— В каком состоянии находится ваша компания?
— После вашей публикации многие говорили, что это ошибочное решение, ДРОКИН не прав, зря уходит из строительства. Но я и мои партнеры, постоянно отслеживая ситуацию на мировом и российском рынке недвижимости, понимали, что ближе к осени будет кризис и строительная отрасль его не избежит. Было принято решение активно закрывать свои обязательства перед банками — мы погасили кредитов почти на 2,5 млрд рублей. Благодаря этому компания сейчас находится в относительно хорошем положении – у нас практически нет кредитов, мы не платим процентов. Многие, кто тогда сомневался в разумности наших действий, сейчас попали в очень непростую ситуацию как с кредитованием, так и с погашением кредитов.
Я думаю, что кризисные явления в экономике и России, и Омской области удастся преодолеть, но строительный бизнес в том виде, в котором он существовал последние шесть лет, закончился. Сейчас надо меняться и искать новые пути развития.
— В каком направлении решили действовать вы?
— За последние полгода в нашей компании изменился взгляд на то, в каком направлении мы можем развиваться. Как ни парадоксально это звучит, мы начали заниматься привлечением инвестиций в производство. Речь идет о выпуске специализированного оборудования для нефтегазодобычи и энергетики, в частности это мобильные буровые установки, подстанции разных уровней мощности, котельные на различных видах топлива и все, что связано с экономией энергии. Сейчас мы ищем в Омске подходящие для этих целей производственные площади, ведем переговоры с собственниками промышленных предприятий о возможных условиях их использования. Бюджет только одного направления – производства мобильных буровых установок если бы мы нашли партнеров с адекватной производственной базой, составлял бы по договору порядка 500-600 млн долларов.
Эти два направления приоритетные, но мы готовы рассматривать и другие здравые предложения, но только те, которые связаны с производством. Например, мы изучали ситуацию с использованием в производстве новых технологий, инноваций. На региональном уровне есть патенты, технические идеи, но для их стыковки с инвестициями нужен бизнес-план, а это дорогая и достаточно сложная для подготовки вещь. Поэтому компания готова рассматривать идеи на уровне предложений и обеспечивать подготовку бизнес-плана с учетом требований инвестора.
— Откуда планируется привлекать инвестиции?
Учитывая, что выбранное новое направление является капиталоемким, мы проработали каналы привлечения инвестиций из-за рубежа в довольно крупных размерах — от 30 млн долларов до миллиарда на один проект. Проявили интерес инвесторы из стран Западной Европы, Латинской Америки, Африки, из Японии. Сформирован пул ряда банков из этих стран, направление обеспечено гарантиями определенных государственных структур европейских стран, есть подписанные документы, подтверждающие инвестиционные намерения наших партнеров.
— Какова в этом ваша роль?
— Мы выступаем как организаторы, менеджеры инвестиционного процесса. Здесь не будет типовых контрактов, с каждым предложением придется работать отдельно, поэтому работа впереди будет очень непростая. Наша цель – выпуск конкурентоспособной продукции экспортного назначения. На развивающихся мировых рынках, в странах, где есть сырьевые запасы, существует платежеспособный спрос со стороны правительств, частных и государственных нефтяных компаний.
Кроме того, у нас есть заявки из стран Европы, Латинской Америки и Африки на привлечение квалифицированных специалистов нефтегазовой отрасли с хорошими условиями оплаты, поэтому нам интересны предложения от структур, способных развивать это направление сотрудничества.
— Есть ли уже реальные контракты или договоренности?
— В поставке оборудования заинтересована в основном Латинская Америка. Это Венесуэла, где у нас есть договоренность с государственной компанией, которая имеет в собственности нефтяные и газовые ресурсы, состоялись результативные переговоры с концерном «Пемекс» (Pemex) – государственной нефтегазовой компанией-монополистом Мексики. Имеются хорошие взаимоотношения с компанией «Экопетрол» (Ecopetrol) — государственной нефтяной компанией, владеющей недрами в Колумбии, налажены хорошие контакты с Уругваем. Последние полгода я каждый месяц по 10 дней веду переговоры в этих странах. В результате на сегодняшний день в данном проекте, кроме согласия инвесторов, мы имеем в этих странах поддержку на государственном уровне и портфель заказов на оборудование. Лист ожидания на поставку некоторых его видов достигает пяти-семи лет, и оно имеет очень высокую стоимость. Теперь первоочередная задача – решение вопроса о размещении в России, в первую очередь в Омске (это наша принципиальная позиция!) заказов на производство оборудования.
Мы уже начали заниматься подготовкой к реализации инвестиционных проектов в области энергетики в Кемеровской области и в Алтайском крае, сейчас в этом направлении идут интенсивные переговоры. Мы предлагаем сотрудничество и омским промышленным предприятиям и подчеркиваем, что наша компания не планирует уходить с регионального рынка, а намерена работать здесь, только в новом качестве, в новой сфере деятельности.