О сегодняшней ситуации на омском рынке программных продуктов и ИТ-услуг шла речь на пресс-конференции одного из лидеров российского ИТ-рынка — компании Softline, которая отметила на прошлой неделе свое трехлетнее присутствие в Омске. Российский IT-рынок — и омский в том числе — до сих пор существенно отличается от мирового. По оценке, которую проводила в 2009 году компания IDC, в Германии, например, лишь 31% IT-рынка приходится на оборудование. Остальное — это программные продукты и IT-услуги. В России совершенно иная ситуация, и «железо» занимает порядка 68% рынка.
По словам руководителя омского представительства компании Softline Алексея ФРОЛОВА (компания представлена в 16 странах и 53 городах России, в разных регионах занимает от 25% до 35% рынка программных продуктов и ИТ-решений), в Омске диспропорция между «железом» и программными продуктами еще больше.
— Собственных исследований омского рынка мы не проводили, но если судить по открытым конкурсам, спрос на «железо» доминирует. И перелом начнется в лучшем случае через 2-3 года, — говорит Алексей ФРОЛОВ. — Плохо, разумеется, повлиял на IT-рынок и финансовый кризис. У многих предпринимателей и так-то существует устойчивое понимание, что информационные технологии — это компьютер, который можно осязать, а не программный продукт, а в кризис, когда денег стало меньше, выбор в большинстве случаев делается именно в пользу «железа».
По мнению Алексея ФРОЛОВА, на омском рынке IT-решений не сложилась и полноценная конкурентная среда. Конкуренция ощущается лишь в сегменте конкурсных поставок программных продуктов. Но это самый простой сегмент, по мнению Алексея ФРОЛОВА, и он никак не влияет на общую ситуацию на рынке. А если говорить о больших проектах, о внедрении в бизнес-среду сложных IT-решений, то здесь компетенции не всегда хватает как заказчикам, так и многим игрокам IТ-рынка.
C тем, что участие в конкурсах — это еще не IT-бизнес, согласна и омский представитель компании Microsoft Наталья ДОРОНИНА.
— Конкурсы — это лишь возможность для компании-интегратора поддержать оборот, — считает Наталья ДОРОНИНА. — Бизнес для системного интегратора — это развитие направления. И в этом смысле конкуренция на омском рынке находится еще в зачаточном состоянии. Мы тоже стремимся, конечно, чтобы омский IТ-бизнес развивался и программные продукты нашей компании могли работать с максимальной отдачей, но решения по реализации больших проектов не принимаются спонтанно. Это, как правило, очень большие деньги. А сегодня, в условиях кризиса, не многие в Омске готовы их вкладывать в развитие IT-инфраструктуры.
О тех же тенденциях, кстати, говорят и аналитики из IDC. В 2009 году затраты на IT в России снизятся на 45,7% в долларовом выражении, а основную часть своих IТ-бюджетов российский бизнес будет направляется на поддержание текущей деятельности.