— С 1 мая Госдума РФ предписала всему чиновничьему братству прекратить «кошмарить» бизнес. По мнению авторов законопроекта, прежде всего высшего руководства страны, эта мера позволит наконец уменьшить уровень коррупции в России и как следствие, оживит малый и средний бизнес. Который в любой стране с рыночной экономикой является базисом. Но как всегда в России суровость законов компенсируется необязательностью их исполнения. Например, у нас в Омской области, похоже, его соблюдать не собираются вообще. Речь идет о продолжающейся войне, по-другому трудно сформулировать те действия региональной власти против федерального предприятия. Правда, как черным юмором шутят сотрудники омской милиции, вы являетесь крупнейшим налогоплательщиком в области и никакого отношения к малому и среднему бизнесу не имеете.
Уже много лет продолжается рейдерская атака на Омский аэропорт. Рейдерство, как гласит энциклопедия, — это поглощение предприятия против воли собственника или руководителя.
Собственником ОАО «Омский аэропорт» является государство. Руководителем, вот уже более 20 лет, ваш покорный слуга Сергей КРУГЛОВ. Как нормальный наемный менеджер, я обязан принимать решения, направленные на повышение эффективности работы предприятия, и блокировать решения, которые могут привести к обратному эффекту. Поэтому на все предложения наших оппонентов по передаче данного предприятия в областную, а затем в частную собственность мы всегда отвечали в соответствии с законом: предоставьте технико-экономическое обоснование отчуждения активов из федеральной собственности, инвестиционный договор и бизнес-план – то есть как будет работать новый аэропорт с точки зрения его эффективности, платежеспособности, привлекательности для авиакомпаний и т.д. Что эта рокировка даст для собственника – Российской Федерации — в целом и для экономики региона в частности. Ответы всегда были декларативные без расчетов и обоснований, и главное, да простят меня наши оппоненты, – дилетантские. Из серии – мы построим такой красивый аэропорт, что все авиакомпании полетят к нам и через 2-3 года объем отправок из аэропорта Омск-Федоровка составит 1,29 млн пассажиров в год. То есть почти в 6 раз выше ныне существующих. Это при нынешней-то тенденции 20% ежегодного снижения в условиях кризиса по всей стране. Собственник – Российская Федерация – прислушивался к доводам специалистов и не торопился передать свои активы при столь сомнительных перспективах на будущее. Даже несмотря на тот высокий уровень коррупции в стране. Один достаточно высокопоставленный чиновник в Москве на мой вопрос, могут ли при таких прямых нарушениях федеральных законов передать Омский аэропорт области, ответил – могут. Более того, если ваш потенциальный инвестор не пожалеет денег, то вашей области могут передать хоть Шереметьево. Комментарии, как говорится, излишни. Но тут, похоже, или инвестора нет вообще, или он больно прижимистый или бедный. Несмотря на обещания через неделю-другую получить в собственность аэропорт, вот уже больше года вожделенного указа о передаче нет, и слава богу. Кстати, об инвесторе. Судя по омской прессе, на эту роль кого только не предлагали, а по последним публикациям официальной омской хроники уже принялись за иностранцев. Приезжают чехи, неважно, что не того профиля – предлагают им. Через 2 недели приезжают немцы, на этот раз того профиля – предлагают им. Причем по традиции девяностых годов – бартером. Вы нам аэропорт – мы вам землю. Но немцы – народ воспитанный и цивилизованный. Они вежливо говорят, извините, мы не девелоперы и такими схемами не занимаемся. А о чем они подумали про себя, мы наверное, никогда не узнаем, и тоже слава богу. А то было бы за державу обидно. И все было бы ничего, да оппоненты наши, уже приняв для себя решение, отступать не намерены, доводам не внемлют, а, как дорожный каток с оборванными тормозами, тупо летят по наклонной, ставя под угрозу нормальное функционирование федерального предприятия – международного аэропорта Омск-Центральный. Серия уголовных дел против меня, как руководителя предприятия, и руководителя профсоюзной организации аэропорта, направлена на раскол в коллективе, смену руководства и решение своих поставленных задач.
Более года назад при возбуждении первого уголовного дела мгновенно появилась информация в омской прессе, Авиагородок был завален листовками с воззванием «Круглов, уходи!» и предложением руководству Росавиации от руководства области убрать меня с должности. Руководство отрасли резонно ответило, что предприятие «Омский аэропорт» — одно из лучших в России и претензий к его руководству нет. Будет решение суда – будет рассмотрен вопрос о смене генерального директора. В конце года назначается новый руководитель Росавиации и процедура повторяется. Возбуждается новое уголовное дело и снова обращение губернатора о снятии меня с должности и назначении генеральным директором аэропорта господина БЕРМАНА. Теперь уже Росимущество, как собственник аэропорта, отказалось рассматривать этот вопрос, нет оснований менять руководство эффективно работающего предприятия. Опять появляются новые серии листовок в Кировском округе и публикации определенной направленности в омских СМИ. И помимо милицейского прессинга начинается то, чему, в общем-то, трудно дать определение. Как по мановению чьей-то дирижерской палочки вдруг все банки, которые еще вчера изъявляли готовность принять участие в кредитовании нашего предприятия, потупив взор, начали отказываться по разным мотивам. Самый нейтральный из них – это ожидаемая смена собственника с федеральной на областную, самая откровенная – нас предупредили, что если мы вас будем кредитовать, то у нас будут проблемы. И у предприятия, а в силу нашей специфики в зимний период даже в хорошие времена всегда отрицательный финансовый результат, который в летний сезон с лихвой перекрывался прибылью, действительно начались проблемы. И как только мы на один день (!) задержали заработную плату нашим работникам, все омские СМИ растиражировали эту новость. На заседание совета директоров предприятия тут же пришла «инициативная группа граждан г. Омска». С требованием теперь уже к совету директоров снять с должности КРУГЛОВА и немедленно начать строить Федоровку. Конечно, эта «группа товарищей» ничего кроме грустной улыбки не вызывает, причем и у них самих. Как взрослые люди, они понимают весь идиотизм этого цирка. А вот история с блокированием финансирования федерального предприятия с полутора тысячами работников, на мой взгляд, — тема для пристального и детального разбирательства со стороны органов прокуратуры и Управления ФСБ. В условиях кризиса искусственно создавать напряженность и ставить на грань остановки такое предприятие, как федеральный, международный аэропорт – это уже не смешно. И я надеюсь, руководители вышеупомянутых ведомств читают это уважаемое издание и дадут соответствующие распоряжения.
Зимний финансовый кризис нашему предприятию удалось преодолеть своими силами без дополнительного кредитования, но для нормальной работы любого предприятия в условиях отсутствия оборотных средств кредиты все равно необходимы. Мы объявили конкурс среди банков, и если опять будут включены административные рычаги и банки опять не захотят иметь обещанных проблем даже ценой потери выгодного заемщика, мы вынуждены будем перевести обслуживание предприятия в банки Новосибирска или Москвы, и полуторамиллиардный оборот Омского аэропорта уйдет в банки соседних регионов, не имеющих в Омской области своих филиалов, а следовательно, не подверженных местному административному нажиму. И несмотря на то, что и в Новосибирске, и в Москве договоренности уже достигнуты, хочется еще раз обратиться к областному руководству с просьбой снять эту никому не нужную блокаду.
Буквально на днях группа молодых людей с аккуратной стрижкой поставила к администрации предприятия нескольких пенсионеров и вручила им плакаты с требованием смены руководства аэропорта. Наши работники, естественно, вопрошают: чем вас-то не устраивает КРУГЛОВ?
-А он не строит новый аэропорт.
-Так он и не обещал его строить. Его строить обещал губернатор — вот туда и идите
-Тогда пусть КРУГЛОВ отдаст нам акции …
Немая сцена и хохот. Люди, которых сюда привезли как «инициативную группу жителей города», оказалось, даже понятия не имеют, что собственником аэропорта является не КРУГЛОВ, а Российская Федерация. И что именно авиаторы против передачи предприятия в частные руки без четкого понимания того, что частник с ним будет делать. И не останутся ли они, как их соседи Омскавиа у разбитого корыта. А ведь им тоже обещали золотые горы. Видя такое дело, «группа товарищей» быстро собралась и уехала от греха подальше.
Вообще считаю, что эту войну против своих граждан нужно прекратить, а то уже дошли в ней до того, что на празднование 80-летия Омского аэропорта – предприятия, являющегося крупнейшим налогоплательщиком в регионе, администрацией отказано в получении грамот для ветеранов-авиаторов, долгие годы проработавших на предприятии и своим трудом создававших авиацию Прииртышья. Это уже просто некрасиво и даже как-то по-детски.
Уже какой месяц руководитель транспортного предприятия не может добиться встречи с вновь назначенным министром промышленной политики, транспорта и связи областного правительства. А ведь у нас есть о чем поговорить. Омский аэропорт, независимо, частный он будет, как хотят наши оппоненты, или государственный, как желает коллектив, это омское предприятие, и дальнейшее его развитие не только наша, но и ваша забота. И правильность принятия решений по его развитию может быть только согласованной как со стороны администрации, так и со стороны профессионалов-авиаторов. Чем скорее это произойдет, тем лучше будет для всех. И для предприятия, и для региона, и для страны в целом.