Проблемы общественного транспорта в России сродни проблемам российского ЖКХ, так же похожи и прикладываемые к их решению приемы. С одной стороны возьмутся, повозятся и бросят, потом с другой, и так раз за разом, без какого-либо видимого результата. А беспокойное хозяйство по-прежнему живет своей натуральной жизнью.
Подчас в головы приставленных к такому хозяйству чинов приходят совсем уж экзотические идеи. В середине марта омские СМИ разнесли прозвучавшую на аппаратном совещании у мэра весть о том, что муниципальный общественный транспорт оснастят спутниковыми навигаторами (в количестве 1360 единиц), а на 98 остановках разместят табло с бегущей строкой, сообщающей о времени прибытия маршрутов.
Неиссякаемые оптимисты из департамента транспорта омской мэрии порадовали горожан еще и той новостью, что в скором времени потенциальный пассажир сможет по телефону узнать: когда же автобус появится на остановке? Чиновникам-выдумщикам, следуя принятой ими логике дистанционного контроля, осталось сделать последний шаг — вживлять чипы в омских пассажиров, чтобы департамент транспорта мог управлять не только автобусами, но и пассажирами, при этом жены припозднившихся пассажиров могли бы делать телефонный запрос с целью выяснения местонахождения своего благоверного. Как говорят, это было бы смешно, если б не было так грустно. Департамент транспорта, вместо того чтобы заниматься тем, чем он должен заниматься, перевозкой пассажиров, намерен организовать на дорогах Омска аттракцион «Где автобус?». Что бы значила эта вера в чудеса из космоса? Шаг отчаяния в безуспешных попытках наладить- таки работу общественного транспорта или очередной отвлекающий манёвр?
О том, что в департаменте транспорта не все так здорово, как хотелось бы представить, говорят и цифры, которые чиновники зачем-то озвучили на совещании в мэрии.
Оправдывая идею установки спутниковых навигаторов на маршрутный транспорт омский мэр сказал, цитирую: «Опыт Новосибирска по использованию такой системы контроля убедителен: средний процент экономии топлива после ее введения составил 30 %!». Совершенно нереальные 30% экономии. Любой не то что автомеханик, а просто автолюбитель знает, что так не бывает: или с машиной что-то сильно не то, или... Неужели воруют?! Откуда вдруг 30% экономии?
Пока что такие подозрения обнаружились в Новосибирске (это успокаивает). Однако, похоже, и омские чиновники ориентируются на эту цифру (а это уже настораживает), иначе зачем было ею козырять. Но так это же десятки миллионов рублей в год! Нет, что- то здесь не так. В такие масштабы возможного воровства топлива тяжело поверить. Наверное бывают случаи, но чтобы так круто... В конце концов мы говорим об автобусах, а не о бензовозах. Ну а если через год после внедрения навигации не получится в Омске 30-процентной экономии топлива? Как будут мэр и его команда оправдываться перед горожанами? С какого такого перепугу омичи и омский бюджет, покупая автобусный билетик должны оплачивать еще и содержание на орбите космической группировки (а если к тому же американской)?
Еще одна занятная цифра с того совещания: «В 2007 году с вопросами и предложениями о движении общественного транспорта в информационно-споравочную службу обратились около 57 тысяч омичей». От таких масштабов общения с народом дух захватывает. Если принять во внимание только рабочие дни, а их в году около 270, то получается более 200 обращений в день (в среднем). Это же какой штат и какой бюджет надо иметь, чтобы такое количество обращений принимать, систематизировать, анализировать, принимать по ним решения и претворять их в жизнь. Слабо верится в такие возможности департамента транспорта. Все это напоминает старосоветское: дела идут — контора пишет.
Не совсем понятно мне и «остроумие» руководителя департамента транспорта в этом вопросе. Он-то зачем расхваливает систему спутникового слежения за маршрутными автобусами? Зачем сам подпиливает ножки стула, на котором сидит? Ведь имея такую систему, мэр или любой другой начальник повыше, или какой-нибудь назойливый депутат смогут судить о работе транспорта не по, без сомнения, объективным сводкам департамента, а что называется в режиме on-line. А там под горячую руку можно и на оргвыводы нарваться! Получится как в известной присказке: не было у бабы забот — купила порося.
Применение в маршрутном муниципальном транспорте спутниковой навигации не может не вызывать недоумения. Как можно представить себе необходимость спутниковой навигации троллейбуса? Он куда без своих проводов денется? Зачем троллейбусу/автобусу, двигающемуся по установленному маршруту, спутниковый маячок? А трамвай, он-то как может потеряться, даже теоретически?
Я уже неоднократно писал на страницах «КВ» не о моих идеях того, как должен функционировать общественный транспорт в городе, а о том, как он работает в тех городах, где им занимаются профессионально. Как там решаются проблемы? Не вижу смысла повторяться, скажу только, что в цивилизованном мире без перемен, все по- прежнему работает. В отличие от такого, к примеру, города, как Омск. В Омске-то почему все пущено на самотек? Упование омской мэрии на спутниковые маячки наводит на мысль о том, что сейчас омские автобусы практически неуправляемы и находятся неизвестно где, а главное — департамент транспорта не может с этим ничего поделать. Город по-прежнему забит «газелями», мэрия проводит какие-то конкурсы, на которые, оказывается, никто не оглядывается, более того, тот, кто пытается действовать по правилам, себе только жизнь усложняет. А власть, выборная власть, и мэр, и депутаты горсовета, с этим почему-то мирятся? И ведь ни президенту, ни Губернатору не пожалуешься! Будет резонный ответ: мы им не указ, мы их не назначали. Это, омичи, ваши проблемы! И будут в недалеком будущем горожане, вместо того чтобы ехать в нужном им направлении, стоять на остановках и развлекаться любованием бегущей строки, потому что организовать движение транспорта по графику (как это устроено в подавляющей части городов цивилизованного мира) омский департамент транспорта не в силах.
А что в силах? Изобразить деятельность, ничего не делая по существу, и выклянчивать финансирование под любыми предлогами? Бегущей строкой заменить автобус.