Все рубрики
В Омске четверг, 12 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,2707    € 108,5588

СДМ Банк пытается сыграть

2 апреля 2008 15:30
0
2024

Оборот всего одного удачно поставленного платежного терминала в Омске может достигать 30 тысяч рублей. Доходы владельца терминалов формируются из трех-пяти процентов внешней комиссии плательщиков и двухпроцентной внешней комиссии оператора услуг, полпроцента из которых идут платежной системе. Среди лидеров платежных систем эксперты выделяют три основные платежные системы, которые держат порядка 80% федерального рынка — это «e-port», «Киберплат» и «ОСМП» («Объединенная система моментальных платежей»). С ними и сотрудничают большинство тех бизнесменов, которые ставят платежные терминалы.

«Вставьте, пожалуйста, купюру»...

— Сейчас средняя комиссия по Омску — восемь процентов, — говорит Екатерина УШАКОВА, коммерческий директор системы приема платежей «Апельсин». — Такая сумма напрямую связана с суммой арендной платы. Владельцы торговых точек завышают цены, и предпринимателям приходится повышать комиссии. По России они в среднем ниже (около пяти процентов), но это связано с несколько иными схемами работы. Для сравнения: в Тюмени комиссия составляет в среднем десять процентов.

На сайте «Апельсина» есть предложения о продаже готовых к установке платежных терминалов от 74 тысяч рублей за штуку (минимальная комплектация) до 82 тысяч. Плюс 2880 рублей за лицензионную версию Windows Home Edition. Так что даже с учетом арендной платы на хорошем месте терминал окупается за полугодие.

В конце прошлого года ЦБ издал постановление, по которому все предприниматели, которые занимаются установкой и обслуживанием платежных терминалов, должны все свои средства проводить через банки. Однако Минфин вместе с Антимонопольной службой внесли в это постановление некоторые поправки, которые, если не перечеркнули постановление, то заметно урезали его возможности (см. «КВ» от 14 и 21 ноября).

— После намерения ЦБ ужесточить контроль за предпринимателями, которые ставят и обслуживают платежные терминалы, мы думали, что этот рынок претерпит изменения, — говорит Анатолий ШАСТИН, заместитель директора филиала КБ «СДМ БАНК». — Предприниматели будут вынуждены работать через банки, соответственно, станут более прозрачными и не смогут формировать неконтролируемый оборот наличности, за счет которого получают значительные доходы. Потеряв эти доходы, они (предприниматели) будут вынуждены уйти с рынка, а мы могли бы занять их место. Но министр финансов Алексей КУДРИН настоял на сохранении прежних схем работы терминалов (как агентов получателей платежей, не заключая договоры с банками), мотивируя это развитием малого бизнеса, и все осталось на своих местах.

Игорь БЕЛЫЙ, директор филиала «Балтийский Банк», сказал так: «Постановление ЦБ никак не повлияло на рынок платежных терминалов. Почти все предприниматели остались на плаву. Тем более Минфин оспорил это постановление и оставил все на своих местах».
— Изменилась внутренняя схема расчетов, движение денежных средств, — говорит Александр ПЛИСКО, заместитель директора омского филиала сети платежных систем «Свободная Касса». — Однако новые правила не отразились на плательщиках. Как и ожидалось, платежные системы перешли на новые условия работы, заключив прямые договоры с банками на оказание услуг по приему платежей. Однако не произошло ни повышения комиссии за осуществление операции ни изменения качества предоставляемых услуг.
Более того, на этом рынке появляются новые игроки. Омская почта уже установила в своих отделениях восемь мультикасс, где без внешней комиссии можно заплатить за услуги МТС, Билайна, Мегафона и НТВ +. Идут переговоры с Домом Ru. Так что качественных изменений, кроме все повышающихся темпов роста, данный рынок не претерпел.
— Растет и укрепляется интерес плательщиков к автоматам самообслуживания, — констатирует Антон САМОЙЛОВ, заместитель генерального директора компании «Фридом» (партнеры «Объединенной системы моментальных платежей»). — 2007 год был отмечен бурным ростом популярности платежных терминалов среди конечных потребителей. По данным ведущей исследовательской компании «Бизнес Аналитика», в 2007 году более 90% россиян использовали платежные терминалы для оплаты услуг.
«Вставьте, пожалуйста, карточку»...
После введения нового постановления от ЦБ некоторые аналитики предсказывали, что на место предпринимателей придут банки, которые будут ставить свои терминалы и повышать комиссию. Однако этого, по большей части, не произошло. Во-первых, краха рынка не произошло, во-вторых, банки очень мало в этом заинтересованы, так как бизнес относительно малоприбылен для них по сравнению со всеми прочими операциями (кредитование, денежные переводы и прочее).
— Наш банк занимается платежными терминалами, — утверждает Анатолий ШАСТИН. — У нас есть дочерняя компания «Платформа», которая осуществляет установку и обслуживание этих терминалов. Сказать, что этот бизнес для нас доходен, я не могу. Скорее это элемент продвижения: терминалы расставлены в людных местах и на них крупными буквами написано «СДМ БАНК». В среднем доход один автомат в день колеблется от 200 до 500 рублей (при обороте от четырех до десяти тысяч рублей), что для нас не так уж много. В Москве и в Питере они, конечно, приносят более значительный доход. Сейчас в Омске у нас десять терминалов. В ближайшее время установим еще десять. Комиссия наших терминалов на оплату услуг составляет пять процентов, в то время как у других сетей комиссии от шести до восьми процентов. Но у них есть серьезное преимущество — пополнение счета для абонентов Tele-2. У нас такой договоренности, к сожалению, пока нет. Планируем запустить эту услугу к лету.

— Платежные терминалы более выгодны для розничных банков (Сбербанк, Омск-Банк и другие), — считает он, — которые могут получать платежи по потребительским кредитам (бытовая техника, автомобили, ипотека) через эти платежные терминалы. Мы же занимаемся только ипотекой, поэтому для нас это скорее один из элементов стратегического развития.

Но платежные терминалы от банков — скорее исключение, чем обычая практика. Основной упор банки делают все-таки на банкоматы, хотя и цена одного банкомата (от 17 тысяч долларов) значительно превышает цену одного терминала (от 74 тысяч рублей). Все 40 с лишним банкоматов омского филиала «Газпромбанка», например, без процентов принимают платежи с пластиковой карты VISA в адрес Сибирьтелекома, Омскэнерго, МТС, Билайна и за два процента комиссионных — в адрес Tele-2. 79 банкоматов филиала «ОПСБ» ОТП-Банка (Инвестсбербанка) без процентов принимают с карточки «Золотая корона» платежи в адрес Омскэнерго и Сибирьтелекома за три процента (минимум пять рублей) в адрес Билайн, МТС и Tele 2. Ведутся переговоры о платежах за «Диван-TV».

— Мы не занимаемся платежными терминалами как таковыми, — говорит Игорь БЕЛЫЙ. — Для оплаты всех услуг клиенты «Балтийского Банка» используют наши пластиковые карты, причем без комиссии. Таким образом, мы стимулируем безналичный расчет, который постепенно приходит на смену наличному. Для нашего банка платежные терминалы на данном этапе малопривлекательны, наша задача — развитие бизнеса в комплексе, а терминалы — это только узкий сегмент услуг. Тем более, что зачем человеку нам платить семь-восемь процентов комиссии через терминалы, если он сможет оплатить эти же услуги бесплатно через карточку в банкомате?

— Для банков рынок платежных терминалов неинтересен, — считает Екатерина УШАКОВА. — Даже для тех, которые устанавливают платежные терминалы. Просто потому, что для них этот сегмент сравнительно малоприбылен. Скорее это дополнительная опция, которая организована для удобства погашения кредитов. Чтобы составить конкуренцию тем компаниям, которые занимаются платежными терминалами, банкам пришлось бы вложить огромные средства для рекламных кампаний, закупки самих терминалов и программного обеспечения.
Впрочем Александр ПЛИСКО не согласен, что для банка установка терминалов невыгодна: «Если говорить об установке собственных терминалов, то преимущества следующие: во-первых, прием платежей через терминал самообслуживания — это дополнительная услуга для клиентов банка, а также один из способов получения доходов для банка. Удобство для плательщика несомненно — терминал не собирает очередей, зачисление средств происходит мгновенно, спектр услуг терминала по приему платежей огромен: у клиента банка есть возможность оплатить услуги ЖКХ, интернет-провайдера, кабельного телевидения и даже штрафы ГИБДД, а также многое другое. Во-вторых, платежная система осуществляет прием платежей в счет погашения потребительских кредитов, что значительно упрощает процедуру возврата кредитных средств от физических лиц. В-третьих, возможности платежного терминала расширяют систему коммуникаций банка: клиенты могут получать информацию о новых тарифах, кредитных линиях, возможностях, условиях сотрудничества; банк может оперативно получать информацию от плательщиков — проводить опросы, анкетирования с помощью сенсорного монитора терминала; платежная система может подключать любые дополнительные банковские услуги, в том числе зачисление средств на счета. При этом освобождается время операторов банка и ликвидируются очереди в операционных залах банков».
Безналичные расчеты
Многие аналитики предсказывают, что через некоторое время концентрация наличности станет значительно меньше. Но что же тогда произойдет с платежными терминалами? Здесь мнения значительно расходятся как у представителей банков, так и у представителей платежных систем.

По мнению Игоря БЕЛОГО, «платежные терминалы пока пользуются спросом. Но им на смену придет безналичный расчет».

— Платежные терминалы — очень перспективный бизнес в будущем, поскольку это востребовано сейчас и будет пользоваться спросом в будущем, — считает Екатерина УШАКОВА. — Люди готовы платить за удобство. Даже когда Россия перейдет на безналичный расчет, ситуация не изменится никак — просто терминалы будут модернизованы и оснащены кардридерами. Но комиссии, конечно, снизятся, поскольку в случае перехода в целом на безналичный расчет нашими прямыми конкурентам станут банкоматы банков.

— Прогресс не стоит на месте. Уже сегодня в платежные терминалы монтируются считывающие устройства, позволяющие использовать банковские карты и любые документы, содержащие штрих-код (квитанции, дисконтные карты и др.), — рассказывает Александр ПЛИСКО. — Сейчас это уже многофункциональный аппарат, который способен не только принимать наличные за любые услуги, но и продавать билеты на поезд и в театр, распечатывать фотографии, записывать и продавать диски с музыкой, фильмами, играми и многое другое.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.