— Сергей Евгеньевич, сколько средств взыскало ваше управление за шесть месяцев текущего года?
— За этот период в пользу граждан и юридических лиц нам удалось взыскать 1 миллиард рублей. Это на 240 миллионов больше, чем за соответствующий период прошлого года. Стоит также заметить, что в деятельности наших приставов отчетливо прослеживается динамика перевыполнения плана. Так, задание по взысканию налоговых недоимок мы перевыполнили на 43%, взыскав вместо установленных 190 миллионов рублей 273 миллиона, а норму взыскания штрафов уполномоченных органов в размере 30 миллионов рублей управление увеличило 46 миллионов. Улучшаются показатели и в части реализации уголовно-процессуальных полномочий. Если в прошлом полугодии было возбуждено 26 уголовных дел, вытекающих из исполнительных производств, то в этом году их число возросло до 136.
— Насколько часто вам приходится сталкиваться с исполнением судебных решений в сфере строительства?
— Работа по данному направлению ведется активными темпами. В этом году у нас в производстве находилось 190 исполнительных документов, так или иначе связанных с недвижимостью и строительством. Раньше нам не приходилось сталкиваться с настолько высокими показателями. Если говорить о конкретных примерах, то управлением судебных приставов было временно приостановлено строительство общественно-делового центра на улице Карла Либкнехта и гостиничного комплекса на улице Пушкина. Также был наложен запрет на проведение ремонтных работ в подвале дома №3 по улице Ленина.
— Была ли у вас практика исполнения судебных решений в пользу дольщиков строящихся домов?
— По Омской области такой практики пока нет, но в других регионах страны она, конечно, присутствует. Сказать, почему ее нет, я затрудняюсь.
— Насколько эффективной вы считаете меру запрета на выезд за границу людей, имеющих те или иные задолженности? — Она хорошо стимулирует граждан к возврату долгов. В 2008 году наши приставы наложили 560 ограничений на выезд за границу, в результате чего удалось взыскать 7,5 миллиона рублей. Из них 4,5 миллиона рублей приходится на кредитные задолженности, 500 тысяч рублей — на транспортные и иные налоги и более 300 тысяч рублей — на взыскание алиментов. Конечно, механизм применения этой меры имеет некоторые недочеты. К примеру, срок снятия ограничения на выезд сегодня составляет 2-3 недели с момента оплаты долга. В ближайшее время этот временной промежуток должен быть значительно сокращен. Работы над этим уже ведутся.
— Как взыскиваются задолженности в сфере ЖКХ?
— За первое полугодие предприятия ЖКХ представили более 3 тысяч исполнительных документов. Сумма долга граждан по ним составляет 16,7 миллиона рублей. В настоящий момент с должников уже взыскано почти 4,7 миллиона рублей. Интересен тот факт, что задолженность самих предприятий ЖКХ намного превышает долги населения. Так, по состоянию на конец прошлого года долги омичей перед предприятиями ЖКХ составляли 60 миллионов рублей, в то время как сумма задолженности коммунальщиков перед сторонними организациями равнялась 80 миллионам.
— Бум потребительского кредитования прибавляет вам работы? — Значительно. Нередко люди берут один или несколько кредитов, даже не задумываясь о том, смогут ли они их погасить. За прошедшие шесть месяцев к нам поступило 15 тысяч судебных решений о взыскании долгов по кредитам на общую сумму 2 миллиарда рублей, половина из которых уже взыскана. Причем судебные решения были как в отношении непосредственных получателей кредита, так и их поручителей. Хочу отметить, что долги населения по ипотечному кредитованию в этом году наши приставы не взыскивали ни разу.