Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Омская область станет Северной Кореей

1 октября 2008 16:34
0
1426

На этот раз тема кризисности региональной экономики возникла в процессе обсуждения прогноза социально-экономического развития Омской области на трехлетний период. По словам губернатора Леонида ПОЛЕЖАЕВА, Омская область будет переживать этот кризис значительно тяжелее, нежели Россия в целом. По масштабам разрушительной силы он будет сравним с кризисом начала 90-х годов, когда обрушился оборонный комплекс.

Прогноз министерства экономики требует «заземления»

Прогнозы социально-экономического развития обязаны принять все субъекты РФ. В основу их должны быть заложены заданные правительством РФ сценарии функционирования экономики России. Таких сценариев два – инерционный и инновационный. Первый обозначает нижний предел развития экономки и опирается на рост экспорта энергосырьевых ресурсов. Второй предполагает выбор инновационного ценоориентированного развития экономики. Министерство экономики построило прогноз по двум сценариям, но и тот и другой варианты показались членам правительства очень оптимистичными и требующими «практического заземления».

Первый признак оптимизма можно усмотреть в том, что прогноз социально-экономического развития Омской области, как и страны в целом, основан на том, что России все-таки удастся сохранить экономическую и финансовую стабильность «за счет принятия комплекса экстренных мер по стабилизации ситуации на финансовых рынках». А если не удастся? Прогноз такой вариант не просчитывает. Второе оптимистичное предположение – грядущий рост инвестиций, в том числе кредитных капитальных вложений. По словам заместителя министра экономики Татьяны СПИРИДОНОВОЙ, в 2009 году инвестиции в основной капитал в области должны вырасти на 11 — 14% по сравнению с текущим годом. Основная доля вложений придется на предприятия транспорта и связи, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство жилья. Минэкономики прогнозирует рост частных инвестиций, а также увеличение финансирования из федерального бюджета по объектам инфраструктуры. Однако члены областного правительства в голос заявили, что как раз с инвестициями у области и будут основные проблемы — их существенное сокращение предвидят уже в 2009 году. То же касается федерального финансирования и кредитов.

Министерство экономики в своем прогнозе также предполагает, что в ближайшие три года области, как и стране в целом, удастся добиться снижения уровня инфляции — с 11% в 2008 году до 6%-15% в 2011-м. На федеральном уровне для этого будут приниматься меры «по сдерживанию роста издержек, ограничению роста денежной массы, стимулированию склонности населения к сбережением, регулированию спроса». В регионе антиинфляционными механизмами должны стать «практика отдельных ограничений цен и государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей». По мнению минэкономики, в области будут продолжать расти объемы промышленного производства (за три года — на 17-27% относительно 2008 года). В первую очередь это касается производства пищевых продуктов, нефтехимического и машиностроительного комплексов. Развитие жилищного строительства в Омской области (в 2009 году по лучшему варианту региональные экономисты планируют рост объемов вводимого жилья на 2,6%, по худшему – объемы останутся на уровне 2008 года) должно стать предпосылкой для увеличения выпуска строительных материалов и создания новых производств в этой сфере. По сельскому хозяйству прогноз более осторожный — рост производства сельхозпродукции в 2009 году должен составить 1,9-2,5%. Связывают это в основном с введением в строй нескольких животноводческих комплексов и ферм.

«Нас ждет авторитаризм и ручное управление бюджетными процессами»

Первым усомнился в объективности представленного прогноза социально-экономического развития области Александр БУТАКОВ:

— Я думаю, что 2009 год будет в этом десятилетии самым тяжелым с точки зрения экономического развития. Мне кажется, нам лучше взять более рациональную и жесткую оценку, чтобы и население области тоже понимало, что это такая ситуация, в которой нужно вместе выживать и вместе двигаться. Тех ресурсов, которые мы имели в 2005-2006 годах, у нас на сегодняшний день уже нет.

По мнению г-на БУТАКОВА, экономика России будет приобретать мобилизационные черты, что приведет к авторитаризму и ручному управлению бюджетными процессами и налоговой системой. При этом, по его словам, существующая налоговая система не направлена на то, чтобы на уровне субъектов РФ и муниципалитетов были свободные, рыночные отношения. В 2009 году ожидается дальнейшее сужение налоговой базы регионов. Другой проблемой станет необходимость увеличения с 1 января 2009 года МРОТ в два раза — до 4,3 тысячи рублей. По словам БУТАКОВА, рост МРОТа обусловлен не рыночной ситуацией в стране, а административным решением, которое «лишит в 2009 году инвестиционных ресурсов 80% субъектов Федерации». В Омской области к расходам на МРОТ добавятся бюджетные затраты на монетизацию транспортных льгот с 1 января 2009 года. Финансовых ресурсов у области, по мнению министра, два. Один касается того, что «муниципалитетам нужно дать столько свободы, сколько возможно». Правда, Александр БУТАКОВ не уточнил, в чем эта свободы будет выражаться — в дополнительных «расходных» полномочиях, переданных вниз и разгрузивших таким образом региональный бюджет, или все-таки в самостоятельности распоряжения собственными ресурсами.

— Еще один ресурс касается строительной отрасли, — заключил министр. — Я убежден, что со строителями нужно работать более жестко, возможно, нелицеприятно, более жестко считать. Там сегодня много напридуманного, наносного. Сибирский центр ценообразования отмечает каждый квартал прирост в строительстве на 8-9%. Но мы видим, что железо, цемент, кирпич падают в цене. И у нас получается так, что зачастую сводная смета утверждается после того, как объект закончен.

Губернатор предупредил: будет хуже, чем в начале 90-х

Министр соцразвития Андрей БЕСШТАНЬКО предположил, что Омской области в ближайшие годы придется развиваться по пути Северной Кореи.

— Придется нам реализовать идеологию, которая применялась и сейчас частично применяется в Северной Корее. А именно – идеологию, рассчитанную на собственные ресурсы, наращивание существующего налогового потенциала, поиска тех налоговых резервов, которые в настоящее время не использованы. Поэтому, на мой взгляд, нам нужно, исходя из прогнозов, надеяться на лучшее, но готовиться к худшему.

— Надо еще понимать, что те трудности, которые мы сейчас испытываем и которые перетекут в 2009 год, — это не облачко такое, которое раз прошло — и незаметно, — отметил Леонид ПОЛЕЖАЕВ. – Ближайшие три года будут нести на себе следы очень серьезной финансовой проблемы. Страна при этом может процветать. По характеру своему последствия для нас будут близкими к тем, которые были у нас в начале 90-х годов при обрушении оборонного комплекса. Но тогда у нас было гораздо меньше социальных обязательств, чем сегодня. Сюда же можно отнести снижение налога на прибыль, а следовательно, сужение налоговой базы. У нас нет сегодня таких глобальных предприятий, у которых была бы значительная прибыль, решающим образом влияющая на формирование нашего бюджета. И мы оказываемся в той ситуации, когда нам по крупицам нужно собирать бюджет. Следовательно, заботиться о жесточайшем контроле за сокрытием доходов хозяйствующими субъектами. Мы сможем нести социальные нагрузки даже при худших обстоятельствах, но мы вынуждены полностью свернуть развитие. А это чревато тяжелейшими последствиями.

По словам губернатора, составив и утвердив оптимистичный прогноз социально-экономического развития Омской области, члены правительства «как исполнительные чиновники подстроились под ту идеологию и мозги, которые определяют глобальный характер развития экономики страны».

— А теперь нам надо отдельно хорошо подумать над оценкой реальных возможностей экономики Омской области, — заключил губернатор. – Реальная ситуация на самом деле будет складывать не так, как предполагается в этом прогнозе. План действий правительства на 2009 год должен носить строго мобилизационные черты, касающиеся ужесточения расходования бюджетных средств, целевого использования, некого сужения фронта развития, ограничения начала крупных инвестиционных проект, рассчитываемых на бюджет.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.