Все рубрики
В Омске суббота, 14 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,4305    € 109,0126

Андрей ФЕДОРОВ, вице-президент фонда «Центр инновационных и правовых технологий «Перспектива»: «Живешь в мире высоких технологий, а транспорт находится на позавчерашнем уровне».

25 декабря 2008 16:58
0
1893

С января 2009 года в Омской области изменится порядок реализации транспортных льгот. Вместо удостоверений в автобусе, троллейбусе либо трамвае льготники будут предъявлять для сканирования именные электронные транспортные карты. Планируется, что электронная система позволит учитывать каждую поездку обладателя карты. Для региональной и муниципальной власти такой скрупулезный мониторинг передвижений льготников должен помочь с определением точной суммы, необходимой для компенсации затрат транспортных предприятий. Мнение по этому вопросу, а также по ряду других транспортных проблем корреспонденту «КВ» Кириллу СЧАСТЛИВОМУ высказал вице-президент фонда «Центр инновационных и правовых технологий «Перспектива» Андрей ФЕДОРОВ.

— Бесплатный проезд никогда не был на руку транспортникам, так как не приносил чистого дохода. Изменится ли их отношение к льготному проезду после введения электронной системы учета?
— Мне всегда было непонятно, кода говорят про бесплатный транспорт. Льготник не ездит в общественном транспорте бесплатно, потому что за него проезд оплачивает государство. Оно компенсирует транспортным предприятиям все их затраты, связанные со льготными перевозками. На эти цели в федеральном и региональном бюджете всегда заложена определенная сумма. Вообще сохранение льгот — это очень большой подарок для транспортных предприятий, когда с неба каждый год падает по нескольку сотен млн рублей. Поэтому в большей степени муниципальный транспорт как таковой и выживал за счет льготников. Невольно вспоминается один случай в метро, когда я прилетал в Москву в командировку. Не помню, какой это был год, но тогда уже льготы в Москве отменили. Захожу в метро и по привычке предъявляю удостоверение стоящей возле эскалатора работнице метро. Она на меня посмотрела и говорит, мол, «сынок, вы же льготы-то сами и отменили». Так что без льгот плохо. Но это, конечно, шутка. Если серьезно, то транспортникам не стоит воротить нос от льготников. Давайте, к примеру, предложим частным перевозчикам их возить. Естественно, с компенсацией со стороны государства. Думаю, 95% частников сказали бы «да» на такое предложение.

— Андрей Викторович, в декабре цена на бензин снижалась три раза. Как это может повлиять на тарифы в общественном транспорте и «газелях»?

— Топливо стало дешевле, а это привело к снижению себестоимости одной перевозки. В связи с этим РЭК необходимо внимательно понаблюдать за ситуацией и подумать над официальным снижением предельного тарифа на проезд в общественном транспорте и в «газелях». Правда, встает вопрос: если в феврале или марте топливо опять подорожает?

— По-вашему, какова реальная стоимость проезда в «газелях»?

— Без убытка для себя и при сохранении дохода предприниматели могут понижать стоимость проезда в «газелях» до 10 рублей. Можно даже установить предельный тариф в 9 рублей и ниже. Однако здесь не стоит забывать об одном нюансе. Если проезд в маршрутках будет стоить 9 рублей, то никто сейчас в морозы не будет стоять на остановке и ждать муниципальный транспорт. Начнется перекос пассажиропотока. В итоге в «газели» будут входить не 13, а все 18 пассажиров, кто-то из них будет ехать стоя. Хотя в последнее время многие «газели» так и работают. При этом автобусы и троллейбусы будут ходить пустыми. Это пагубно повлияет на экономику муниципального транспорта, не говоря уже о самой безопасности перевозок. Поэтому резко снижать тарифы нельзя.

— Очень скоро наступит Новый год. С какими транспортными проблемами город может столкнуться в 2009 году?

— В первую очередь это несогласованность графиков движения «газелей» и муниципального транспорта. В транспортной системе необходимо интегрировать два направления – частный и муниципальный сегмент. Пока же этого нет. Все носятся друг за другом, пытаясь перегнать. А смысл? Когда функционировал возглавляемый мной Омский союз автоперевозчиков (ОСА), были попытки скоординировать эту ситуацию. В свое время мы очень плодотворно сотрудничали с СибАДИ, который проводил в том числе исследования —
в какое время и сколько человек собирается на той или иной остановке. У нас были точные данные по количеству пассажиров, которые каждый день пользуются тем или иным маршрутом. Учитывая эти показатели, и составлялся график движения. Скорее всего наши исследования по пассажиропотоку актуальны и сейчас. Понятно, что с момента составления паспортов маршрутов прошло 3-4 года, но за это время население города увеличилось незначительно. Таким образом, согласованный график движения частников и муниципалов с его корреляцией поможет избавиться от заторов на дорогах, а общественный транспорт будет реже ходить пустым, работая себе в убыток. Департамент транспорта Омска устанавливает системы спутниковой навигации на каждый автобус, чтобы наблюдать за их движением. Ну, понаблюдают они, и что дальше? Системы управления-то никакой нет. Здесь должны быть иные мотивации. Я считаю, что на дорогах главенствующим должен быть муниципальный транспорт, а частный сектор – подвозящим. Но в любом случае движение одного и другого вида транспорта должно быть согласовано.

— И во вторую очередь…

— Как бы странно это ни звучало, но второй проблемой являются «газели». Городу будет очень плохо, если их количество еще возрастет. Сейчас дороги и так ими забиты.
Это как в рекламе про средства, помогающие избавиться от холестерина, которые забивают сосуды. «Газели» можно сравнить с плохим холестерином. Они забивают дороги. Кроме того, ежегодное увеличение автотранспорта в Омске составляет порядка 10%. А ведь мы живем в мегаполисе и нам нужно чем-то дышать. «Газели» отработали свой период времени, выполнили свои задачи. Сейчас большинство маршруток находится в очень плохом техническом состоянии. Они уже исчерпали свой ресурс, но все равно ездят. Их максимальный срок эксплуатации — полтора-два года, потом они начинают разваливаться. Но у предпринимателей есть возможность избавиться от «газелей» и приобрести микроавтобусы – «Мерседес», «Ивеко», «Хюндай». Это позволит им увеличить доходность примерно в три раза. Если одна «газель» в день перевозит 250 человек, то автобус большей вместимости в среднем – 680-720 человек. А вместо шести водителей, к примеру, понадобится всего два, что приведет к снижению себестоимости. Конечно, на коротких маршрутах нет смысла использовать микроавтобусы, здесь наиболее эффективны как раз «газели».

— А что делать с водителями, которые гоняют на грани нарушения ПДД, курят в салоне и ругаются с пассажирами?
— В этом плане идеальных водителей найти очень сложно. Думаю, что культура должна быть и у самого пассажира. В первую очередь правовая культура. Нет необходимости спорить и ругаться с водителем. Если он курит, он и дальше будет курить, нарушает правила — и дальше будет это делать. У нас есть УГАДН, ГИБДД, Роспотребнадзор, куда и стоит обращаться. Пассажирам необходимо научиться правильно реагировать на эти ситуации.

— Андрей Викторович, каким вы видите развитие транспортной системы городав перспективе?

— Если честно, то сейчас транспортная система города еще работает по принципу а-ля СССР. Она очень инертная. Это страшно, когда живешь в мире высоких технологий, а транспорт находится на позавчерашнем уровне. Не вчера, а именно позавчера. Нашей главной целью при создании ОСА как раз было внедрение в систему управления транспортом новых технологий. Думаю, было бы неплохо, чтобы эта организация вновь начала свою деятельность. Фактически специалисты ОСА никогда не прекращали свою деятельность. Мы все видим, понимаем и можем многое.

— Вы так уверены в возможностях ОСА?

— А почему бы и нет? Сейчас расскажу одну историю. В 2005 году в Москве проходило совещание УФАС, куда пригласили руководителя УФАС по Омской области Сергея СУМЕНКОВА, а также меня, руководителя ОООО «Омский союз автоперевозчиков». Рассматривались 12 вопросов, в том числе и проект ФЗ «О принципах организации пассажирских перевозок в РФ». У нас были предложения – и на выступление дали три минуты. После отведенного времени начался диспут по поводу предложений, который растянулся на час-полтора. В итоге в Омск пересылают проект этого ФЗ, чтобы ОСА сделал свои поправки. Совместно с научными учреждениями города мы поработали и предложили внести в проект закона 27 поправок, многие из которых в итоге прошли. Вот так Омск, в частности, поучаствовал в создании ФЗ «О принципах организации пассажирских перевозок в РФ».

— Что бы хотели пожелать омичам в следующем году?

— Пассажирам хочу пожелать культурных водителей, транспортным предприятиям — стабильности, водителям — ровных дорог, контролирующим органам — понимания. А тем омичам, которые не имеют никакого отношение к дорогом, — счастливого Нового года.

— Вы уже решили, как будете встречать Новый год?
— Я довольно консервативный человек Новый год — это семейный праздник, поэтомубуду его встречать в тепле своей фамилии. Уверен, что ни в каких шумных мероприятиях участие принимать не буду. Больше времени уделяю семье, которую и так редко вижу, зарывшись в работе.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий

Названы парки и стадионы Омска, где запретят торговать алкоголем во время новогодних праздников

Запрет на продажу спиртосодержащих напитков начинается за два часа до начала и заканчивается спустя два дня после окончания праздничных программ и рождественских катаний

13 декабря 12:30
0
333



Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.