25 июня депутаты горсовета провели выездное заседание в ДК им. Лобкова для того, чтобы заслушать отчет мэра Омска Виктора ШРЕЙДЕРА о работе горадминистрации в 2007 году. Традиционно размеренное и спокойное отчетное заседание, которое проходит из года в год по одному и тому же сценарию, на этот раз получилось более содержательным. На приглашение горсовета принять участие в заседании неожиданно откликнулись члены регионального правительства. В итоге мероприятие затянулось на долгие три часа, а мэру пришлось отчитаться не только перед депутатами, но и перед вышестоящим руководством, которое, по выражению вице-губернатора Евгения ВДОВИНА, никого не критиковало, а только намекнуло депутатам и администрации о трагичных последствиях некоторых проблем.
Московские зарплаты увеличили бы бюджет Омска в три раза
Информация о том, что на мэрском отчете произойдет нечто экстраординарное, появилась накануне дня заседания. Однако максимум, на что могли рассчитывать заинтригованные журналисты, — относительно смелое выступление кого-нибудь из депутатов, которое в общей массе благодарностей все равно оказалось бы незамеченным. Депутаты на этот раз оказались ни при чем. Зато с первого взгляда на президиум заседания стало понятно, откуда ждать беды. По правую руку Виктора ШРЕЙДЕРА расположились первый вице-губернатор (на этот момент исполняющий обязанности губернатора) Евгений ВДОВИН и заместитель председателя Заксобрания Анатолий АДАБИР, по левую руку сидели свои — спикер горсовета Сергей АЛЕКСЕЕВ со своим первым замом Владимиром ГНУСИНЫМ.
Команда регионального правительства была усилена расположившимися в зале министром строительства и ЖКК Валерием БОЙКО и заместителем председателя правительства Ириной ПРОЗОРОВОЙ. Понятно было, что они пришли на заседание горсовета не для того, чтобы услышать отчет об успехах городской администрации. Позже Евгений ВДОВИН так объяснит визит правительственной делегации:
— Мы уже давно, я бы сказал, с прошлого века не делали этого. Когда-то потому, что считали это достаточно бесполезным занятием. В последние годы как раз наоборот — в силу того, что мы видим, что настоящий состав горсовета постепенно налаживает достаточно системную, современную и, не побоюсь этого слова, конструктивную работу. А раз так, то и мешать не хочется. Но сейчас Леонид Константинович посчитал важным воспользоваться приглашением.
Заседание началось вполне традиционно. Около сорока минут мэр читал свой доклад, практически дословно повторяющий отчет, изданный специальной брошюрой и розданный всем присутствующим. В прошлом году на чтение доклада, ответы на вопросы и выступления депутатов хватило полутора часов. Тогда зрителям — общественникам, председателям КТОСов, чиновникам (отчет мэра всегда собирает аншлаги), измученным духотой и однообразием происходящего, заседание показалось слишком долгим. На этот раз к полутора часам заседания депутаты только входили во вкус. Очевидно, предвидя недоброе со стороны правительственной делегации, избранники очень долго и пространно рассуждали о происходящих в городе позитивных изменениях и благодарно кивали на мэра, без которого, следуя логике выступлений, зарплаты бы не платились, больные не лечились, а дети не ходили бы в школы и не занимались спортом. Директор одной из городских школ, депутат Светлана ГРЕБНЕВА восхищенно заключила, что школа сегодня не только учит и воспитывает, но и кормит. Хочется верить, что депутат имела в виду детей. Председатель комитета по финансово-бюджетным вопросам Александр МЯСНИКОВ отметил, что доходы бюджета растут в основном за счет налога на доходы физических лиц, и подсчитал, что когда омичи будут получать столько же, сколько зарабатывают сегодня москвичи, бюджет города вырастет на треть. Александр ТАРАСОВ в числе заслуг депутатов горсовета зачем-то назвал решение о льготах за пользование лифтом. Как известно, этим решением депутаты забрали данную льготу у всех жителей первых этажей за исключением нескольких категорий граждан. На эту мелочь, впрочем, вряд ли кто-то обратил внимание — большая часть зрителей (судя по шепоту в зале, пришедших в ДК Лобкова не по своей воле) ко второму часу выступлений уже откровенно спала. Разбудил их недобрый тон вышедшего на трибуну Валерия БОЙКО — первого выступающего от лица областного правительства.
ВДОВИН назвал мэрию и горсовет «достаточно самостоятельными»
Валерий БОЙКО говорил, конечно, о строительстве и ЖКХ. Справедливости ради отметил, что по объему вводимого жилья Омск занимает лидирующие позиции среди городов-миллионников. На этом позитив закончился. Критика сводилась в основном к двум вопросам: затянувшейся разработке градостроительных документов и отсутствию утвержденных инвестиционных программ организаций ЖКХ. И то и другое, по мнению правительства, грозит исключением омских проектов комплексной застройки из перечня финансируемых за счет федерального бюджета.
— Тормозится освоение площадок по регенерации жилья, — продолжал Валерий БОЙКО. — Практически все площадки регенерации инвесторы-застройщики сегодня осваивают без разрешительных документов на начало работ. Отсутствие проектов планировки и проектов межевания территорий также не позволяют установить границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, для постановки их на кадастровый учет. Это приводит, к сожалению, не только к сокращению налогооблагаемой базы. Постановка на кадастровый учет этих участков является обязательным условием для получения федеральных средств на капитальный ремонт.
Критика вице-председателя регионального правительства Ирины ПРОЗОРОВОЙ сводилась к перечислению «негативных факторов, которые не удалось преодолеть в области здравоохранения и образования». Кульминацией трехчасового заседания стало выступление исполняющего обязанности губернатора Евгения ВДОВИНА. Первым делом он дипломатично расставил акценты, объяснив, почему «выступления членов областного правительства прозвучали определенным диссонансом». К сожалению, по мнению вице-губернатора, в отчете Виктора ШРЕЙДЕРА не прозвучало анализа проблем и прогнозов к их решению (позже мэр ответит, что формат отчета не предполагает приведение анализа, и если депутаты горсовета примут решение заслушать в следующем году не только итоги, но и перспективы, он это сделает). Евгений ВДОВИН несколько больше, чем его коллеги, сказал о достижениях города, правда, как бы между строк напомнил о финансовой помощи, которую губернатор (имелось ввиду, областной бюджет) оказал городу в 2005-2006 годах.
— Мы не ставим конечной целью сегодня все проанализировать, тем более — не дай бог — разово решить проблемы или директивно попытаться что-то сюда привнести, — тактично пояснил Евгений ВДОВИН. — Это вообще не наша функция, это работа горсовета и мэрии. Они достаточно самостоятельные сегодня и, слава богу, сильные. Но мы считаем обязательным обратить внимание хотя бы на отдельные точки, которые могут повлечь самые серьезные последствия в случае задержек их решения или нерешения.
«Достаточно самостоятельным» горсовету и мэрии вице-мэр настоятельно рекомендовал как можно скорее принять инвестиционные программы энергетиков и тепловиков. «Пусть немножко это будут не очень качественные программы — поправим. Мы же приняли с вами генеральный план. Кто скажет, что он совершенный? Никто. Но мы приняли — и слава богу! Он начинает работать», — утешил депутатов вице-губернатор и намекнул, что давать преференции только одному монополисту (горсовет пока утвердил только инвестпрограмму ОмскВодоканала) нехорошо.
В завершение Евгений ВДОВИН упомянул о проблемах с земельными участками, которые необходимы для строительства метро: «Сегодня те участки, которые мы с вами должны запустить под стройку метро, уже заняты другими людьми. Так? Так! А перспектива? Что мы теперь будем за все это дело платить? Мы с вами эту ситуацию осознали, есть соответствующее решение градсовета, есть поручение губернатора, план мероприятий подписан, но он не выполняется. Мы считаем, причин для этого не существует. И мы решим эту задачу без городской службы! В этом будьте уверены». Вице-губернатор предложил горсовету и администрации решать перечисленные проблемы вместе с областью. «Согласны?» — риторически спросил он у зала. Ответа не последовало. «Не вижу энтузиазма. Но это будет так, коллеги!» — предупредил Евгений ВДОВИН.
За ошибки предшественников мэр отвечать не намерен
Право для ответного слова, конечно, было за мэром. Проблемы, отмеченные в выступлениях членов правительства, он признал, но под козырек брать не стал — мол, сами все видим и решаем, как положено.
— Чудес не бывает, — просто ответил Виктор ШРЕЙДЕР. — Это с одной стороны. С другой стороны, цифры — вещь упрямая. И наш отчет связан с деятельностью администрации, начиная с весны 2005 года. Мы почему-то об этом все время забываем. Наверно, трудно обвинить действующую администрацию и горсовет в бездействии. По поводу генплана.
Да, есть сегодня много нерешенных вопросов, но действие предыдущего генплана закончилось в 2000 году, а новый мы с вами утвердили год назад. И наверно не вина действующей администрации — я вообще не хотел бы здесь искать крайних, в том что это произошло, к сожалению, в городе Омске. И на сегодняшний день для того, чтобы решить задачу полного пакета документов действия генплана, нам необходимо 800 млн рублей, как минимум. Я уже сказал Евгению Михайловичу (ВДОВИНУ — прим. редакции), что трудно бюджету города этот ресурс одномоментно привлечь. Но даже не это главное. Для того чтобы это реализовать, необходимо минимум полтора года. Мы с вами эту задачу решим значительно раньше.
Виктор ШРЕЙДЕР также заметил, что в работе над инвестпрограммой энергетиков, которая ведется уже почти месяц в горсовете, принимают участие депутаты Заксобрания, которые, в отличие от областного правительства, далеко не в восторге от предложенных энергетиками условий.
— Мы начинали с тарифа на техприсоединение 67 тысяч рублей. Сегодня мы дошли до 25 тысяч, и есть возможность для его дальнейшего снижения, — заявил мэр. — Поэтому давайте посоветуемся, что для нас сегодня важнее — принятие формально этой программы на 67 тысяч рублей с нагрузкой на 1 кв. метр жилья, или все-таки мы должны дожать здесь собственника и выйти на реальную цифру. Я убежден, что второе важнее. Даже если мы в какой-то мере не уложимся в нормативный срок, но надо думать не о сроке, а о жителе. И о последствиях.
Виктор ШРЕЙДЕР завершил свое выступление ответом на анонимный вопрос из зала о том, какую проблему мэр считает для себя неразрешенной: «Жалею, что у меня нет печатной машинки, которая печатает деньги для администрации города Омска. Тогда бы у нас было еще больше денег».