Ура-патриотизм с картинками и песенными куплетами
«Смерть на брудершафт» — это цикл из десяти повестей в экспериментальном жанре «Роман-кино», призванный совместить литературный текст с визуальностью кинематографа" — так аннотируют книгу издатели. Некоторое время назад в продажу поступили два первых романа (фильмы!) цикла. Теперь увидели свет фильма третья «Летающий слон» и фильма четвертая «Дети Луны», действие которых происходит в 1915 году. Это две самостоятельные повести о приключениях германского шпиона Зеппа и русского контрразведчика Алексея Романова.
Стилизаторский талант автора (в миру Григория ЧХАРТИШВИЛИ) читателям давно известен. Его романы о Фандорине расходятся многотысячными тиражами, а никогда не проигрывающий в азартные игры и неизменно элегантный Эраст Петрович не единожды сыгран в российском кино.
Теперь в числе главных персонажей новых акунинских книг хитрющий немецкий шпион Зепп — знаток человеческой психологии. Он неизменно уходит из рук российской контрразведки и увлекается прикладным человеколюбием: «Попробуйте вскрыть банковский сейф, не зная комбинации цифр. А человека погладишь там-сям, ущипнешь, пощекочешь, и он сам раскроется. Просто талант нужно иметь. Любить надо человека, вот что». Злодею противостоит поручик Романов — мечта провинциальных барышень: плечист, высок, подтянут, рука на перевязи: «С одного взгляда читается вся жизнь: молодой герой из добровольцев, офицерское звание выслужил храбростью, а что не на фронте — так это из-за ранения». Традиционно «фильмы» сопровождаются рисунками художника Игоря СОКУРОВА (он же оператор), куплетами романсов того времени (здесь автор представляет себя тапером) с указанием авторов слов и музыки и фотоснимками столетней давности.
Романы можно читать от десяти до ста десяти лет, поскольку они написаны ясным, чистым языком интеллигентного человека, а законы приключенческого жанра соблюдены досконально. Особое удовольствие — наблюдать, как автор детально воссоздает атмосферу того времени. «Заправился топливом, загрузился бомбами и полетел в сторону фронта почти что наугад, словно пташка из песни — та самая, что не знает ни заботы, ни труда». Сто лет назад любой запросто вспомнил бы, что упомянутая пташка ведет свое начало из пушкинских «Цыган»: «Птичка божия не знает Ни заботы, ни труда, Хлопотливо не свивает Долговечного гнезда, В долгу ночь на ветке дремлет; Солнце красное взойдет, Птичка гласу бога внемлет, Встрепенется и поет».
«Полученные деньги, пятсот рублей, Алексей потратил на офицерское обмундирование — заказал полный комплект у самого Норденштрема, на Невском». Между тем купец второй гильдии Николай Норденштрем — лучший военный портной в России и, как автор дает понять читателю, Романов не лыком шит, а хлопоты немецкого шпиона окажутся пустыми. Что, впрочем, Россию не спасет: всем известно, чем окончится для Российской империи Первая мировая война. Здесь уж ни убавить, ни прибавить.