Все рубрики
В Омске вторник, 5 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,5499    € 106,1426

Валерий КАПЛУНАТ, генеральный директор управляющей компании «Техуглерод»: «Этот кризис опасней, чем великий кризис 1929 года»

19 ноября 2008 14:21
0
1724

В конце октября в канадском городе Ванкувере состоялась конференция международной организации производителей технического углерода, на которой были подведены итоги 2007 года. Как было там заявлено, омский холдинг «Техуглерод», в состав которого входят два завода (в Омске и Волгограде) занял по объемам производства технического углерода восьмое место в мире. Корреспондент «КВ» Алексей БЫКОВ встретился в связи с этим событием с генеральным директором управляющей компании «Техуглерод» Валерием КАПЛУНАТОМ и задал ему ряд вопросов.

— Все-таки, наверное, главной темой для разговоров на конференции был мировой кризис? Насколько он опасен для нашей страны?
— Сейчас мы претерпеваем нормальный классический капиталистический кризис перепроизводства. В последние годы мы слишком увлеклись развитием потребительского сектора. Это заметно даже невооруженным глазом. Если посмотреть, куда шли основные инвестиции за последние 3-4 года — это либо жилье, либо торговля, либо досуговые центры. Не строились заводы, не строились фабрики. В лучшем случае пищевая промышленность или алкогольная. Но Карл МАРКС был прав: законы экономики выше воли и сознания людей.
— Каковы причины кризиса?
— Кризис начался в Америке, а спровоцировали его три вещи:
1) грандиозные государственные займы США (более чем 8-кратное превышение долговых обязательств по отношению к ВВП). Америка фактически играла в финансовую пирамиду;
2) стимулирование высоких цен на нефть;
3) колоссальный прилив товарной массы из Китая. На конференции в Ванкувере делал доклад директор международной организации производителей технического углерода, и 70% его доклада было посвящено китайскому рынку, который растет ошеломляющими темпами — 25 – 30 % в год.
По сути астрономические доходы от нефти саудовских шейхов шли на покупку гособязательств США. А в Америке на эти деньги росло ипотечное кредитование и инвестиции в экономику развивающихся стран, Китая, например. Америке даже как потребителю нефти были выгодны высокие цены на нее, ибо саудовские нефтедоллары проливались над нею же золотым дождем. Пузырь лопнул в 2007 году, когда переизбыток финансовых ресурсов в США обусловил крушение грандиозной ипотечной пирамиды и цены на нефть упали.
— Но что же все-таки с Россией?
— Россию проблемы эти не обошли еще и потому, что основу нашей экономики составляют нефтедоллары. Помимо общей рецессии – снижения объемов промышленного производства — у нас резко сузились возможности финансового сектора. То есть Запад вывел деньги, которыми последние три года накачивал российскую экономику. Теперь резко сократился этот источник денежной валютной массы, иссяк и второй источник – доходы от продажи нефти. Страну настигает безработица, к сожалению, это неотъемлемая часть кризиса.
— Кризис коснется каждого предприятия?
— Уже коснулся. Могу рассказать о нашей сфере. Предприятия химического машиностроения почти не работают. Нижнекамскшина резко – порядка в три раза — сократила объемы производства. Заводы «Амтела», Кировский шинный и Воронежский шинный стоят.
— И куда вы поставляете свой технический углерод?
— На российском рынке уже почти никуда. Практически прекратились заявки со стороны внутреннего рынка, не хочу каркать, но возникают мысли: выживет ли вообще шинная отрасль во время этого кризиса.
— А у вас сколько потеряно на Техуглероде?
-Мы уже потеряли около 30% заказов и сократили порядка 12 – 13 % численности на двух наших заводах – в Омске и Волгограде — и в управляющей компании. Понятно, что у нас внедрен комплекс антикризисных мероприятий, но мы уже второй раз пересматриваем сценарий. В частности, в 2008 году омский завод произведет не более 150 тысяч тонн, если бы не кризис, мы бы произвели 220 тысяч тонн. Но мы выживем и рассматриваем ситуацию оптимистически. Однако свернули все инвестиционные программы, ибо спрос резко сузился. Причем не только в России. Крупные автомобилестроительные компании, в частности «Дженерал Моторс», «Тойота», заявили о резком сокращении объемов производства. Понятно, что на каждую машину нужно как минимум четыре колеса, соответственно, сокращаются объемы производства шинной отрасли. Дальше идем мы – производители каучуку, техуглерода. Значит, тоже должны сокращаться.
— Но вернемся к конференции в Канаде. Кто оказался впереди вас по объемам?
— Нас опережают три американские компании, две немецкие, одна индийская и одна японская. Если по странам считать, то Россия по производству технического углерода занимает четвертое место в мире. И первое по объемам экспорта. Благодаря именно нашему холдингу Россия не импортирует техуглерод, так как мы производим все самые современные его модификации. Все мировые брэнды, за исключением японских, являются потребителями нашей продукции. Хотя родина не признает наших успехов.
— Что вы имеете в виду?
— То, что в последние три года наш холдинг находился в состоянии тотальной осады. Сначала была предпринята попытка глобального захвата, а затем, когда это не удалось, была предпринята попытка незаконного истребования сначала 830 млн рублей, потом эта сумма уменьшилась до 430 млн рублей. В Омске на всех уровнях это решение устояло, и только после вмешательства Верховного суда оно было отменено как неправомерное. Однако до вынесения определения Верховного суда в Омске была осуществлена попытка перевода части этой суммы – 246 млн рублей — на зарубежный счет подсобного рабочего на стройке в Германии ДАНИЛОВА. Если бы это удалось, думаю, следов этих денег мы бы уже не нашли.
— Кто стоял за этим?
— В вашей газете 27 июня 2007 года было опубликовано открытое письмо коллектива ОАО «Техуглерод», где эти фамилии были названы. Там сказано, что в их числе бывший заместитель начальника УВД Омской области и бывший председатель областного суда.
— Насколько я помню, мы напечатали это письмо на правах рекламы.
— Но от этого оно не перестало быть правдивым. Сейчас эти люди озабочены сохранением лица. Хочу напомнить, что господин ПРОННИКОВ фигурирует в показаниях в рамках уголовного дела, возбужденного следственным комитетом Генпрокуратуры по Сибирскому федеральному округу.
— Что это за уголовное дело?
— Дело № 1112. Как и господин МИНГАЛЕВ. Я пока не знаю, будет ли им предъявлено обвинение. Я не юрист. Но я считаю, что все виновные в попытке рейдерского захвата должны понести наказание. Можно сказать, слава богу, что нам удалось отбить рейдерскую атаку. Но подчеркиваю: предприятие было вынуждено объявить банкротство – только таким образом можно было остановить исполнительное производство, основанное на абсолютно незаконном решении суда. И второе – все это нанесло определенный ущерб престижу нашего предприятия и в конечном счете престижу страны. Пришлось приложить чудовищные усилия, чтобы убедить западных партнеров, что мы исполним все обязательства и не подведем. Сейчас, когда Верховный суд полностью поддержал нашу позицию, мы можем наконец нормально заняться своим непосредственным делом – изготовлением технического углерода.
— Хочу вернуться к вашему анализу причин и последствий мирового кризиса. Какие же необходимы меры, чтобы сохранить российскую промышленность?
— Полагаю, правительство пойдет на мягкую девальвацию рубля, потому что это стимулирует рост экспорта реального сектора экономики и даст возможность экспортабельным предприятиям стать более конкурентоспособными.
— Кризис пришел в Россию надолго?
— Минимум лет на пять. Этот кризис опасней, чем великий кризис 1929 года. Тогда это коснулось только развитых стран, а сейчас он носит всеобъемлющий характер. Результатом будет новый мировой порядок, новое мировое устройство финансовой системы и т.д. По всей видимости, будет изменена роль Всемирного банка и Международного валютного фонда. Ну а мы в России, думаю, сделаем переоценку своей собственной экономики. Для этого есть все возможности: у нас сформировалось жесткое и решительное правительство, с быстрой и адекватной реакцией, что немаловажно. Предсказываю некоторую национализацию экономики, и полагаю, что это благо. Потому что частный собственник, который не смог угадать реальных тенденций и назанимал денег, должен быть признан неэффективным и уйти. Если в данный конкретный момент более эффективным собственником окажется государство, не вижу ничего здесь плохого. К тому же оно может сделать потом повторную приватизацию этого бизнеса путем продажи. По сути дела, будет проведена санация неэффективных предприятий и неэффективных банков. Если они назанимали больше, чем вытягивает их собственная экономика, то это говорит о низком уровне компетентности, квалификации, ну и в конце концов удачливости, если уж на то пошло.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.