— В существующих сегодня тарифах на передачу электроэнергии инвестиционной составляющей явно недостаточно для полноценного развития распределительных сетей. А развитие крайне необходимо, поскольку степень износа распределительных сетей Сибири превышает сегодня 70%, и без глобальной модернизации электросетевой комплекс уже не в состоянии обеспечить растущие потребности и региональных экономик, и всей российской экономики в целом. И эту проблему – привлечение инвестиций в необходимых объемах – призвана решить новая система тарифного регулирования в электроэнергетике.
Система RAB-регулирования была создана и впервые внедрена в Великобритании более 20 лет назад. Первыми перешли на новую модель тарифообразования компании связи и водоснабжения. Чуть позже эксперимент был распространен на электрические и газовые сети, порты, аэропорты и иные сферы бизнеса с ограниченной конкуренцией. С середины 90-х английский опыт переняли другие европейские страны, а также Австралия, Канада и США. Сегодня система формирования тарифов по методике RAB широко применяется во многих государствах Западной и Восточной Европы: в Великобритании, Чехии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Украине, Германии, Швеции и Норвегии, а сама система считается во всем мире образцом тарифного регулирования. В первую очередь для распределительных электрических сетей, а также систем водоснабжения и связи.
Аббревиатура RAB (Regulatory Asset Base) буквально переводится с английского как «регулируемая доходность капитала». Новая методика тарифного регулирования направлена на привлечение инвестиций в строительство и модернизацию сетевой инфраструктуры и стимулирование эффективных расходов сетевых организаций. Система дает регулируемым организациям стимул к снижению издержек, так как сэкономленные средства остаются в компании, в отличие от действующей в настоящее время системы «затраты плюс».
Для реализации региональных инвестиционных программ сетевые компании используют не только собственные, но и заемные средства. Исходя из этого тариф в методике RAB складывается из трех компонентов: средств на покрытие операционных затрат компании, средств на возврат акционерного и заемного капитала и средств на выплату процентов по займам. Если за время действия тарифа происходит снижение или увеличение по одному из этих параметров (удешевление кредитов, например, или изменение прогнозируемого уровня инфляции), то регулятор уменьшает нормативный уровень тарифа на величину сэкономленных расходов.
Тариф сетевых компаний будет формироваться таким образом, чтобы инвесторы имели возможность гарантированно возвращать инвестированные средства и проценты на привлеченные средства, получая при этом гарантированную государством норму доходности на инвестированный капитал. При расчете нормы доходности инвестированного капитала (исходя из которой регулятор будет устанавливать тариф) учитываются следующие показатели: экономически обоснованное соотношение заемного и собственного капитала на долгосрочный период, стоимость заемного капитала, которая рассчитывается как средняя стоимость долговых обязательств, сложившаяся в энергетической отрасли, а также стоимость собственного капитала компании.
Необходимая валовая выручка, посчитанная по методу RAB, включает в себя текущие расходы, доход на инвестированный капитал и возврат инвестированного капитала. В отличие от существующей системы «затраты плюс» в выручку не включаются непосредственно инвестиционные расходы. Они включаются в базу инвестированного капитала и возвращаются инвестору в течение 35 лет. Все это время на них начисляется доход, который также включается в тариф. Этот механизм идентичен ипотеке — инвестиции осуществляются сейчас, а потребитель платит за них в течение длительного срока.
Система RAB направлена и на повышение качества услуг инфраструктурных компаний. Новая методика формирования тарифов накладывает довольно жесткие обязательства на предприятия. В том числе в части применения стандартов надежности и качества обслуживания потребителей. Вводятся, например, параметры продолжительности, частоты отключений, исполнения нормативов на подключение и реакции на аварийные ситуации. Немаловажна и прогнозируемость тарифов. Если в настоящее время тарифы устанавливаются на год, то новая методика предполагает более длительные сроки регулирования – от трех до пяти лет (в 2009-2010 годах предполагается внедрение RAB-методики с периодом регулирования от двух до трех лет, а с 2011 года период регулирования должен увеличиться и составить пять лет). Следует отметить и то, что двадцатилетний опыт внедрения RAB-регулирования доказал его эффективность. Европейские компании в регулируемых государством отраслях снижали свои издержки в несколько раз, что влекло за собой серьезное снижение тарифа при одновременном увеличении инвестиций.
Роман СМЕЛИК