Генеральный директор ООО «Варм» Виктор САБЕЛЬФЕЛЬД признался корреспонденту «КВ» Сергею ЧЕРНАКОВУ, что не рассчитывал на положительный результат в Конституционном суде РФ. По его мнению, тот факт, что дело было принято к производству, уже было победой.
— Это было делом принципа. Мы рассчитывали на разъяснение КС о том, можно ли после вступившего в законную силу решения суда проводить повторную проверку, ссылаясь на статью 89 НК РФ, которая дает право налоговой проверять нижестоящую инспекцию. Честно говоря, шансов на победу было мало, так как при рассмотрении нашей жалобы в феврале ООО «Варм» поддержал только один человек — главный советник Комитета по конституционному законодательству Совета Федерации Елена ВИНОГРАДОВА. Остальные отнеслись к нашей жалобе скептически.
— Почему у налоговой возникли дополнительные претензии к вашему предприятию?
— До 2006 года ООО «Варм» по сути являлось бюджетообразующей организацией города Тары. Мы были единственной строительной компанией, которая бюджету города в виде налогов поставляла несколько миллионов рублей. Тарская налоговая инспекция меньше всего нас хотела потерять. В 2006 году проверка предприятия прошла без проблем. Затем инспекции из УФНС по Омской области дали установку посмотреть нас на наличие связи с фирмами, которые уклоняются от уплаты налогов.
В итоге компании вменили серые схемы работы. Получилось, что часть контрагентов, с которыми мы работали, попросту не платила налоги. В связи с этим налоговая и говорит, что ООО «Варм» кирпич не получало, обналичивало через них деньги, уменьшило налог на прибыль и спрятало НДС. Но в арбитражном суде мы доказали, что получали этот материал, из которого строили областную клиническую больницу на Березовой, прораб это подтверждает, товарные накладные и акты списания тоже это подтверждают.
— Вы знали, что ваши контрагенты не платят налоги?
— Об этом мы даже и не задумывались. Когда тебе срочно нужен кирпич, когда бетономешалка работает и без работы сидят три бригады каменщиков, приходится обращаться в ту фирму, у которой есть материал и которая уже завтра его сможет доставить на строительную площадку. У нас была такая авральная ситуация. И что нам по этому поводу говорит налоговый орган? При взаимоотношениях с контрагентами необходимо было собрать заверенные копии учредительных документов этих фирм и тщательно проверить их, потребовать справки об отсутствии задолженностей по налогам, зайти на сайт арбитражного суда и удостовериться, что к ним нет претензий со стороны налоговой, и так далее. На это, по меньшей мере, ушла бы неделя, а скорее всего нас бы попросту куда-нибудь послали. Практически выполнить эти процедуры было невозможно.
— В итоге суд решил, что компания ничего налоговой не должна?
— Конечно. Мы лишь понесли расходы, связанные с оплатой услуг юристов.
Начиная с 2006 года и до сегодняшнего дня затраты составили около полумиллиона рублей. Это сумма, куда входят также неоднократные поездки нашего представителя в Тюмень, Тару, Санкт-Петербург, оплата номеров в гостиницах. Обратившись в какую-нибудь другую адвокатскую контору, я бы заплатил в разы больше. Это очень скромные затраты, которые мы понесли за три года мытарств. Хочу сказать, что в ЗАО «Правовые технологии», куда мы обратились,
работает серьезная и ответственная команда, которая очень ответственно и с пониманием отнеслась к нашей проблеме. В частности, Антон МОТОС, который работал не ради денег, а ради своего профессионального интереса.
— Во время судебных разбирательств фирма вела строительные работы?
— Деятельность ООО «Варм» на период разбирательств была приостановлена, так как мы не верили в положительный для нас исход дела, боясь, что налоговая нас обанкротит. Компания перестала работать, чтобы не подводить заказчиков и партнеров. Представьте, работа идет полным ходом, от заказчика вы получаете авансы, от поставщика материалы, и вдруг в один прекрасный момент на наш счет в банке накладывается арест в размере 7 млн рублей. Примерно столько налоговая хотела с нас взыскать по сумме двух проверок. В итоге у меня нет денег, чтобы рассчитаться с партнерами за поставленный материал, и как следствие, невозможно сдать объект заказчику.
Мы приняли решение открыть организацию с тем же брэндом, только зарегистрированную в Омске. В 2006 году была получена лицензия на ООО ПСК «Варм», куда был переведен весь персонал и которая приняла на себя обязательства по выполнению текущих договоров с заказчиками. Возглавил ее мой сын Алексей. Поэтому наш коллектив ни на день не приостанавливали работу. Сейчас мы продлеваем лицензию ООО «Варм» в городе Таре и этот финансовый строительный год планируем начать с работы этой организации.
— Будете работать в Таре?
— Планируется, что будем работать с Тарским муниципалитетом по строительству трехподъездного многоквартирного дома площадью 1,3 тысячи квадратных метров для льготников, а также по ремонту жилого сектора по федеральной программе «Капитальный ремонт жилья».
— Строительство будет оплачиваться из областного бюджета?
— Сейчас государство очень осторожно относится к выделению финансирования на строительство. Если раньше Тарский муниципалитет мог обосновать необходимость строительства нового дома, региональное правительство выделяло средства для этого, после чего проводился аукцион, то в данный момент ситуация складывается по-другому. Мы вынуждены сами выступать в роли застройщиков-инвесторов, сами на свои оборотные средства начинать строительство, а муниципалитет гарантирует, что на высокой степени готовности правительство Омской области заключит договоры долевого участия и выделит деньги для тех категорий граждан, которые нуждаются в жилье. На сегодня нам необходимо 4-5 млн рублей, чтобы начать и беспрерывно строить дом, сдав объект к концу года. Нас сдерживает то, что своих свободных оборотных средств не хватит, на банки мы надежд не питаем. Если мы не будем уверены на 100%, что сможем начать и закончить строительство, то не будем браться за это объект. Долгостроя ни мы, ни Тарская администрация не хотим. А компании «Варм», выиграв конкурс, не хочется ударить лицом в грязь.
— Наверное, вы также будете очень осторожно работать с заказчиками?
— Ситуация такова, что в текущем году мы будем стараться не заработать, а не раздать. Возможно, компания уйдет в нули, но зато будет очень аккуратно налаживать взаимоотношения с заказчиком. Нет оплаты — останавливаем работы, нет оплаты протяженное время — прекращаем договорные отношения. Сейчас можно работать только так. Весь рынок так работает. Если полгода назад по звонку могли отгрузить абсолютно любой товар и оплатить его позже, причем суммы доходили до нескольких миллионов рублей, то в данный момент отношения между участниками рынка изменились.
Материал отпускают не под честное слово, не по договору с отсрочкой платежа, а только за деньги. Даже те партнеры, с которыми мы работали вместе пять-шесть лет, поставляют нам материалы при условии их полной оплаты. Потому что им выставили такие же условия дилеры, которых перестали кредитовать заводы, в свою очередь, переставшие получать кредиты в банках. Это очень сильно тормозит строительный комплекс, благодаря которому до недавнего времени пополнялись городские и областные бюджеты, процветала рекламная индустрия. Все на этом кормились, а сейчас это все исчезло одним махом. Так что наша компания будет работать очень осторожно, вплоть до того, что вообще прекратит деятельность до наступления благоприятных условий на рынке.
— Сколько человек работает в компании?
— У нас большая текучесть кадров. Штат может составлять от 40 до 300 человек. Все зависит от объемов работ. На сегодняшний день на предприятии числится порядка 35 человек. Весной и летом, при увеличении объемов работ, численность может увеличиться от 5 до 10 раз. Тем более что мы не будем ограничиваться только Омском и Тарой. В прошлом году вели строительство в Муромцеве, Больших Уках, Шербакуле. Компания работает с частным заказчиком, и в этом году делаем ставку на частную застройку, на применение экономных теплосберегающих материалов, которые позволят быстро и недорого возводить жилье. Начав в мае, уже в июле-августе мы готовы будем передать готовый объект. Помимо общестроительных работ, которые выполняются рядом организаций, есть специальные работы, которые могут выполнить некоторые компании, в том числе и мы. Компания «Варм» производит полистиролбетонные блоки. У нас есть немецкое профессиональное оборудование, которое позволяет делать монолитную кладку легкого бетона на кровлях или полах с достаточно высокой производительностью — 300-400 квадратных метров готовой стяжки пола в день. Этой технологией на омском рынке владеет ряд компаний, но профессионально работает только «Варм».