С прошлого года ООО «МирАвиа» не может достроить на площадке бывшего ПО «Полет» четыре из шести заказанных Ан-3Т.
Четыре недоукомплектованных Ан-3Т хранятся сегодня в одном из омских цехов ГКНПЦ им. Хруничева. ООО «МирАвиа» (одно из предприятий группы «Юсон» Василия ЦОЯ) пока не может предоставить предприятию-сборщику четыре комплекта датчиков для топливных систем. Без них, как уверяют представители омского филиала космического холдинга, невозможно завершить процесс сборки самолетов, поэтому сейчас филиал пытается взыскать в Арбитражном суде Омской области убытки за хранение этих машин с ООО «МирАвиа».
В 2007 году на собственном интернет-портале группа «Юсон» размещала значительное количество информационных сообщений о возможном подписании тех или иных соглашений и о предварительных договоренностях с потенциальными покупателями Ан-3Т, заказ на сборку которых ПО «Полет» получило от ООО «МирАвиа». В начале прошлого года группа «Юсон» заявляла, что партия из 6 самолетов будет готова к поставке в течение II квартала 2007 года и что потенциальными покупателями этих самолетов могут стать авиакомпании северных и восточных регионов России, а также Казахстан, Монголия и ряд других стран дальнего зарубежья, и что особый интерес у всех вызывает омский самолет, оборудованный салоном бизнес-класса, в связи с чем скоро будет инициирована процедура по получению необходимой документации на VIP-модификацию Ан-3Т.
Были в то время, по информации от «Юсона», некие договоренности с британской Magellan Trading Company Ltd о том, что эта компания поучаствует в продвижении омского Ан-3Т на авиарынках Западной Европы и Латинской Америки, была обнадеживающая информация о возможном открытии представительства «Юсона» в ЮАР и о том, что до 2015 года планируется продать на рынках развивающихся стран Африки и Азии около четырехсот Ан-3Т. Однако, как выяснилось на прошлой неделе в ходе судебных слушаний, даже первая партия из шести самолетов не готова до сих пор. Заказчик забрал два заказанных Ан-3Т, а оставшиеся четыре машины так и стоят недоукомплектованными в цехе № 76 ПО «Полет».
Представители предприятия в суде заверяют, что уже больше года ПО «Полет» несет существенные затраты на содержание этих самолетов, а сроки поставки комплектующих постоянно сдвигаются по инициативе ООО «МирАвиа». Согласно последнему дополнительному соглашению самолеты нужно было отдать заказчику еще в июне 2008 года, но заказчик все еще задерживает четыре комплекта датчиков для топливных систем, без которых технологически невозможно завершить процесс сборки. Рассмотрение иска еще не завершилось (очередное заседание назначено на 3 декабря), поэтому точная сумма убытков ПО «Полет» неизвестна. Но представители предприятия намерены доказать, что уже на 1 мая 2008 года ООО «МирАвиа» задолжало ПО «Полет» за «простой» машин 982,8 тысячи рублей.
Примерно за такую же сумму, кстати, можно было бы решить проблему с комплектующими. Четыре комплекта этих датчиков оцениваются в 1,08 млн рублей. По сравнению с общей суммой контракта (88 млн рублей) — деньги небольшие, так что ООО «МирАвиа» вполне могло бы их найти, чтобы завершить процесс сборки самолетов. Но, судя по оговоркам спорящих сторон, у каждой из них накопилось много претензий друг к другу и каждая ждет, когда другая сторона пойдет ей навстречу.
Проблемы ООО «МирАвиа» связаны, как не трудно догадаться, и с проблемами головной компании самолетостроительного проекта ООО «Юсон-Сибирь». В октябре «КВ» ужесообщали, что служба судебных приставов разыскивает по омским кредитным организациям счета, вклады и банковские ячейки гендиректора ООО «Юсон-Сибирь» как физического лица, поскольку у приставов на руках есть исполнительный лист на 10 млн рублей по вступившему в силу решению суда по иску Сбербанка (см. «КВ» от 22 октября 2008 года). А на прошлой неделе стало известно, что судебные приставы возбудили еще одно исполнительное производство в отношении ООО «Юсон-Сибирь» и лично Василия ЦОЯ. На этот раз речь идет о 40,63 млн рублей, которые по решению Куйбышевского районного суда намерено взыскать с должника ОАО «Промсвязьбанк».
Кстати, в феврале этого года ООО «Юсон-Сибирь» строило планы по возможному сотрудничеству с Новосибирским авиационным производственным объединением имени Чкалова (на его базе работает предприятие «Сибирские самолеты Антонова», которое занимается производством, сбытом и сопровождением в эксплуатации самолета Ан-38). Новосибирцы серийно производят самолет Ан-38-100, а также сертифицируют Ан-38-200 с омскими двигателями ТВД-20, и разговор тогда шел о возможном переносе производства ближнемагистрального Ан-38 в Омск «ввиду предельной загруженности госзаказами НАПО им. Чкалова». Новосибирское предприятие, которое входит сегодня в концерн «Сухой», даже выражало готовность передать группе «Юсон» всю необходимую конструкторскую и технологическую документацию, а также оснастку, стапели и все необходимое вспомогательное оборудование, задействованное в технологическом процессе по сборке Ан-38. Видимо, и этим планам Василия ЦОЯ тоже не суждено сбыться.