Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Олег ПОДКОРЫТОВ, первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области: «Губернатор поддержал идею создания в Омской области логистического центра для реализации сельхозпродукции»

25 ноября 2009 13:27
0
1866

По данным Омскстата, за 9 месяцев 2009 года существенно увеличились поставки из Омской области отдельных видов продовольственных товаров за пределы региона. И этот результат, как считают в региональном минсельхозпроде, далеко не предел. Значительные резервы есть и в сельском товарном производстве, и в системе продвижения омской сельхозпродукции в Омском регионе, а также на продовольственных рынках РФ и зарубежных стран. О том, что нужно сделать, чтобы еще больше производить и больше продавать, обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ расспросил первого заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области Олега ПОДКОРЫТОВА.

— Олег Николаевич, как региональная власть может помочь местным производителям продовольствия? В чем вообще перспективы нашего продовольственного рынка?

— Перспективы прежде всего в укреплении сельскохозяйственной базы, что дает нам эффективность производства и снижение себестоимости. Возьмем, к примеру, молочное производство. Внутреннее потребление молока в области – порядка 500 тысяч тонн в год. В этом году общий объем произведенного молока планируется на уровне 853 тысяч тонн. Вот этот излишек можно и нужно реализовывать за пределами области.

Вообще, на наш взгляд, Омская область обладает хорошим потенциалом для развития экспорта сельхозпродукции. Если говорить об объемах поставок, то молочных консервов вывозится за пределы области порядка 60% от всего объема производства. Колбасных изделий – 34%. Муки – 32%. Для сравнения, если в 2006 году экспорт сельхозпродукции за пределы России составлял 0,7% от общего количества произведенной в регионе продукции, то за 6 месяцев 2009 года доля экспортной продукции составила уже почти 13%. Это я говорю о поставках во все страны — и СНГ, и дальнего зарубежья.

— По каким видам продовольственных товаров рост поставок наибольший?

— Если говорить не только о зарубежных странах, но и о России, а Омская область поставляет в настоящее время продовольственные товары и сельхозпродукцию в 60 регионов, то мяса и птицы, например, региональные производители экспортировали в 2,2 раза больше, чем за тот же период 2008 года. Сыров — в 2,3 раза больше. Масла — в 1,7 раза. Сухого молока — в 3,9 раза. По колбасным изделиям рост составил почти 60%. По молочным консервам — почти 30%. На 77% увеличился вывоз цельномолочной продукции. И перспективы для роста, на мой взгляд, еще есть. Успокаиваться нельзя.

Нужно продолжать работу над повышением качества, над упаковкой, фасовкой и так далее. Необходимо создавать специализированные логистические центры, которые помогли бы в увеличении объемов реализации сельхозпродукции, произведенной в Омской области. И мы этим уже занимаемся. Главное, что эту идею поддерживает губернатор. В таких логистических центрах должны быть складские помещения с современным холодильным оборудованием, обеспечивающим особый температурный режим, первичная переработка, чтобы производители выигрывали во времени, а потребители — в качестве сельхозпродукции и ее безопасности. А в результате выигрывал бы регион.

— За счет увеличения продаж?

— Дело ведь в том, что увеличение объемов продаж любого товара всегда приводит в росту производства, а это в свою очередь приводит к снижению себестоимости и снижению розничных цен. Простой пример с картофелем. В этом году в Омской области собран хороший урожай – 900 тысяч тонн. Но производители реализуют его небольшими партиями, что отражается на цене. И если использовать возможности логистического центра, чтобы сократить затраты на доставку, переработку, фасовку картофеля в Омск, то и розничные цены, соответственно, будут ниже, а фермеры, которые производят картофель, смогут реализовать всю свою продукцию и получат доход. В итоге выигрывают все.

— А есть в России примеры подобных логистических центров?

— Три года назад я побывал в городе Дмитрове и там видел, как работает овощеводческий центр. Начинался он с небольшого склада, в котором владельцы организовали первичную переработку картофеля, моркови, свеклы. Потом закупили современное оборудование, утеплили помещения склада, расширились, стали активно заниматься продвижением своей продукции. Практически за два года они увеличили обороты в десятки раз. Стали закупать картофель не только в Подмосковье, но и в Краснодарском крае и в других регионах. Сегодня, насколько я знаю, пытаются организовать логистический центр для сельхозпродукции в Тюмени.

— В какие сроки можно ожидать появления омских логистических центров для сельхозпродукции?

— Пока, думаю, рано говорить о конкретных сроках. В настоящий момент мы лишь на стадии выбора площадок. Но конкретные предложения уже есть — рассматриваются две площадки в Омском районе. Есть и желание агробизнеса поработать в этом направлении, так что у нас, я думаю, все получится.

— То есть работа идет?

— Задачей создания логистических центров в настоящее время занимается специально созданная по распоряжению главы региона рабочая группа, в которую вошли специалисты из минэкономики, минимущества, минфина, представители регионального агробизнеса. Понятно, что это будут частные инвестиции. Власть не может инвестировать бюджетные средства в создание логистических центров. В этом вопросе прежде всего нужна инициатива со стороны агробизнеса. А мы всегда готовы помочь в любом вопросе.
Главное, что это пойдет на пользу потребителю. Мы будем больше продавать, больше производить сельхозпродукции в Омской области.

— В том числе и сыров? Помнится, одно время был всплеск сыроделия в регионе. А сейчас как складывается ситуация?

— Ситуация непростая, но меняется в лучшую сторону, о чем говорит хотя бы тот факт, что объемы вывоза сыра из региона в этом году, как я уже отмечал, выросли более чем в два раза. Если помните, Русско-Полянский молочный завод почти закрылся в свое время, а на последнюю агровыставку он уже привозил свою продукцию, в том числе и сыры. Я уверен, что через некоторое время и этот молзавод заработает ритмично. Тюкалинский и Муромцевский молзаводы стабильно производят сыры, их продукция расходится.
Но этого недостаточно. Конечно, производителям масла и сыров необходима поддержка. И мы сейчас обдумываем этот вопрос. У нас проводятся в Омске тендеры на поставки продуктов питания для бюджетных организаций – школ, детских садов, больниц. Кто выигрывает эти тендеры? В основном посредники. А почему не производители? Неужели они не могут поставлять продукцию дешевле и качественнее? Могут, я думаю. И тогда мы, во-первых, поддержим своих товаропроизводителей, во-вторых, в бюджетные организации будет поставляться более свежая продукция по приемлемым ценам. Считаю, наше министерство совместно с министерством экономики совместными усилиями решит этот вопрос.

— В свое время было много проектов и по строительству мегаферм? Хоть какие-то из этих проектов продвигаются или все замерли в связи с кризисом?

— Есть, конечно, проблемы в связи с кризисом. Но в том же «Знамени» Марьяновского района первая очередь на 750 голов была запущена. Ферма успешно работает. Параллельно с новым строительством в этом хозяйстве ведется реконструкция двух животноводческих помещений, и сегодня они ни в чем не уступают современным мегафермам. Есть и другие удачные примеры расширения молочного производства: СПК «Лидер» в Большереченском районе, ЗАО «Нива», ЗАО «Богодуховское» в Павлоградском районе, СПК «Ермак», СПК «Рассохинский» в Нововаршавском районе. Причина проблем, понятно, в сроках окупаемости. Реализовать большой проект с нуля – это примерно 200 млн рублей. А реконструкция уже действующих комплексов, рассчитанных где-то на 400 голов, обходится в среднем 20 млн рублей. Согласитесь, 20 млн рублей окупятся значительно быстрей, чем 200 млн рублей. И в кризисных условиях – это выход из ситуации.

— А что можно сделать, чтобы объемы молока зимой не снижались?

— Этим вопросом мы занимаемся плотно. Направляем наших производителей, чтобы они внедряли технологию круглогодичного отела, и тогда молоко будет производиться приблизительно в одинаковом количестве круглый год. Часть сельхозпроизводителей, такие, как ЗАО «Знамя» Марьяновского района, СПК «Ермак» Нововаршавского района и многие другие уже перешли на такую технологию. У них баланс молока выравнивается по году. Хотя это и требует существенных инвестиций, но в итоге окупается. Закупочные цены на молоко зимой выше. Да и крупные предприятия переработки отдают предпочтение тем производителям, кто не снижает выработку молока в зимний период.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.