске свое производство?
— В зависимости от того, как в городе будет представлена наша сеть. В полном объеме в подобном регионе она должна состоять не менее чем из 15 объектов площадью от пяти до 15 тысяч кв. метров. Индейку мы выращиваем на птицефабрике в Кемеровской области и, войдя в новый регион, соответственно, будем наращивать там производство. Хотя плечо перевозок очень неудобное по логистике.
— Когда-то у АЛПИ были планы по покупке Сибирской птицефабрики.
— Мы в принципе готовы рассматривать предложения. Сырьевая база здесь необходима, если сеть будет присутствовать в полном формате, а это, повторяю, не менее 10-15 объектов. На сегодня в АЛПИ ежедневно производится более 200 тонн мяса птицы, и мы его практически на 100% продаем через собственную сеть, не занимаясь оптовыми продажами. Перед Новым годом уже возникал дефицит даже для наших объектов.
— С омскими сельхозпроизводителями сотрудничаете?
— Конечно, работаем и с поставщиками, и с местными производителями. У нас присутствует продукция «Омского бекона», которая поставляется через фирму «ПРОДО», есть продукция Калачинского мясокомбината. Мы максимально стараемся работать с местными поставщиками, но у нас существуют определенные правила и схема работы. Кто их принимает, присутствует в гипермаркете АЛПИ. Привозить же продукты даже из соседнего Новосибирска нет смысла.
— Каковы дальнейшие планы в нашем городе?
— Считаю, что на сегодняшний день омский рынок в нашей нише еще не развит. Конкурентов как таковых практически не существует. «Лента» и METRO забирают мизер от общего товарооборота. По сути, торговля такого формата предполагает охват региона, как минимум, сетью из 15 объектов. От этого никто не проиграет, а только выиграют покупатели, заработают нормальные рыночные механизмы.
Программа перспективного развития АЛПИ в Омске на 2008 год еще не утверждена, но в планах при благоприятном стечении обстоятельств — открыть не менее пяти объектов различного формата. В этом году в планах всей ассоциации АЛПИ — не менее 50 новых гипермаркетов. В прошлом году мы более чем удвоили сеть и в этом году готовы повторить результат, потенциал и кадры для этого есть.
Думаю, для нашей сети в Омске оптимально было бы иметь порядка восьми гипермаркетов площадью до 8-12 тысяч кв. метров. И один объект можно открыть более крупный — в пределах 25-30 тысяч кв. метров. Не исключено, что крупные гипермаркеты АЛПИ будут появляться и за городом, и в спальных районах.
Справка «КВ»
Красноярская ассоциация торговых и агропромышленных организаций (АЛПИ) создана в 1989 году. В состав ассоциации входят 17 основных и вспомогательных предприятий в России, США и Китае. Торговая сеть АЛПИ — самая динамично развивающаяся в России, представлена 70 торговыми площадками: 45 гипермаркетами площадью от 1 500 до 80 000 кв. метров и 23 фирменными магазинами пошаговой доступности. Ежедневно в гипермаркеты поставляется более 300 видов продукции из мяса кур и индейки, полуфабрикатов, пельменей и колбас. Помимо мясной продукции производится более 100 наименований продуктов питания: хлебобулочное и кондитерские изделия, молочная линия, сгущенное молоко, мясные и овощные консервы, соки, минеральная вода, квас, растительное масло. География АЛПИ охватывает весь Сибирский регион.